авторы компании
Хитов:
6181
Графический дизайн
Хитов:
9434
Графический дизайн
Хитов:
441

 


ИТАЛЬЯНСКОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ: ОТ «ФОРМ ПОЛЕЗНОСТИ» К «НОВОМУ ДОМАШНЕМУ ПЕЙЗАЖУ». ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ

Ольга Сергеевна Безручко
20.04.2011

Как написал Умберто Эко: «если другие страны имеют теорию дизайна, у Италии есть философия, может быть даже идеология дизайна». Предметы, созданные итальянскими дизайнерами, отражают передовые творческие установки и являются революционными для своего времени. Они приглашают человека к взаимодействию, создавая новую среду, «новый домашний пейзаж»¹. Действительно, разве можно оставаться равнодушным, присаживаясь на огромную бейсбольную софу-перчатку Joe (1971 г.), названную в честь второго мужа Мерлин Монро бейсболиста Джо Ди Маджио, или заворачиваясь в войлочное кресло-одеяло  I Feltri Гаетано Пеще? Эти предметы — душа и домината интерьера, культурная квинтэссенция своего времени, знаковые вещи.

Основанное в 1923 г. в г. Монца (Monza) как биеннале, миланское Триеннале с 1930-х годов остается важнейшим источником, позволяющим проследить эволюцию итальянского дизайна от функционального модернизма 1940-50-х, «радикального» дизайна 70-80-х годов, постмодернистского дизайна — от 80-х годов вплоть до наших дней. «Альтернативный дизайн» и эксперименты 1960-70 и 80–х годов, «золотых лет» итальянского дизайна, время его наибольшего расцвета и могущества.


Триеннале в Милане. Музей дизайна. (La triennale di Milano. Design Museum), 1933 г.

Современная история итальянского дизайна начинает свой отсчет в послевоенные годы. Итальянское производство отличалось малосерийностью и обилием ремесленных или полуремесленных предприятий, что, однако, открывало возможности для реализации практически любого творческого замысла, отсюда специфическая черта итальянского «протодизайна» — установка на уникальность и формальную изощренность. Легендарный образец послевоенного дизайна Италии — мотороллер Vespa («Веспа», 1946 г), в переводе с итальянского «Оса». Этот легкий, маневренный, одноцилиндровый «стул на колесах», использовал конверсионные мощности самоле­то­строительного цеха и буквально летал по дорогам Италии. Это были первые годы послевоенной реконструкции. Ссылаясь на известного итальянского дизайнера Вико Маджистретти в послевоенные годы «…только в области промышленного дизайна, можно было свободно высказаться и развить свои творческие силы дизайнерам», что было сложно сделать в других более крупных областях, например в градостроительстве. Инженер Коррадино д'Асканио, открыл дорогу для победного марша итальянского промышленного дизайна: недорогой в производстве, доступный для потребителя, обеспечивающий «почти автомобильный комфорт» мотороллер «Веспа», стал самым популярным средством передвижения и символом послевоенной Италии. Именно на Vespa в 1953 году Одри Хепберн и Грегори Пек беззаботно передвигались по Риму. Выпуск этих мотороллеров, превзойдя все ожидания, продолжается вплоть до наших дней.


Мотороллер Vespa, 1946 г. Дизайнер: Коррадино д'Асканио. Одри Хепперн и Грегори Пек на мотороллере Vespa.

Еще один культурный символ Италии — печатные машинки фирмы «Оливетти» (Olivetti), на протяжении долгих лет — лидеров в области конторского оборудования. Компания была основана в 1908 году, предпринимателем Камилло Оливетти. Наибольшего расцвета фирма достигла под руководством Адриано Оливетти, в 1924 г., поступившему на фабрику отца. Адриано придавал большое значение эстетической стороне печатных машинок, он активно внедрял инновации, улучшал условия труда рабочих, и главное: успешно интегрировал труд дизайнеров в общую структуру организации фирмы. В 1927 г. Адриано сформировал первую команду дизайнеров: Джованни Пинтори, Александр Щавински, Константино Нивола, инженер и поэт Леонардо Синисгалли. Группа занималась общей реорганизацией работы фирмы. Еще один этап развития фирмы связан с приходом в «Оливетти» в 1936 г. Марчелло Ниццоли. Печатные машинки «Лексикон-80» (проект 1945 г.) и «Леттера-22» (1950 г.), отличающиеся революционным для своего времени дизайном. Обтекаемый алюминиевый корпус, отсутствие декора, минимализм в использовании художественных средств, удобные продолговатые клавишы и даже наклон рабочей панели — все инновации удобны для пользователя и воплощают идею своего времени о «соединении пользы с красотой». Рождается, так называемый «стиль Оливетти», положивший начало, одному из первых фирменных стилей. Элегантная, легкая в транспортировке машинка «Леттера-22», популярность которой пересекла океан, получает приз авторитетной премии-выставки «Золотой циркуль», в 1954 г. учрежденной торговым домом Ринашенте.


Печатная машинка Lexikon 80. Дизайнеры: М. Ниццоли, Д. Беччио. Проект: 1945 г., изгот.: 1948 г.

Дизайн на практике продемонстрировал всю коммерческую мощь инновационных подходов к проектированию. В 1950 году в журнале «Домус» публикуется своего рода программная статья Макса Билла «Красота, проистекающая из функции, и красота как функция».        Раздел «Формы пользы» на 9-м Триеннале 1951 г. утверждает в качестве одной из специфических категорий промышленного дизайна понятие «полезной функции». Окончательную точку в закрепление принципов «хорошего дизайна» ставит учрежденная в 1956 г. Ассоциация промышленного дизайна (АДИ), институционально закрепившая единые профессиональные установки дизайнеров.

