авторы компании
Хитов:
5
Промдизайн
Хитов:
8535
Дизайн моды
Хитов:
4124
Теория и педагогика

 


ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Веб-резиденция профессионального дизайна
22.06.2011

Впервые термин креативной экономики был введен в оборот журналом Business Week в 2000 году.[1] В 2001 г. Джон Хокинс в своем произведении «Креативная экономика» попытался проследить ее влияние в мировом масштабе.[2] В качестве определения креативной экономики Д. Хокинс выделил пятнадцать креативных индустрий, производящих интеллектуальную собственность в виде авторских прав, патентов, торговых марок и оригинальных разработок.

На современном этапе одной из приоритетных задач многих государств, пытающихся улучшить свои конкурентные преимущества на мировой арене становится развитие креативных индустрий. Великобритания — одна из первых стран, где на правительственном уровне было признано и уделено пристальное внимание приоритетности задач креативных индустрий для социально-экономического развития, следствием чего стало учреждение в 1998 г. при Министерстве культуры, медиа и спорту Департамента развития программ креативных индустрий. Первым результатом департамента стал перечень включаемых отраслей в креативный сектор экономики и официально закрепленное определение деятельности креативных индустрий: «это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».[3] Подход британцев к определению креативных отраслей немного отличается от американского, в обобщенном виде данные два подхода представлены в таблице №1.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ(Построено на основе: Howkins J. The Creative Economy. NY.: The penguin press, 2001, р. 116; Department for Culture, Media and Sport. Creative Industries Programme. Creative Industries Mapping Document. London, 2001.)

Р. Флорида в отличие от Д. Хокинса определяет креативную экономику на основе профессий. Таким образом, формируется два методологических подхода: трудовой и отраслевой. На основе отраслевого подхода Д. Хокинс рассчитал, что доля США на мировом рынке в области креативной экономики составляет более 40%.[4] Трудовой подход Р. Флориды базируется на определении креативного класса, состоящего из двух подклассов: суперкреативного ядра и креативных профессионалов.[5] К суперкреативному ядру им отнесены профессии в области:

  • Программирования и математики
  • Архитектуры и инженерного дела
  • Естественных и социальных наук
  • Образования, воспитания и библиотечного дела
  • Искусства, дизайна, развлечений, спорта, СМИ

Подкласс креативных профессионалов составили:

  • Управленческие профессии
  • Профессии в области бизнеса и финансов
  • Профессии в области права
  • Профессии в области здравоохранения (врачи и технические специалисты)
  • Руководящие профессии, связанные с продажами и управлением продажами

По подсчетам Р. Флориды креативный класс США составляет более 30% рабочего населения, превышая рабочий и аграрный класс вместе взятые.[6] Самый многочисленный в обществе США — обслуживающий класс, но с 1980-х годов, когда креативный класс начал стремительно увеличиваться, рост обслуживающего класса значительно замедлился, а доля в общей рабочей силе стала снижаться. На рубеже 1990-х годов креативный класс обогнал рабочий по количеству и по общей доле, таким образом, креативный класс США по количеству идет вторым после обслуживающего. По оценке степени влияния классов — по уровню доходов их представителей, креативный класс занимает лидирующую позицию, так как в данном секторе оседает наибольшая часть доходов, вдвое превышая доходы обслуживающего класса. Полученные данные наглядно демонстрируют формационный процесс на базе общественных классов США

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

(Построено автором на основе: Buraeu of Labor Statistics, Occupation and Employment Statistics, 1999, 2004, 2008. [Электронный ресурс] \ — Режим доступа: http://www.bls.gov/oes/oes_dl.htm, свободный; Florida R. The rise of the creative class. NY.: «Basic Books», 2002. P. 332.)

Снижающиеся долевые и приростные темпы обслуживающего класса на фоне стабильного расширения креативного класса позволяет констатировать факт предельного развития и последующего заката сервисной эры. Справедливость данного утверждения находится в аналогии замещения рабочего класса обслуживающим, сопровождаемого стремительной деаграризацией. Данный процесс имеет продолжительный трансформационный период, с 1920-1950 гг. — пиковый период развития рабочего класса с несущественными долевыми изменениями и стремительным ростом доли обслуживающего класса, с 1950-1970 гг. стадия спада доли рабочего класса и к 1970 г. происходит замещение количественного доминирования обслуживающим классом. С 1970-1990 гг. следует стадия закрепительного роста обслуживающего класса, которая переходит с 90-х годов в фазу предельного долевого развития, с одновременным стремительным ростом креативного класса; с 2000 года начинается деиндустриализация в виде высвобождения рабочей силы из промышленности, что неминуемо приведет к изменению классовой структуры общества США. Кризис 2008\2009 гг. станет скорее разворотной точкой в движении двух общественных формаций в виде обслуживающего и креативного класса, так как на графике невооруженным глазом виден зеркальный и разнополярный характер их движения. Таким образом, можно предположить существование формационных циклов, связанных с основными движениями и столкновениями формаций, что предположительно происходит в силу несоответствия трансформации общественной и экономической формации, под общественной формацией понимается общественный класс, выделяемый на основе труда, а под экономической формацией отраслевая структура на основе выпуска продукции.

