авторы компании
Хитов:
485
Дизайн интерьеров
Хитов:
320
Хитов:
6718
Арт дизайн

 


КАМПУС VITRA КАК ОБРАЗЕЦ ФАБРИЧНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Маргарита Алексеевна Морозова
12.05.2013
Развитие кампуса Vitra

После 1993 года, когда было завершено строительство Павильона для Конференций Тадао Андо и Пожарной Станции Захи Хадид, вслед за которыми был открыт фабричный корпус Альваро Сизы, новые здания не возводились на кампусе Vitra в Вайле-на-Рейне более десяти лет.

Ando Conference Pavillon, Architect Tadao Ando, © Vitra (www.vitra.com)
 
Zaha Hadid Fire Station, © Vitra (www.vitra.com)
 
Siza Manufacturing Hall, Architect Alvaro Siza,© Vitra (www.vitra.com)

Новый этап развития начался в 2006 году, который ознаменовался заказами, порученными швейцарскому архитектурному бюро Herzog & de Meuron и японским архитекторам из SANAA. Базельские архитекторы Жак Герцог и Пьер де Мерон работали над проектом VitraHaus за пределами огороженной территории фактического производства в северной части кампуса. VitraHaus, открытие которого произошло в начале 2010 года, используется для презентации коллекции Vitra Home и служит входом в фабричный комплекс, а также в Музей Дизайна Vitra архитектора Фрэнка Гери.

VitraHaus by Herzog & de Meuron, © Vitra (www.vitra.com)

В южной части кампуса SANAA начало работу над производственным помещением для Vitrashop – компании, занимающейся производством и дистрибуцией торгового оборудования в рамках Vitra Group. По завершении строительства этих двух новых зданий также была проведена частичная реструктуризация кампуса. В итоге дорожное полотно для рабочих целей (операционной логистики) было отделено от места движения посетителей кампуса. Центральная ось, ведущая к пожарной части Захи Хадид, сейчас по большей части открыта для посетителей, а доставка и разгрузка происходит на подъездном пути, который находится в восточной части кампуса.
 
SANAA factory building, 2012, Exterior view, © Vitra (www.vitra.com)
 
Чем обусловлен выбор SANAA

Выбрав для этого проекта бюро SANAA, Vitra продолжила следовать своей стратегии, которая уже на протяжении 25 лет заключается в выборе всемирно известных архитекторов для наполнения кампуса архитектурными объектами. Архитектурное бюро SANAA (Sejima and Nishizawa and Associates), которое было основано Кадзуйо Седзима и Рюэ Нисидзава в Токио в 1995 году, изначально занималось жилыми сооружениями и небольшими проектами в Японии, вроде зданий музеев.

2013, SANAA press conference, Photography Bettina Matthiessen, © Vitra (www.vitra.com)
 
В 2000-х гг. несколько известных проектов было реализовано ими в Европе и Северной Америке, например, Школа менеджмента и дизайна Цольферайн (Zollverein School of Management and Design), Театр и Культурный центр в Алмере (Theatre and Cultural Centre in Almere), Стеклянный павильон Музея искусств Толедо (Glass Pavilion at the Toledo Museum of Art), Новый Музей Современного искусства в Нью-Йорке (New Museum of Contemporary Art in New York) и Образовательный центр Ролекс (Rolex Learning Center) при Федеральной политехнической школе Лозанны. В 2012 году состоялось открытие художественного музея-спутника Лувра, расположенного на севере Франции, в Лансе.
Рольф Фельбаум, председатель совета директоров Vitra, рассказывает, чем ему интересна архитектурная направленность SANAA и почему он выбрал именно японских специалистов: несмотря на легкость и точность, архитектура SANAA не определяется жестким формализмом, натянутой оригинальностью или назидательным минимализмом.
Фельбаум признает фундаментальную характеристику в «устранении всего того, что не является нужным». Другими словами, устранение всего лишнего визуализирует требования к архитектуре и структуре здания.
Одной из черт архитектуры SANAA является анализ сложных пространственных и функциональных потребностей и построение строго редуцированной планировки, которая порывает с традиционной иерархичностью и дает свободу в использовании пространства. Одним из показательных примеров является Музей современного искусства 21-го века в Канадзаве (2004), в котором галереи разных размеров, форм и пропорций в сочетании с помещениями, несущими дополнительные функции, интегрированы в пространство, образуемое округлыми стеклянными стенами, благодаря чему становятся возможными самые разные варианты репрезентации выставок.
 
