авторы компании
Хитов:
6724
Теория и педагогика
Хитов:
7141
Промдизайн
Хитов:
356

 


ДИЗАЙН КАК ИСКУССТВО

Веб-резиденция профессионального дизайна
24.08.2010

Маргарита Морозова | Создание красивого стула, на котором удобно сидеть - это дизайн. А если на стуле невозможно сидеть, хотя он просто великолепен и содержит в себе целую философию, то это уже искусство. В современном мире дизайн начинает «подменять» искусство и сам становится искусством. Подстраиваясь под спрос на эстетику, он сам формирует определённую эстетику. Арт-дизайн, или дизайн как искусство, становится одним из самых актуальных направлений в современной проектной практике.

 

Well Temered Chair Design: Ron Arad, 1986 Photo: Andreas Sütterlin, (c) Vitra
 
Сегодня понятия искусства и дизайна все чаще трактуются как синонимы: оба они используются для определения коллекционных вещей, и в равной мере их применяют для обозначения потребительских товаров. Дизайн занимает все больше места на ярмарках под грифом «contemporary art». Стулья и другие предметы мебели «старых мастеров» дизайна XX века входят в коллекции ведущих мировых музеев современного искусства. Музеи, которые раньше специализировались на исключительно декоративно-прикладном искусстве, меняют свои экспозиции, смещая акцент на симбиоз искусства и дизайна: так, на последней мебельной ярмарке в Кельне imm cologne 2008 прошла презентация новой коллекции кельнского музея декоративного искусства Museum für Angewandte Kunst - «Design und Kunst im Dialog» (Дизайн и искусство в диалоге). «Винтажные» объекты, штучные, существующие в одном экземпляре вещи, прототипы, предметы, выпущенные ограниченным тиражом, образцы так называемого «арт-дизайна» - все это становится мишенью не только для закупочных комиссий арт-музеев, но и для коллекционеров. Дизайн-объекты начинают собирать, как произведения искусства. Их покупают, хранят какое-то время, выжидая, пока на них не поднимутся цены, чтобы пустить их с молотка за баснословную сумму. Дизайнерские объекты приобретают также характер выгодной инвестиции. В этом отношении любопытна история легендарного кресла «Барселона» Миса Ван дер Рое. Оно было создано в двадцатых годах. Компания «Knoll International» возобновила его производство в 50-е годы и стала продавать кресла по 750 долларов за штуку.В настоящее время при цене 2000 долларов за экземпляр «Barcelona Chair» стало первостепенным статус-символом большого бизнеса и украшает приемные большинства корпоративных магнатов промышленности во всем мире.
 
Известное клише «высокая добавленная ценность» стали для дизайнера и продукта его труда - дизайн-объекта - своего рода штампом «Одобрено!»: термин «добавочная стоимость» все чаще становится оправданием для высоких цен на дизайнерские товары класса люкс. Однако мы не были готовы к тем феноменальным цифрам, какие звучат сегодня в аукционных залах. Ажиотаж вокруг дизайна сопровождается повышением стоимости как на объекты классики дизайна XX века, так и на произведения современных дизайнеров, не отличающихся богатой родословной: к примеру, цена уникального стола лауреата Притцкеровской премии Захи Хадид из коллекции Vitra Edition составляет 140 000 Евро.
Сегодня оппозиция между коммерческим и некоммерческим дизайном как никогда популярна. Чисто коммерческий дизайн нередко подвергается осуждению. Многие производители, занимающиеся серийным выпуском потребительских товаров класса люкс, обращают свои взоры на искусство. Так, уже на протяжении нескольких лет в деятельности немецкого сантехнического бренда Dornbracht важным направлением является современное искусство. Начиная с 1996 года, Dornbracht курирует культурные проекты, привлекая к участию крупнейших современных художников (Немецкий павильон на бьеннале в Венеции, выполненный по проекту Розмари Трокель, выставка медиа-художника Фабрицио Плесси в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке - эти и другие арт-проекты проходили под патронажем Dornbracht). Так за несколько лет сугубо коммерческая компания-производитель завоевала репутацию на мировой художественной арене.

