|
ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ. ЭКСПЕРИМЕНТ, КОТОРЫЙ ПРОВАЛИЛСЯ. ЧТО ДАЛЬШЕ?
Десятилетие дизайн-мышления заканчивается, и я перехожу к другой концептуальной основе: Creative Intelligence (Креативному Интеллекту), или CQ (от редактора - creative quotient, коэффициент креативности, аналог IQ). Я пишу книгу о творческом интеллекте, которая должна выйти в издательстве HarperCollins осенью 2012 года, и я надеюсь, что разговор с аудиторией Fast Company в этом блоге позволит нам порассуждать о том, как мы должны измерять, использовать и обучать CQ.
The IIT Institute of Design Strategy Conference Chicago, May 2008. Photo by Alex Cheek
Почему я, который в рамках Business Week, был одним из основных сторонников дизайн-мышления, сменил концептуальную рамку? Все очень просто. Дизайн-мышление дало профессии дизайна и обществу в целом все преимущества, которые оно может предложить, и сейчас окостеневает, фактически, начиная приносить вред. Хелен Уолтерс, моя замечательная коллега по Business Week, излагает много плюсов и минусов дизайн-мышления в рамках
Дизайн-консалтинговые компании надеялись,
что трюк с процессом запустит изменения к лучшему
Я бы добавил, что строительство и формирование самого дизайн- мышления само по себе стало ключевым вопросом. Дизайн-мышление изначально было предложено миру большого бизнеса - который определяется культурой эффективности процесса - совершенно новый процесс, с помощью которого обещали инсталлировать творческий подход. Упаковывая творчество в формат «процесса», дизайнеры смогли расширить свое участие, влияние и продажи в рамках корпоративного мира. Компаниям же было удобно воспринимать дизайн-мышление, поскольку оно было упаковано как процесс.
Было много успехов этого начинания, но гораздо больше неудач. Почему? Компании «очищали» процесс дизайн-мышления слишком хорошо, превращая его в линейную, пошаговую, «книжную» методологию, которая поставляла, в лучшем случае, постепенные изменения и инновации. Назовем их N +1 инновации. Руководители компаний, в частности, смотрели на процессную сторону дизайн-мышления, применяя его, как Six Sigma, а также другие, ориентированные на повышение эффективности методы. У меня как раз был разговор с Тимом Брауном из IDEO здесь, в Parsons School, недавно. Дизайн-консалтинговые компании, которые продвигали дизайн- мышление, по сути, надеялись, что трюк с процессом сможет произвести значительные культурные и организационные изменения. С самого начала процесс дизайн-мышления выполнял роль стропил, «строительных лесов» для построения и достижения реального результата: креативных решений. Однако, для того, чтобы обратиться к бизнес-культуре, ориентированной на процесс, дизайн-мышление было очищено от беспорядка, конфликтов, неудач, эмоций, и постоянных итераций, когда надо «начинать сначала». А ведь все это и является неотъемлемой частью творческого процесса. Лишь в немногих компаниях, генеральные директора и менеджеры признали, что беспорядок наряду с процессом приводил к настоящим инновациям. В большинстве других, это не так. Как практики дизайна-мышления в большинстве консалтинговых компаний сегодня признают, вероятность успеха этого чистого процесса была очень и очень низкой.
