авторы компании
Хитов:
389
Хитов:
8863
Дизайн интерьеров
Хитов:
7843
Графический дизайн

 


О «ЖИВЫХ» ДОМАХ И ЛИЧНОМ ОПЫТЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Виктор Михайлович Царёв
20.07.2011

Мы как-то уже публиковали материалы по экодомам. Всегда вызывает уважение и интерес личный опыт в этой области. Непросто, вероятно, решиться на подобный эксперимент, который, по определению, не может быть  краткосрочным. Дизайнер, берущийся за подобную задачу, переходит ту, подчас условную черту, которая разделяет области профессиональных компетенций архитектора и дизайнера. Тем более, приятен результат усилий — жилище, построенное по собственному проекту. Пожелаем читателям приятного прочтения, а автору — терпения и больше иллюстраций к статье ;--)) Александр Линецкий.

front viev

Всё начинается с малого.

Значительная часть моего детства прошла под солнечным Ташкентом, где у родителей мамы был собственный земельный надел. С самых пелёнок мне приходилось наблюдать, а позже и участвовать по мере своих детских сил в строительстве зданий и благоустройстве территории. Всё делали сами. Родственники, закалённые опытом комсомольских строек, сообща, собственными руками неуклонно и уверенно претворяли мечты об удобстве и уюте в жизнь. И происходило это прямо на моих глазах. Хозяйство развивалось, - от маленьких утлых саманных сарайчиков-времянок, в одном из которых была подвешена моя колыбель, до просторного светлого дома, увитого виноградниками и большого плодового сада с бассейном, множества хозяйственных построек и изрядного количества всякой живности. Я помню, как мы (дети вместе со взрослыми) ногами месили глиняный раствор, как потом сохли на солнце уложенные ровными рядами большие саманные кирпичи и как потом из них складывались стены…

Позже, приезжая на летние каникулы, я проводил свободное время не только в компании сверстников, но и познавал мир далеких стран, а также восхищался достижениями науки и техники, зачитываясь научно-популярными журналами того времени (у деда обнаружились их толстые подшивки, а читать я начал рано и помногу). Часто я уходил в сад. Там, расположившись в тени вишнёвого дерева, у подножия которого проходила оросительная канавка-арычок, я часами строил из глины и веток всякие миниатюрные крепости и замки, иногда населяя их пластиковыми солдатиками. Я рыл подземные коммуникации, прокладывал потайные проходы в стенах, устраивал рвы и плотины, иногда даже с водяными мельницами. Разумеется, я, как и многие мальчишки моего возраста грезил подвигами, проводя в «лилипутской стране» масштабные «боевые действия» и устраивая локальные «стихийные бедствия», периодически разрушая труд многих часов и отстраивая потом всё заново, но уже по-новому. Мне уже тогда было интересно представлять, хорошо ли живётся миниатюрному гарнизону в его цитадели, выяснять экспериментально, насколько она прочна, и размышлять, как можно построить из имеющегося материала что-то более эффективное…

Мои родители были энергетиками и много путешествовали в связи с работой. Благодаря этому нам с сестрой ещё в детстве довелось побывать в разных местах и пожить во многих домах, как индустриальной, так и частной постройки, в различных климатических зонах. Учёба, а потом и работа в Санкт-Петербургском государственном Университете на полевом биологическом факультете, за счёт экспедиций и командировок, позволила расширить эту географию. Так что, у меня есть, что и с чем сравнить. И на основании своего личного опыта я могу чётко заявить, что привычные многим городские многоэтажки со стандартным набором коммунальных удобств - это не лучшее по совокупности условий место для жизни, из тех, где мне доводилось жить.
Так получилось, что в семье специалистов с техническим образованием я как-то естественно не только получил первичные технические знания и научился с ходу читать чертежи и схемы, но и развил интерес к живой природе, что привело меня в итоге на Биологический факультет Ленинградского тогда ещё Университета. Кроме того, как-то подспудно с детства вызревала любовь к прикладному творчеству и народным ремёслам, которые я старался изучать и осваивать при любом удобном случае, что потом сильно пригодилось мне в жизни.

табуретка, универсальная форма
Биоморфоз предметов обихода. Авторские работы

В Университете ещё на первых курсах мне попалась в руки одна из лучших отечественных монографий на тему архитектурной бионики ("Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990.) и я был зачарован открывшимся мне миром возможных аналогий между миром живой природы и конструкциями, возводимыми человеком. И биологией и техникой, равно как и архитектурой, я интересовался с малых лет, но эти дисциплины до определённого момента существовали для меня в разных практически не пересекающихся плоскостях. Для меня стало своеобразным откровением, что в живой природе миллионы лет уже решаются, по сути, те же задачи, что и стоят перед конструкторами различных сооружений, только эффективность природы многократно выше того, чем сейчас может гордиться человеческий инженерный гений. Причудливая игра природных форм вместо замысловатой абстракции предстала следствием выполняемых функций и условий существования.

