В этом году модному дому IANIS CHAMALIDY исполняется 15 лет. Новое арт-пространство модного дома, решено в духе аристократичного минимализма,оформлено светоинсталяциями от компании SvetaLed, обеспечившей экологичный, "естественный" свет, и авторскими инсталляциями Яниса Чамалиди. В начале прошлого века здание принадлежало фабрике «Скороход». Намоленное, как говорит Янис, место.
250 кв.м, два этажа. На втором — ателье от-кутюр, которое будет работать в необычном, открытом режиме. Здесь можно познакомиться с дизайнером и заказать наряд мечты. Приятное новшество для петербуржцев и гостей города. Янис начинал с от-кутюр и будет продолжать выпуск капсульных коллекций каждый сезон. Новинкой этого года является свадебная линия, которая ежесезонно будет представлена пятнадцатью моделями. Также в планах Яниса – создание коллекции детских платьев, которая по его замыслу должна повторять взрослые хитовые модели. Развитие женской и мужской линий прет-а-порте также входит в планы IANIS CHAMALIDY.
Марина Скульская, историк моды: Янис Чамалиди — единственный дизайнер в Петербурге, который работает по мировым стандартам индустрии, при этом он выпускает коллекции прет-а-порте небольшим тиражом - от 2 до 20 экземпляров. Собственная фабрика и магазины позволяют предлагать оригинальные вещи, которые прослужат не один сезон, по весьма демократичным ценам. Ткани закупаются в Италии и Франции у производителей, с которыми работают ведущие бренды мира. Продолжается сотрудничество с японской компанией, выпускающей трикотаж высочайшего качества. Размерный ряд заслуживает отдельного упоминания - от 42 до 52 (!) размера. Обычно мода у дизайнеров заканчивается на 44-ом. Большинство вещей Ianis Chamalidy - трансформеры. Даже в строгом "простом" платье можно поменять направление складки, к примеру, так что получится новый наряд. Янис любит пояса, тесемки, ленты, застежки, позволяющие из одной модели создавать несколько - такое сотворчество с покупателем. Вообще модели Яниса отличает сложный крой. Он большой знаток истории моды, постоянно исследует фонды музеев мира и часто использует в своих коллекциях идеи прошлых эпох и самых разных культур, но главным источником вдохновения для него всегда остается Петербург. Новое арт-пространство - большое событие для нашего города: это место, открытое для общения с живым мастером и место, где можно получить удовольствие от шопинга: коллекции обновляются каждый месяц, линий и стилей масса - можно начать с делового костюма и маленького платья любого цвета, перейти к вечерним нарядам, затем к трикотажу замысловатых форм, потом пальто "Кеннеди" и косухи, расшитые молниями, джинсы, блузы, наконец, знаменитые платья-балллоны.... скучно не будет.
Жанна ПАЖ: С чего начинал Янис Чамалиди?
Янис Чамалиди : Начинал с ателье, с работы для клиентов. В какой-то момент они стали очень люксовыми. Затем работа с театрами, как художник. Когда в Россию вошли новые торговые системы, начал зарождаться рынок, мы были адекватны ему и переключились на прет-а-порте. 15 лет назад я начал работать с компанией Yves Saint Laurent Beauty. Я приезжал в Париж, наблюдал, как он прекрасен и насколько прекрасны коллекции Yves Saint Laurent, понимал, что там существует индустрия. Когда приезжал в Россию, я мог работать только в ателье со своими клиентами. Индустрии не было вообще. В какой-то момент мы открыли один отдел в Пассаже, в доме Мертенса - второй отдел.
Я, наверное, в Петербурге был первым из дизайнеров, кто так широко представлял и представляет прет-а-порте. Раз в пол года я ездил в Париж. И мне очень хотелось, чтобы здесь у меня в Петербурге все заработало и закрутилось по мировым правилам. Мощным шагом был момент, когда мы дали рекламу во всех маршрутках, автобусах и заняли помещение 60 кв.м в ТК «ПИК», с очень высокой арендной платой. Тогда я слышал реплики «Что Чамалиди делает? Он же люксовый дизайнер! Он же такой крутой!» Я никого не слушал, а делал свое дело, как считал нужным. На сегодняшний день факты таковы: монобренд 250 кв. м, две линии люкс, на втором этаже – история марки за 15 лет - избранное от кутюр. Для осеннего «Дефиле на Неве» мы готовим большую экспозицию.
ПАЖ: Авторская разработка оформления арт-пространства принадлежит Вам?