Результативность применения процессов Тем не менее, вклад дизайн-мышления в области дизайн-индустрии, и для общества в целом, огромен. Через формализацию скрытых ценностей и практик дизайна, дизайн-мышление было способно перенести восприятие дизайна с уровня артефактов и эстетики в рамках узкого консьюмеристского рыночного пространства, на более высокий уровень социальных систем. Перед нами стоят огромные силы разрушения, взлет и падение поколений, распространение социальных медиа технологий, урбанизация планеты, подъем и падение наций, глобальное потепление и перенаселение. Вместе эти силы подрывают наши экономические, социальные и политические системы. Дизайн-мышление сделало дизайн ориентированным на системное осознание ключевого момента во времени и пространстве. Я не думаю, что рост гуманистического дизайна был бы возможен без дизайн-мышления. Несмотря на все мои опасения, огромный прогресс в области дизайна, ориентированного на человека, был проделан благодаря большой работе таких команд, как Acumen Fund, Project H, Parsons' students at Memorial Sloan Kettering, Stanford's K-12 initiative, Ideo в клинике Mayo и Kaiser Permanente, которой бы просто не было без появления подхода дизайн-мышления. А также не было бы разработок новых программ в области социальных инноваций на таких площадках, как Parsons, School of Visual Arts, Stanford, или Columbia. Однако все-таки, это было Творчество, креативность, которую первоначально предполагалось доставить с помощью дизайн-мышления, и именно к творчеству я теперь иду непосредственно и целенаправленно. Креативность - старая концепция, намного старше, чем "дизайн." Но это понятие включает много смыслов. По моему опыту, когда вы говорите слово "дизайн" для людей в переговорке, они, как правило, вежливо улыбаются и думают: "мода". Скажи "дизайн-мышление", и они перестают улыбаться и готовы сменить тему. Но сказать им "креативность", и люди загораются и склоняются к тому, чтобы продолжить общение. Каждый любит креатив, потому что каждый считает, что он является, или был, или может быть креативным. И они правы. Правда такова, что лучшие ученые, предприниматели, инженеры, военные, руководители, спортивные тренеры, хоккеисты, и игроки World of Warcraft - все они люди творческие, все они креативны. Дизайн-мышление как «строительные леса» дизайна, есть набор практик, который составляет сердце творческого процесса. Вместе с инструментом дизайн-мышления, будучи настроены на восприятие людей и культуры, в которую вы погружены, имея определенный опыт, мудрость и знания, вы способны определить реальную проблему, и – может быть, самое главное, - приобрести возможность принимать и воплощать принятые решения. Дизайн-мышление сломало границы понимания дизайна как специализированного, узкого и ограниченного инструмента, и подключило его к решению более важных вопросов, и более широкому пространству общения с коммерческими и некоммерческими организациями. Сейчас я считаю, что концепция Креативного Интеллекта еще больше расширяет возможности социальной интеграции дизайна.
Каждый считает, что он креативен, или может быть креативным. Так что же такое Креативный Интеллект, или CQ? Позвольте мне начать с того, что это понятие находится в процессе формирования, и я надеюсь, что наш разговор в ближайшие месяцы придаст ему по-настоящему глубокий смысл. Прежде всего, CQ имеет отношение к способностям. Я могу назвать его «грамотностью» или «глубоким знанием». Если вы входите в одну из программ Quest to Learn Кэти Сален, или на курс бизнес-стратегии в Rotman School of Management, вы можете наблюдать за тем, как людей учат поведению и практикам, которые поднимают CQ. Вы можете видеть это в военных, корпоративных и спортивных командах. Речь идет более, чем о мышлении, речь идет об обучении в процессе действия (learning by doing) и обучении тому, как это сделать в неопределенной, неоднозначной, сложной реальности – такой, как наша сегодняшняя жизнь. На данный момент, я определяю Креативный Интеллект как способность к осмыслению проблемы по-новому и генерацию оригинальных решений. У вас может быть низкий или высокий уровень способности определять и решать проблемы, но эти две возможности являются ключевыми, и им можно научиться. Я позиционирую CQ в интеллектуальном пространстве игр, сценарного планирования, системного мышления и, конечно же, дизайн-мышления. Это не психологический подход к развитию и индивидуальной гениальности, а социологический подход, в котором творчество является результатом групповой деятельности. Позвольте мне закончить, поделившись с вами мечтой: наступает 2020 год, и моя крестница, Зои, поступает в университеты Стэнфорда, Кембриджа, и Циньхуа. Приемные комиссии в каждой из этих лучших школ запрашивают сертификаты грамотности в математике, литературе и креативности. Они проверяют ее оценки, ее эссе, уровень IQ, а также ее CQ. Теперь, пожалуйста, присоединитесь ко мне в разговоре о Креативном Интеллекте. Куда нам двигаться в этом направлении? Как мы должны его оформить и измерить? Какие истории у вас есть, чтобы проиллюстрировать силу творческого интеллекта? Как K-12, колледжи и школы пытаются учить ему? Куда этот подход может нас привести? Я с нетерпением жду ваших мыслей и комментариев.
Источник: Брюс Нуссбаум ведет блоги о инновациях, дизайн-мышлении и креативности. Бывший заместитель главного редактора Business Week сейчас является профессором инноваций и дизайна в Parsons The New School of Design. Основатель он-лайн канала Innovation & Design; создатель ежеквартального приложения IN: Inside Innovation. |