Я изучал, как приспосабливаются к различным условиям жизни и окружающей среды животные и растения, как меняется в связи с этим их анатомия и физиология. И каждый раз можно было быть твёрдо уверенным в высокой эффективности природных решений. Казалось бы, иначе и быть не может, ведь «слабые в природе не выживают». Но как оказалось и это не совсем так. Часто разные организмы вступают в специфическую кооперацию друг с другом. Это позволяет им сообща решать жизненно важные задачи, обеспечивая возможность выживания в тех условиях, где они по отдельности выжить не могли бы или были бы вытеснены более приспособленными видами. Кроме того, оказалось, что существуют и более высокие уровни организации живого - на уровне биологических систем и циклов циркуляции вещества и энергии. Почти всё в природе тесно взаимосвязано и взаимно обусловлено. Можно взять любой живой организм и посмотреть, как он устроен, - легко обнаружится, что его строение практически идеально с точки зрения приспособленности к условиям окружающей среды и образу жизни. Жаль, но возводимые человеком сооружения, как правило, лишены этого качества.

кресло-качалка Биоморфоз предметов обихода. Авторские работы

У Природы надо учиться.  

Начиная со студенческих лет, когда я доступными мне средствами разрешал проблему скудного студенческого бюджета, мне пришлось поработать в разных местах на работах, связанных со строительством и ремонтом, а позже и на ландшафтных работах, уже в качестве управляющего. Я вникал во всевозможные методики и техники строительно-ремонтных и проектных премудростей и со временем довольно таки неплохо в них стал разбираться. Часто мне по факту приходилось сталкиваться с непродуманностью тех или иных решений, а так же с последствиями действия неквалифицированных «специалистов», приведших к нарушениям строительных технологий, и в итоге, к неприятным или даже фатальным последствиям. Порой обнаруживалось, что сложные и дорогостоящие системы гидро- и теплоизоляции не работют именно потому, что из-за отдельных ошибок строителей нарушался сам принцип их целостности и системности. Или результат значительных финансовых, физических и моральных усилий многих людей неожиданно оказывался некомфортным для проживания. Вывод, который напрашивался из этих и некоторых других наблюдений, гласил: Для успешной реализации проекта любого жилого здания или комплекса надо понимать, что это должен быть не отдельный абстрактный конструктив, а целостная система, существующая в определённых условиях внешней среды и обеспечивающая своеобразный собственный гомеостаз – совокупность внутренних условий, необходимых, в том числе, и для комфортной жизнедеятельности в ней человека.

И в этом мы опять видим явную аналогию с миром живой природы.
Только почему-то архитекторы и строители, равно как и дизайнеры, не изучают специально богатый опыт, накопленный природой в результате миллионов лет эволюции, а лишь иногда случайно наталкиваются на отдельные его фрагменты и решения и используют их подобия в своей практике. В результате чего мы и имеем целый ряд интереснейших проектов, относящихся к направлению архитектурной бионики. В частности, не многие знают, что сеть тросов, удерживающих Останкинскую телебашню вертикально, практически является копией сети сосудистых пучков в стебле злака, выполняющих, не только водоносную, но ещё и механическую функцию.
Попытки решить комплексно проблему места обитания человека неоднократно предпринимались исследователями из разных стран. Хорошим примером является работа отечественных учёных из Новосибирска (Экодом в Сибири. Обзор литературы, оригинальные разработки, рекомендации специалистов. И.А.Огородников, О.Н.Макарова, Е.С.Дубынина, А.Д.Клещев. Исар-Сибирь, Новосибирск, 2000.)
А вот о том, что человек может восстановить связь с природой через переосмысление и создание своими руками индивидуального места жительства, лучше всего, на мой взгляд, показано на примере концепции саманного строительства в книге канадских исследователей и энтузиастов (Дом из Самана. Философия и Практика. Я.Еванс, М.Дж.Смит, Л.Смилей. Рідна земля, 2004.)

Вид на постройку в процессе возведения 1
На фото: один из промежуточных этапов реализации проекта

Действительно, саман можно назвать одним из наиболее распространённых и дешёвых строительных материалов на природной основе. Его экологичность и уникальные эксплуатационные характеристики заслуживают глубокочайшего уважения. С технической стороной вопроса и детальным научным исследованием свойств и особенностей использования этого материала можно ознакомиться в монографии немецкого специалиста Г. Минке (Глинобетон и его применение. Г.Минке Янтарный сказ, 2004.). Но смесь песка, глины и растительных волокон, известная под название саман, - лишь один из легко доступных материалов, которые могут использоваться в экостроительстве. Кажется очевидным, что когда человек сам создаёт своё жилище и благоустраивает среду собственного обитания, он связывает себя крепкой эмоциональной связью с этим местом, оно словно становится виртуальной частью человека, да и сам человек начинает ощущать себя его частью. Соответственно меняется и отношение. При этом, если жилищё является гармоничным элементом природного ландшафта, то и человек через него ощущает себя естественной частицей окружающей среды.