Р. Флорида в отношении оценки креативного класса России написал следующее: «Даже согласно строгим из моих критериев, в России сейчас около 13 млн. представителей креативного класса, т.е. ей принадлежит второе после США место в мире по абсолютному числу работников, занятых в креативных профессиях. По проценту от общей рабочей силы это ставит ее на 16-е место. В моем Мировом индексе креативности — комбинация разного рода показателей технологий, таланта и креативности — она попадает на несколько менее впечатляющее 25-е место. Другими словами, есть поводы для оптимизма, но впереди еще много работы».[7] Используя методологию Р. Флориды, мы предприняли попытку исследовать классовую составляющую российского общества. К сожалению, Общероссийский классификатор занятий не столь детализированный, поэтому исследование не может обладать полной объективностью из-за архаичности российской статистики. Но стоит заметить, что наши данные совпали с данными Р. Флориды в отношении 13 млн. представителей креативного класса России, выросшего за период 2000-2008 гг. более чем на 40%, по сравнению с 9% приростом обслуживающего класса и сокращением рабочего класса на 3%, а аграрного класса на 35% (см. рис. 2). Следуя количественной динамике, представители российского креативного класса в скором времени должны обогнать рабочих, а позднее и обслуживающий класс, что свидетельствует о появлении новой общественной формации смещающей предшествующую.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМСоотношение занятости в России по классам за 2000-2008 гг. (млн. человек). (Построено автором на основе данных: Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. -М., 2009. — с. 142-143)

Тенденция, выявленная Р. Флоридой в американском обществе, присутствует и в российском обществе, а именно — высокий темп прироста представителей креативного класса и значительно более высокий уровень доходов данных представителей по отношению к другим классам, чем, кстати говоря, и объясняется динамика креативного класса

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМРис.3 Среднемесячная заработная плата в России по классам за 2007г. (р.) (Построено автором на основе данных: Труди занятость в России. 2009: Стат.сб./Росстат - M., 2009. — c.433)

«UNCTAD» (Конференция ООН по торговле и развитию) использует для оценки креативной составляющей стран, групп и регионов — объем импорта и экспорта креативных продуктов, таким образом, применяя продуктивистский подход для определения креативной экономики. Деятельность креативных отраслей, как и сектора услуг, связана с нематериальной основой, но в отличие от услуг результат их деятельности может быть реализован как неотъемлемая часть в конечном материальном продукте. Таким образом, был сформирован перечень продукции креативных отраслей, где основную добавленную стоимость составляет творческий вклад. На основании данных по импорту и экспорту креативной продукции можно оценить вклад той или иной страны в мировой объем креативной экономики

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМДоли в общемировом объеме экспорта и импорта креативной продукции за 1996г. и 2006г. (%). (Построено автором на основе данных: UNCTAD, Global databank on world trade in creative products, 2010 [Электронный ресурс] \ — Режим доступа: http://stats.unctad.org/creative/ReportFolders/ReportFolders.aspx, свободный.)

Примечательно, что и в данном случае лидером является США, обеспечивая почти четверть мировой торговли креативной продукции. Основной объем торговли приходится между развитыми и развивающимися странами, хотя в последнее время страны с переходящим типом экономик, к которым, кстати говоря, «UNCTAD» относит и Россию, показывают высокие темпы роста объемов торговли креативной продукцией, около 30%, против 8% роста развитых стран и 6% развивающихся.[8] Стоит отметить, что такие страны как Италия и Канада, наиболее слабые из группы стран «G7», в отличие от России имеют значительно более высокие показатели по импорту креативной продукции, компенсируя тем самым внутренний спрос креативной экономики.

Таким образом, отличительная особенность креативной экономики от традиционного экономического представления заключается в том, что главный инструмент в ней — это знания, ресурс — информация, а продукт — инновация. Тем самым, концепция креативной экономики объединяет воедино разрозненные понятия «информационной экономики», «экономики знаний» и «инновационной экономики». Если разложить стоимость продукции на нематериальную и материальную составляющую, а из нематериальной составляющей выделить творческую, то креативный продукт — это продукт с превалированием (более 50%) творческой составляющей в его стоимости. 

[1] «The Creative Economy». Business Week (Special double issue: The 21st century corporation), august 28, 2000. P.1-5.
[2] Howkins J. The Creative Economy. NY.: The penguin press, 2001. — 288 р.
[3] Department for Culture, Media and Sport. Creative Industries Programme. Creative Industries Mapping Document. London, 2001.
[4] Howkins J. The Creative Economy. NY.: The penguin press, 2001, р. 116
[5] Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007, с. 355.
[6] Там же, с. 90.
[7] Там же, с. 10.
[8] UNCTAD, Global databank on world trade in creative products, 2010 [Электронный ресурс] \ — Режим доступа: http://stats.unctad.org/creative/ReportFolders/ReportFolders.aspx, свободный

Дацык А.А.
ассистент кафедры менеджмента
аспирант кафедры экономики
Казанского государственного университета

Источник: econference.ru

 





Вы здесь: АВТОРЫ теория ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!