Я.Ч.: Это авторская разработка IANIS CHAMALIDY, помогали в реализации задуманного АртНьюТэк - компания, которая готова воплотить самые безумные идеи. Конструкции кронштейнов, которые Вы видите здесь – это моя дань традиции…Я грек, поэтому моему сознанию очень близки сюжеты греческой мифологии. Глядя на них, мы можем представить, как сестры Мойры плетут полотно судьбы…Также меня вдохновлял чистый лист бумаги. Он символизирующий чистоту, созерцание и намерение художника сделать свой первый шаг… Помещение наполнено светом, благодаря большим окнам витрин и освещению компании SvetaLed. Два зеркала, расположены один напротив другого - так же дань дворцовой петербургской традиции, но все выдержано в духе минимализма.
Интерьер модного дома создан в тесной связи с традициями Петербурга. Здание, в котором расположилось арт-простаранство IANIS CHAMALIDY– это модерн в греческом стиле - это «очень мое»! Люблю свой город …
ПАЖ: Следующий вопрос мой будет связан не с темой организации пространства. Редкий дизайнер принимает решение создавать вещи для женщин с пышными формами. Хлопотное дело – отрабатывать лекала для 52 размера, даже иногда рискованное.
Я.Ч.: Да, я рискую. У меня даже есть пальто 56 размера.
ПАЖ: Но Вы не повторяете решение, выбранное для 42 размера в 56-м? Специфика задач ведь различна…
Я.Ч.: Конечно, нет. Я постоянно думаю об этой женщине, как она хочет одеваться… В итоге получаю желаемый результат.
ПАЖ: Несколько слов я бы хотела от Вас услышать по поводу трикотажной линии. В чем ее особенность, какова ее задача?
Я.Ч.: Она будет играть роль дополнительной капсульной коллекции по отношению к общей. Исключительно для этой цели я ее создаю.
ПАЖ: Идея начать выпуск детских платьев-копий моделей для взрослых появилась в связи с возникновением спроса?
Я.Ч.: Конечно спрос рождает предложение.
ПАЖ: Янис, я хочу Вас попросить вернуться ненадолго к теме, которую обсуждали перед показом Антонио Марраса. Почему на данный момент в России дизайнер, как правило, сталкивается с непреодолимыми сложностями, когда перед ним стоит задача создания коллекции обуви? И как процесс контакта дизайнера с производством налажен в Италии? В чем итальянский производитель имеет неоспоримые преимущества? Я знаю, у Вас есть подобный опыт…
Я.Ч.: Модная индустрия Италии субсидируется государством, так как у государства есть желание и амбиции, чтобы итальянский производитель составил конкуренцию французскому. А у нас на лицо факт отсутствия субсидирования государством легкой, текстильной промышленности и малого бизнеса. Уникальный факт! Только разговоры… Мне в Комитете по культуре задали вопрос «Мода? Искусство? Где это?» Во всем мире Диор, Шанель — это уже история, это часть культуры…
У нас никто и «помнить не помнит» имя Надежды Ламановой. А ведь она существовала! Наряду с Вортом работала, одевала царскую семью…А Брезак?... У нас богатейшее культурное наследие. Субсидирование промышленности в государстве Италия чему способствует? Дизайнер там приходит на фабрику и индустрия готова отреагировать на любое его желание и идею. Не дизайнер говорит, как создать колодки, а профессионалы обувного дела готовы воплотить идеи дизайнера.
Если говорить про одежду…Откуда рождается цена платья? К примеру, Antonio Marras стоит дорого, Zara стоит три копейки. Но Zara выпускает миллиарды моделей. Расходы на содержание производства она раскидывает на миллионы платьев, миллионы единиц повторов выпускаемой продукции. А этот мастер и другие модельеры делают все штучно. Когда «штучно делаешь», тогда соответственно и «берешь, как за штучно». Отсюда и цена… Иногда можно услышать вопрос «почему у вас трикотажный топ стоит 4 000, когда в Zara я могу купить футболку за 1 000?»…Человек не учитывает, что, в масс-маркете приобретена вещь из китайской дешевой ткани, а не из итальянской высочайшего качества, ткань «не летела» в Россию самолетом, что таких платьев будет всего пять в мире, а не 5 миллионов и т.д. У людей есть легкое недопонимание…
Но есть и приятная новость: петербургские модельеры (Парфенова, Котегова, Чамалиди, Лопаткин, Кисиленко) с 2009 года участвуют в проекте «Ассоциации» в Царском Селе, который уже непосредственно поддерживается правительством и Комитетом по культуре. Мода сегодня, оказывается, стала частью культуры. Мне пришлось этого ждать десять лет… Но все движется. Я рад, что открыл флагманский магазин. Открыл не на деньги папы олигарха, а на средства, заработанные собственным трудом. И я — пример для молодых дизайнеров. Ребята, у Вас есть рынок, у Вас есть воля, желание — все возможно. Не сдавайтесь!