Земля, дерево, камень и другое природное сырьё со времён глубокой древности традиционно используются во многих культурах для строительства и за тысячи лет отлично себя успели зарекомендовать. Но это вовсе не значит, что надо возвращаться обратно в каменный век. Лично я убеждён, что именно грамотное сочетание проверенных временем методик и современных «зелёных» и сберегающих технологий может послужить на нынешнем этапе развития общества технологической основой строительства зданий и поселений нового (а по сути давно забытого старого) типа, где человек действительно живёт в гармонии с природой.
Экожилище, в моём понимании, можно представить как некое живое существо со всеми свойственными ему особенностями, со своими потребностями и внутренним метаболизмом. Этот большой симбиотический организм нуждается в энергии и питательных веществах, дышит и выделяет продукты своей жизнедеятельности. Такой дом находится во взаимовыгодном союзе с людьми и другими живыми организмами, его населяющими, и участвует в природных циклах обмена вещества и энергии. А значит, подчиняется биологическим законам, которые я долгие годы изучал как биолог.
С большим интересом я слежу тем, что происходит в Мире, за новыми экологическими исследованиями, появлением современных технологий и материалов, а также за увеличением общественного внимания к проблемам окружающей среды и попытками эффективно решать эти проблемы. Благо, быстрый интернет позволяет быть в курсе последних событий. Почему-то я уверен, что рано или поздно наступит момент, когда и накопленные мной знания в этой области, равно как и практические навыки, окажутся действительно востребованными и ни где-нибудь, а в родном Отечестве.

 От теории до практики всего один шаг.

У меня, как и у многих моих соотечественников, есть небольшой дачный участок в 10 соток, который я использую как экспериментальный полигон для проведения исследований разных материалов и технологий. Я экспериментирую здесь за собственный счёт, на свой страх и риск. Личный загородный дом-мастерскую я спроектировал и воплощаю в жизнь на основании собственного представления о том, каким должно быть в данных условиях место для жизни и творчества, которое занимает в моей жизни немаловажную роль. Это будет целый комплекс строений усадебного типа, позволяющее укрыть от питерской непогоды и использовать круглый год значительные внутренние площади. Я взял за основу принцип погружения в ландшафт и разноуровневую планировку, при которой разные зоны имеют разное функциональное назначение и соответствующим образом расположены в пространстве. Большое внимание я уделяю рациональному управлению солнечной и тепловой энергией. В конструкции заложено использование энергосберегающих технологий и технологий переработки отходов. Дождевая вода тоже собирается и может быть использована на хозяйственные нужды. В чуть отдалённых планах запрячь и энергию ветра. Нижняя часть моей постройки представляет саманный фахверк с внешним утеплением, а верхняя – деревянный каркас с лёгким заполнителем. Основой кровли служит арочно-кружальный свод, собранный из гнуто-клеёных деревянных элементов. (Такие элементы имеют относительно небольшой размер и вполне могли бы выпускаться серийно, а потом легко транспортироваться к месту сборки, позволяя быстро собрать надёжные арочные конструкции, способные перекрывающие огромные площади)

Вид не постройку в процессе возведения 2
На фото: один из промежуточных этапов реализации проекта

Многослойный энергосберегающий кровельный пирог предполагает живое зелёное покрытие и возможность эксплуатации верхней части кровли как рекреационной площадки. В значительной мере я использовал и вторичные материалы. Так, существенным элементом системы утепления служит слой заполненных воздухом использованных канистр из пищевого полиэтилена, образующих структуру, которая подобна той, что характерна для внешних слоёв кожного покрытия растений, приспособленных к условиям сурового климата. Кроме того, в качестве эффективного утеплителя мною был выбран замечательный по своим свойствам материал, под названием «эковата», изготовленный из переработанной бумажной продукции. А для обеспечения возможности «дыхания» конструкции применяются высокотехнологичные паропроницаемые супердиффузионные мембраны.
К слову, на участке у меня уже несколько лет работают «биореакторы», быстро и эффективно перерабатывающие растительные остатки в высококачественное жидкое удобрение. Садовое хозяйство я тоже предпочитаю вести, основываясь на принципе пермакультуры или, говоря иначе, восстанавливающего земледелия.

Виктор Царёв. 
vkontakte


 





Вы здесь: АВТОРЫ практика что делать? О «ЖИВЫХ» ДОМАХ И ЛИЧНОМ ОПЫТЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!