|
СНОВА АССОЦИАЦИИ НА ВЫСОЙКОЙ НОТЕ
После двухлетней паузы, вызванной пандемией, вернулось главное модное событие петербургского лета – арт-проект «Ассоциации»: масштабный имиджевый проект музея-заповедника «Царское Село». Театрализованное дефиле прошло в Екатерининском парке 25 июня. «Ассоциации-2022» – проект, посвященный музыке, их название – «Высокая нота».
В этом году в двенадцатый раз музей предложил ведущим петербургским дизайнерам создать коллекции на заданную тему. В проекте«Ассоциаций-2022» приняли участие – Татьяна Парфенова, Лилия Киселенко, Стас Лопаткин, Янис Чамалиди. Режиссёр-постановщик – Юрий Александров, художественный руководитель музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера».
– «Ассоциации» стали событийным брендом нашего музея. Они достойно представляют Петербург, российскую культуру и отечественную модную индустрию за рубежом. Думаю, это вопрос обозримого будущего. На мой взгляд, у нашего проекта сейчас некий поворотный пункт. Будем искать новые решения и двигаться к новым именам, локациям, новому прочтению. Царское Село, как всегда, даст нам силы для этого, – говорит директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.
Проект 2022 года стал единственным из Санкт-Петербурга победителем второго специального конкурса грантов президента Российской Федерации и реализовался при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Оператор проекта – Санкт-Петербургский Фонд развития бизнеса.
![]()
Партнёры проекта:
Belmond Grand Hotel Europe, «ОСКАР-кейтеринг», промышленная группа «Ладога».
Генеральный информационный партнер: АО «Петроцентр», газета «Петербургский дневник».
Информационные партнеры: международный вещательWorld Fashion Channel, телеканал «Санкт-Петербург», газета «Metro Санкт-Петербург», Авторадио, VK Клипы, Dress Code Magazine, St Petersburg Fashion Week.
Площадки:
Татьяна Парфенова – Фрейлинский садик
Лилия Киселенко – лестница Камероновой галереи
Стас Лопаткин – площадка у павильона «Верхняя ванна»
Янис Чамалиди – площадка у центрального входа в Екатерининский дворец.
Каждый дизайнер представит свою коллекцию трижды. Начало в 13.00. Финальный показ – в 18.00 перед фасадом Екатерининского дворца.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Музыка всегда звучала в дворцах и парках Царского Села, была непременным атрибутом праздников, балов, концертов, прогулок на пленэре.
В XVIII – начале XIX века в парках часто играли роговые оркестры – их глубокое, ни с чем не сравнимое звучание требовало больших пространств. Их обычно помещали в эффектных местах: на возвышенностях в парке, на острове на Большом пруду. Под звуки роговой музыки устраивались катания в лодках, особенно любимые в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Репертуар роговых оркестров был самым разнообразным: в него входили отрывки из популярных опер, танцы, марши, то есть развлекательная музыка того времени.
В Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце на сцене комнатного театра в Первой антикамере выступали русские, французские, немецкие и итальянские труппы.
В 1777 году императрица Екатерина II распорядилась заложить в новом царскосельском саду (ныне Александровский парк) оперный дом, известный сейчас как Китайский театр. Проект здания «каменной оперы» разработал Антонио Ринальди, а воплотил в жизнь в 1778 году, правда, со значительными изменениями – Илья Неелов.
Китайский театр открыли представлением оперы придворного композитора Джованни Паизиелло «Дмитрий Артаксеркс», которая была показана Екатерине II, дипломатическому корпусу и "знатному шляхетству". Следующая постановка на сцене Китайского театра – «Идол китайский». Паизиелло был основным «поставщиком» театрального репертуара при Екатерине II. В XVIII веке летние сезоны в Китайском театре были необычайно насыщенными.
После смерти Екатерины II в течение 25 лет в Китайском театре не было представлений. Они возобновились 22 июля 1821 года парадным спектаклем в день именин вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Помимо выступлений придворных артистов на сцене театра выступали гастролеры. Например, летом 1830 года состоялось исполнение оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» с участием знаменитой немецкой певицы Гентриетты Зонтаг.
В 1902 году здесь были даны спектакли для французского президента Эмиля Лубе – второй акт «Конька-горбунка» с участием балерин Любови Рославлевой и Юлии Седовой и второй акт «Лебединого озера» с участием артистов Мариинского театра.
Театральная жизнь окончательно прекратилась в 1914 году. С осени 1918-го Китайский театр открыли для осмотра. 15 сентября 1941 года при обстреле Пушкина уникальное сооружение почти полностью сгорело. В планах музея – восстановление этого объекта.
Часто в Царском Селе звучала итальянская инструментальная музыка, исполнялись оперы неаполитанца Джованни Паизелло, Доменико Чимарозы из Аверсы, Джузеппе Сарти из Фаэнцы, выступал гениальный юный дирижер Вилли Ферреро и виртуозная арфистка Виргиния Чиарлоне. Здесь давал оперы Верди и Доницетти знаменитый итальянский антрепренер Карло Гвиди, открывший миру многих знаменитых певцов, в частности Энрико Карузо.
Музыка была неотъемлемой частью жизни всех представителей династии Романовых, в том числе в семье последнего российского императора Николая II. В жилых комнатах на половине императрицы Александры Федоровны в Александровском дворце находились два рояля, фисгармонь, фортепиано, две цитры, губная гармонь, а также новинка того времени – граммофон фирмы «Товарищество В. И. Ребиков и Кº» с набором пластинок.
Александра Федоровна пела дуэты и играла в четыре руки с дочерьми или приглашенными дамами из близкого окружения, устраивала домашние концерты. После рождения цесаревича Алексея популярным музыкальным инструментом в семье стала трехструнная балалайка, игру на которой наследник очень полюбил. Сам император Николай II предпочитал слушать музыку: регулярно посещал оперу, балет, особо ценил произведения русских композиторов Чайковского, Танеева, духовную музыку Бортнянского, Турчанинова, Львова.
Отдел по связям с общественностью
ГМЗ «Царское Село»
(812) 415-76-05
|