Mezzadro Design: Achille Castiglioni, 1957 Photo: Andreas Sütterlin, (c) Vitra
 
Другой показательный пример - знаменитая «фабрика стульев» Vitra. В 1987 году президент Vitra Рольф Фельбаум выпустил первую коллекцию лимитированных объектов Vitra Edition. В 2007 году (спустя 20 лет) на выставке Art Basel в Майами он повторяет свой опыт с участием первых мировых дизайнеров и архитекторов современности: Рона Арада, Фрэнка Гери, Константина Грчича, братьев Буруллеков и братьев Кампана, Захи Хадид, Хеллы Йонгериус, Альберто Меды, Токуджина Йошиоки, Джаспера Моррисона, Наото Фукосавы и др. По словам самого Фельбаума, эта коллекция - альтернатива серийному производству Vitra, чисто экспериментальный проект. Иногда, говорит он, полезно выйти за периметр и дать дизайнерам возможность поэкспериментировать с новыми формами. Этот эксперимент не отменяет основной деятельности Vitra по серийному производству мебели и аксессуаров для дома и офиса, но приближает фабрику к искусству. Экономически эти вещи могут существовать лишь в количестве одного экземпляра - массовое производство этих объектов обошлось бы производителю в копеечку и, в конце концов, разорило бы его - эти предметы оказались бы не «продавабельными». Некоммерческий, инновационный дизайн изначально не связан заказчиками, условиями, ему предоставляется полная свобода поиска и творческого выражения. Таким образом Vitra выступает в качестве спонсора, поддерживающего дизайнеров в их стремлении к исследовательскому эксперименту, за который и платят коллекционеры.
В середине 1920-х годов на рынке появились кресла, столы и стулья, спроектированные Герритом Ритвельдом, которые были навеяны живописью голландского движения «Де Стиль». На трехмерных абстракциях кричащих тонов было невозможно сидеть – они были ужасно неудобны. Одежда цеплялась за острые углы, вся их конструкция абсолютно не соотносилась с человеческим телом. Однако сегодня реплики стула «ZigZag» Ритвельда и некоторых других его объектов выпускаются серийно, продаются за очень большие деньги, а за оригиналами охотятся самые искушенные коллекционеры. Это пример того, как даже неудобные приспособления для сидения могут превратиться в дорогостоящие знаки общественного положения и становятся объектами искусства.
Хотя интерес к специфическим объектам – плодам причуд­ливой фантазии – проходит достаточно быстро, тенденция, от­ражающая стремление перевести модную живопись в трехмер­ные объекты для повседневного пользования, сегодня как никогда ак­туальна.
Иррациональное и подсознательное желание стать чистым искусством всегда преследовало дизайн. Многие зрелые дизайнеры хотят повторить опыт искусства, лишенного своих коммуникативных функций и вовлеченного в символический и денежный обмен либо в антикварном качестве, либо в качестве уникатов и прототипов.
 

How High the Moon Design: Shiro Kuramata, 1986 Photo: Andreas Sütterlin, (c) Vitra
 
Вообще в современной проектной практике особое значение приобретает такое направление, как «арт-дизайн», связанное с созданием уникальных произведений, обладающих художественной ценностью. Это направление дизайна сближается с декоративно-художественным творчеством, с современным искусством. В арт-дизайне вещь поднимается с утилитарного до художественного уровня, становится знаком культуры, то есть, грубо говоря, рядовая вешалка приобретает статуса некоего произведения искусства.
Эта тенденция вызвана стремлением человека в современном мире к самовыражению, к утверждению собственной неповторимой индивидуальности. Средством активного самовыражения становится для человека среда: он начинает все более творчески подходить к своему жилищу, и ему нужны вещи, способные активно участвовать в этом созидательном и увлекательном процессе. Мебель и другие функциональные объекты для интерьера способны насытить его не только утилитарным предназначением, но и более высоким художественным смыслом. Так современные дизайнерские предметы начинают тяготеть к повышению своего художественного уровня, что сопровождается как увеличением их стоимости и сложностью в изготовлении, так и выражается в оригинальности предметов интерьера, в их индивидуальном авторском характере. «Игровой» момент, интрига, сюжетность формы вещи представляются в ряду перспективных тенденций будущего стиля. Именно такие предметы позволят наполнить интерьер будущего вещами динамичными и экспрессивными в творческой интерпретации их владельцев.
Поиски арт-дизайна напрямую соприкасаются с одной из принципиальных и продуктивных тенденций – «Высокой модой» в интерьере, уже нашедших свое подтверждение в современной дизайнерской практике. Отечественный дизайн, в частности, начинает вводить в свой арсенал понятие экспериментального и поискового дизайна, т.е. дизайна остро авангардного, претендующего на известный постулат «искусства для искусства» и «дизайна для дизайна».
Маркетинговый ли это ход - позиционирование дизайна как искусства ради оправдания астрономических цен - или естественная потребность дизайнеров в творческом эксперименте, которой потакают «продвинутые» производители, но эта тенденция налицо и она определяет программу развития проектной практики в ближайшем будущем: от ширпотреба к искусству, от утилитарности к подлинно художественной форме. Вещи будут более мобильными по смыслу, многозначными, возможно, с элементами декларации или иронии, но всегда несущими большую художественную и культурную нагрузку, чем просто добротные, утилитарные объекты «хорошего дизайна». 




Вы здесь: АВТОРЫ теория ДИЗАЙН КАК ИСКУССТВО

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!