Производственный объект без модели для подражания

Почти все объекты, над которыми бюро SANAA работало ранее, были культурно-просветительскими учреждениями или университетами. Проектируя свой первый промышленный объект в Вайле-на-Рейне, архитекторы SANAA стремились применить тот же подход. Появление проекта нового здания было вызвано стремлением руководства Vitra заменить старый фабричный цех в южной части кампуса, который почти не пострадал во время большого пожара 1981 года. Это сохранившееся здание не только было очень старым, но и не отвечало современным требованиям по площади. Если площадь старого здания составляла 12 000 кв.м., то площадь нового должна была достигнуть 20 000 кв.м.
Техническое задание, полученное SANAA от руководства компании, детализировало разделение общего пространства на четыре отдельных участка, которые могли бы функционировать независимо друг от друга, но при этом обеспечивались бы оптимальные условия для работ, предусматривающих необходимость использования всего пространства. После проведения подробного анализа технического задания, архитекторы SANAA предложили пересмотреть первоначальные решения и заменить четыре прямоугольные структуры, связанные с существующей планировкой кампуса, единым круглым зданием.

SANAA Factory building, 2012, Sketch of the building, © SANAA
Это предложение, которое, на первый взгляд, казалось необычным, было основано на понимании того, что логистические и производственные методы уже не опираются на строго иерархические принципы, они требуют гибкости. Это особенно верно в отношении будущих обитателей нового объекта, сотрудников компании-производителя оборудования для торговых помещений Vitrashop. Хотя Vitrashop, в основном, использует стандартные компоненты в интерьерах для розничных и корпоративных заказчиков, все элементы изготовлены в соответствии с техническими условиями и индивидуальными пожеланиями отдельных клиентов. Такой подход отличается от строго прямолинейного конвейерного метода производства. Поэтому интерьер корпуса разделен на различные зоны: северный участок предусматривает многоуровневое хранилище для доставленных материалов и заготовок; центральная зона зарезервирована под сборочные операции; а южный отдел содержит складское помещение для хранения готовой продукции перед отгрузкой. Округлые очертания здания делают возможной доставку и погрузку товаров в совершенно разных местах, так что интенсивность трафика внутри зала снижается, оптимизируется и упрощается. Зона для сборки в центре здания также может быть вариативно сконфигурирована для удовлетворения новых требований, выдвигаемых текущими заказами.

SANAA Factory building, 2012, Interior view, © Nicole Berganski
 
Круглая планировка – необычное решение для фабричного здания, но и все условия в Вайле удовлетворяли этому  решению, так что SANAA удалось убедить заказчика принять их предложение. Еще одной уникальной особенностью круглого здания является пропорциональное соотношение площади поверхности фасада к объему внутреннего пространства.
Имея диаметр более 160 метров, круглый производственный зал - который на самом деле не описывает идеальную окружность - имеет большую, чем любое другое строение на кампусе Vitra, площадь. В юго-восточной части здания, высота которого равна 11,4 м, имеется подвальный этаж с просторным подземным гаражом и несколькими вспомогательными помещениями. Здание было возведено в два этапа для того, чтобы свести к минимуму вмешательство в повседневную деятельность предприятия. Первое полукруглое здание было построено рядом со старым фабричным корпусом, который впоследствии был снесен, чтобы освободить место для сопряженной с ним второй половины, которая и завершила планировку.