Однако европейские принципы модернизма, закрепленные АДИ, словно в зеркале отразившиеся в проектной итальянской культуре, полезные во времена послевоенной реконструкции, становились все более чуждыми для нее. «Идейный дизайн», борясь с «индивидуализмом» и «интуитивизмом» итальянского дизайна, обнаруживал все большее рассогласование, «обрубание» практики под теорию. «Итальянская линия» в дизайне все чаще стала определяться как арт-дизайн. Процессы «отторжения» модернизма уже с 1960-х г., выразились в переходе итальянского дизайна от «форм полезности» (девиз 9-го миланского Триеннале 1951 г.) к «авангардной волне», поиску новых материалов и подходов к дизайну.

 Волна увлечения американским поп-артом в сочетании с освоением дизайнерами новых материалов открыли перед итальянскими дизайнерами новые, невиданные ранее возможности. С середины 1950-х годов пластик начинает свое «победоносное шествие» благодаря проектам дизайнеров. Ярко-красная пластиковая пишущая машинка Valentine (проект 1968 г.) фирмы «Оливетти», создана на волне увлечения стилем поп-арт, с его яркими красками и новому отношению к повседневности, и демонстрирует «новую эстетику». В 1958 г. выдающийся дизайнер Этторе Соттсасс стал консультантом фирмы «Оливетти». Интерес дизайнера к поп-арту, возник после посещения им в 1956 г. Нью-Йорка. Революционный подход выразился в том, что ярко-красная машинка больше не «маскируется» под интерьер, она сама меняет среду вокруг себя. Предназначенная для использования вне офиса, она стала неотъемлемым атрибутом людей творческих профессий (писателей, журналистов и т. д). Машинка легко транспортируется, пакуясь в пластиковый защитный кейс.


Печатная машинка Valentine. Дизайнеры: Этторе Соттсасс, Пери А.Кинг. Проект: 1968 г., изгот.: 1969 г.

В 1964 г., несмотря на начинающийся экономический кризис в Италии, на 13-м Триеннале главной стала тема отдыха и досуга. Смена «среды» повлекла за собой изменения в философии дизайна, ставшим все больше отрицать функциональную эстетику. На выставке была представлена разработка дизайнера Джо Коломбо (1930-1971 гг.) — «Мини кухня» (проект 1963-1964 г.), в которой модернистские принципы функционализма соединились с новыми веяниями «авангардной волны». Кухня Коломбо представляет собой новый тип мебели — островной. Многофункциональная, мобильная кухня, экономит пространство и меняет конфигурацию, создавая «среду будущего». Сделанная из дерева и нержавеющей стали мини-кухня включает в себя не только плиту, но также шкафчики для хранения и сушки посуды, разделочную поверхность и даже ходильную камеру.


Mini Kitchen (Мини Кухня). Дизайнер: Джо Коломбо. Проект: 1963-1964 г., изгот.: 1965 г.

Коломбо, экспериментирует с пластиком, окончательно порывая с принципами «хорошего дизайна». Пластиковый шкафчик на колесиках Boby (1970 г.), представленный на выставке, реализует все тот же принцип островной мебели, отличается смелым поп-артовским цветовым решением и мобильностью, его полки не выдвигаются традиционным способом, а вращаются в горизонтальной плоскости. Стул Universale (проект 1965-1967г.), один из первых опытов с «мономатериалами» ² — изначально использовалась АБС-смола, потом полипропилен, удобное и легкое решение: стулья составляются один в другой, кроме того стул можно преобразовать в барный, заменив его ножки более длинными.

Дизайнеров увлекала идея применения мономатериалов: диван Superonda (проект 1967 г.) группы «Аркидзум Ассочиати», напоминающий морские волны, меняет конфигурацию и может использоваться как скульптура или столешница, полностью сделан из полиуретана и не имеет каркаса.

Изменения затрагивают также осветительные приборы. Компания «Артемида» выпускает сразу несколько интересных светильников: уютная с мягким светом лампа Nesso (группа «Аркитетти», 1965 г.) — символ своего времени, красочное решение для дома; круглая прикроватная лампа-«фонарик» Eclisse, меняющая освещенность, подобно диску Луны (Вико Маджистретти, 1965 г.); чувственная лампа Lesbo (Анджело Манджаротти, 1967 г.), выпускаемая в различных расцветках и разной толщиной глазури.

alt
Лампы Nesso (группо Аркитетти Урбанисти Читта Нуова), проект: 1965 г., изгот.: 1965 г. и Eclisse (Вико Маджистретти), проект и изгот: 1965 г.

Нарастающее противостояние 60-х г. не привело к перевороту существующего порядка и эстетики модернизма, однако дало множество новых импульсов.
 

¹ В 1972 г. в музее современного искусства проходила выставка «Италия: новый домашний пейзаж», которая вызвала большой интерес и внимание.


Продолжение во второй части статьи.

Безручко О.С., ст. преп. СПГХПА им. А.Л.Штиглица.
Член Ассоциации Искусствоведов.





Вы здесь: АВТОРЫ теория ИТАЛЬЯНСКОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ: ОТ «ФОРМ ПОЛЕЗНОСТИ» К «НОВОМУ ДОМАШНЕМУ ПЕЙЗАЖУ». ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!