SANAA Factory building, 2012, Under construction, © SANAA

Фасад и стена диаметра, которая отделяет две половины цеха, выполнены из сборных железобетонных элементов. Двустенные железобетонные элементы в форме расположенных вертикально прямоугольников были заложены уже на месте строительства, тем самым, соединив обе части между собой. Из-за огромных размеров периметра не было необходимости изгибать отдельные элементы. Вместе с центральной стеной круглая форма создает идеально жесткую структуру, которая содержит ортогональный стальной каркас. Конструкция крыши поддерживается 9,5 метровыми стальными колоннами, заключенными в решетку, основанную на отдельных модулях размерами 17.5 x 22.8 метров. Поскольку наружные бетонные стены укрепляют сооружение, стало возможным сведение к минимуму размеров внутренних колонн.
Задачей номер один для архитекторов стал поиск решения для сложной технологии строительства – для установки электроники, вентиляции, водосточной системы, противопожарных спринклеров и т.д., которые в разных конфигурациях должны были быть распределены по всему зданию и которые бы соответствовали филигранным компонентам опорной конструкции зала.
Проблема была решена с удивительной точностью – в результате был разработан проект интерьера, разительно отличающийся от обычных заводских площадей. Архитекторы не ставили перед собой задачу создания многофункционального, гибкого пространства, заключенного в фасадную оболочку - главным аспектом архитектурной задачи стало именно интерьерное решение. Каждая деталь, вплоть до винтов в высоких стеллажах с полками, раскрывает дизайнерскую идею архитекторов, которые ничего не оставили на волю случая.

SANAA factory building, Christian Richters © Vitra (www.vitra.com)
 
Великолепные условия освещения, а также ритмичность параллельно расположенных окон верхнего света способствуют благоприятной рабочей обстановке в здании. Окна верхнего света дополняются отдельными окнами в верхней части фасада. Другим важным элементом создания атмосферы интерьера является минимальное использование цвета. Внутреннее пространство окрашено в различные оттенки серого и белого, в то время как сигнальные цвета, отличающие промышленные интерьеры, полностью отсутствуют.

SANAA factory building, Christian Richters © Vitra (www.vitra.com)
 
Система стеллажей, расположенных параллельными рядами, которые соответствуют структурной матрице интерьера, а также центральная стена и редкие окна, дают возможность ориентироваться в пространстве таких огромных размеров. Высокую систему хранения с полками можно при необходимости совсем убрать или изменить ее конфигурацию. Погрузочные площадки расположены по обеим сторонам здания в пространстве вдоль фасада, где также оборудованы офисы. Радиальное расположение перегородок практически незаметно из-за огромного диаметра здания. В зависимости от будущих потребностей погрузочные площадки могут быть преобразованы в офисы или наоборот. Мастерская для работ с высоким уровнем производственной эмиссии или децибелов является единственным закрытым помещением в восточной части зала, а открытая верхняя надстройка служит местом для отдыха.
 
Фасадная кулиса

Еще одной сложной задачей стал дизайн фасада, элементы которого подвешены к бетонным стенам спереди от изоляционного материала и охватывают весь объем здания. Фасадные элементы изготовлены из акрилового стекла с волнистой поверхностью, и его размеры (1.8 метра в ширину и 11 метров в высоту) равны высоте здания. Внешний слой акрила почти прозрачный, а внутренний матово-белого цвета. Отдельные панели изначально были отлиты в плоские листы, затем нагреты до 60°С, после чего под действием вакуума  была сформирована волнообразная структура. Так как не было найдено ни одного производителя, который смог бы отформовать такие большие по площади детали, для этой цели была изготовлена специальная печь.

2012, Rendering of the facade, © SANAA

Одной из главных задач архитекторов было избежать очевидного визуального повторения. По этой причине были спроектированы три различных элемента с разным рисунком волны, с более узкими и широкими складками. Поскольку подвесные панели, элементы монтажного оборудования у которых скрыты, могут быть повернуты на 180 градусов и смонтированы на любом из концов, получилась серия из шести разных типов панелей. Целью было организовать их таким образом, чтобы избежать повторения мотива и так, чтобы они идеально сочетались с отверстиями в фасаде (окнами, погрузочными площадками, дверями).

SANAA factory building, 2012, The 3 elements of the facade, © SANAA

С расстояния создавая впечатление однородной структуры с почти сюрреалистической аурой, излучаемой белой
светящейся поверхностью, фасад приобретает живость и глубину по мере приближения к зданию. Так как при этом можно увидеть только часть всего объема, строение оказывается гораздо меньшим в размерах, чем оно есть на самом деле. Это дает ощущение легкости и прозрачности, хотя и лишает возможности обзора внутреннего устройства. Наоборот, здание остается загадкой, практически не раскрывая своих функций. Почти имматериальный характер фабричного строения подкрепляется тем обстоятельством, что, снаружи видна только «кожа» фасада, похожая на текстильное покрытие, в то время как наружные стены, крыша и структурные основы остаются скрытыми от глаз.

SANAA factory building, 2012, Exterior view, © Vitra (www.vitra.com)
 
Если смотреть с наружной стороны, никто не поймет, даже и не подумает, что геометрия поэтажного плана здания отличается от идеальной формы круга; хотя, возможно, это несоответствие можно ощутить интуитивно. Так же, как архитекторы SANAA избегают использования в своих проектах принципов классической симметрии, они зачастую прибегают к помощи слегка искривленных геометрических фигур. Тут вспоминается принятая в Японии эстетическая концепция ваби-саби, согласной которой несовершенство и эстетическая завершенность не обязательно противоречат друг другу. Изысканная форма чайного сервиза для фабрики Alessi - "Alessi Tea Set" (2004) – который спроектировали SANAA, как раз указывает на этот творческий принцип. Ссылаясь на свой проект для Vitra, Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава также говорили о необходимости наделить рассудочные компьютерные расчеты живостью, присущей рисункам, сделанным от руки, с чего всегда начинается их работа над проектом. Или, если процитировать самих архитекторов: «Мне представляется, что круг, безупречный круг, слишком неподатлив».

SANAA factory building, 2012, Exterior view, © Vitra (www.vitra.com)
 
SANAA

Архитектурное бюро SANAA (Sejima and Nishizawa and Associates) было основано в 1995 году архитектором Кадзуё Сэдзима (Kazuyo Sejima) и ее бывшим сотрудником Рюэ Нисидзава (Ryue Nishizawa) в Токио. Родившись в 1956 году в префектуре Ибараки в Японии, Сэдзима изучала архитектуру в частной женской гимназии Нихон Ёси Дайгаку (Nihon Joshi Daigaku). В 1987 году она основала Kazuyo Sejima & Associates. Нисидзава родился в 1966 году в префектуре Канагава, обучался в государственном университете Йокогама и в 1997 году основал архитектурную фирму Office of Ryue Nishizawa.

2013, SANAA press conference, Photography Bettina Matthiessen, © Vitra (www.vitra.com)

Наряду с совместной деятельностью в SANAA партнеры продолжают управлять собственными архитектурными бюро. C 2001 года они ведут преподавательскую деятельность в Университете Кэйо в Токио (Сэдзима) и в Йокогама (Нисидзава). Помимо этого, они преподавали в качестве приглашенных профессоров в Федеральной политехнической школе Лозанны, в Принстонском университете и в Школе дизайна Гарвардского университета.

Если в 1990-х гг. их деятельность была сосредоточена на проектах жилых помещений и небольших музеев в Японии, то в 2000 году они переключили свое внимание на страны Запада, где в настоящее время SANAA считается самой успешной японской архитектурной компанией. В 2006 году они завершили работу над Школой менеджмента и дизайна Цольферайн (Zollverein School of Management and Design) в Эссене, Стеклянным павильоном Художественного музея в Толедо, штат Огайо, и офисным зданием WSJ-158 в кампусе фармацевтической компании Novartis в Базеле.

Годом позднее был завершен Театр и культурный центр De Kunstlinie в Алмере (Голландия) и Новый музей современного искусства в Нью-Йорке. За временным павильоном для лондонской галереи современного искусства Serpentine (2009 год) последовал Образовательный центр Ролекс (Rolex Learning Center) при Федеральной политехнической школе Лозанны (2010 год); двумя годами позднее (2012 год) был выстроен Лувр-Ланс, музей-спутник парижского Лувра на севере Франции.

Известными образцами их последних проектов в Японии являются флагманский бутик Dior на бульваре Омотесандо в Токио (2003) и Музей современного искусства 21-го века в Канадзаве (2004). Международное признание SANAA подтверждается большим количеством важных архитектурных наград: приз на Выставке архитектуры Эриха Шеллинга в Карлсруэ (2000 год), приз «Золотого льва» на 9-ой Венецианской Архитектурной Биеннале (2004 год), премия Института архитектуры Японии  (2006 год), Берлинская художественная премия (2007 год), Притцкеровская премия (2010 год). В 2010 Кадзуё Сэдзима стала первой женщиной, которая организовала и курировала 12-ую Международную Архитектурную Выставку в рамках Венецианской биеннале.
 
Страница VITRA DESIGN MUSEUM в справочнике    ПОЛИГОН  





Вы здесь: АВТОРЫ практика обзор КАМПУС VITRA КАК ОБРАЗЕЦ ФАБРИЧНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!