авторы компании
Хитов:
5848
Промдизайн
Хитов:
6990
Графический дизайн
Хитов:
12953
Промдизайн

 


ДИЗАЙН — ИСКУССТВО ИЛИ НЕТ?

Веб-резиденция профессионального дизайна
25.03.2009

Как правило, если к статье прилагается комментарий, то он расположен внизу. Здесь особый случай — необходимо сразу упомянуть, что материал перепечатывается с сайта http://www.webmath.ru (Он-лайн решение математических задач) из раздела «Полезное»  | P.S. благодаря читателям историческая справедливость восстановлена: авторы Линда Ли и Софи Дэвис// Elle decor. – 2008. – № 79


Согласно Core77, аукционный дом Christie выставит на торги Lockheed Lounge Марка Ньюсона (Marc Newson) 1986 г. за предполагаемую цену в $2.4 млн., делая этот предмет самым дорогим из когда-либо продаваемых живущим дизайнером.

Мир дизайна раскололся на два враждующих лагеря. Яблоко раздора — набирающая силу волна так называемого дизайн-арта: сверхдорогих объектов, выпускаемых ограниченным тиражом и предназначенных для коллекционеров. «Это — новая степень свободы творчества», — радуются одни. «Это — эгоистический уход в сферу «искусства для искусства» с его заоблачными ценами и безответственной «концептуальностью», — возражают другие. Объекты, о которых идет речь, формально являются мебелью или аксессуарами, но на самом деле это вовсе не мебель, и не предметы интерьера в привычном смысле слова — практичные, транспортабельные, функциональные. Речь идет о прототипах, предназначенных не для производства, а для того, чтобы красоваться в залах артгалерей, или о моделях, изготовленных ограниченными сериями из редких и дорогих материалов. Если взглянуть правде в глаза, эти вещи изредка бывают прекрасны, иногда — ужасны, а чаще всего просто-напросто уродливы и неприлично дороги. И, несмотря на это, их превозносят как ультрамодные и суперактуальные.

Кому это выгодно? Все более тесному срастанию мира дизайна и мира искусства способствуют художественные галереи, аукционы и амбициозные владельцы новых мебельных марок. Главный поборник этого сближения — британская фирма Established & Sons, прославившаяся мебелью от звездных архитекторов уровня Захи Хадид. В прошлом году фирма выпустила целую коллекцию дизайнерской мебели, сделанной в единственном экземпляре из белого, мрамора, обычно идущего на скульптуры. Объекты выставлялись в шоу-руме на пьедесталах головокружительной высоты. Цены были не менее головокружительными. Впрочем, по части ценовых рекордов пальму первенства пока держит австралийский дизайнер Марк Ньюсон. В прошлом году его футуристический алюминиевый шезлонг Lockheed Lounge, засветившийся в одном из клипов Мадонны, ушел с аукциона Christie’s за 748 500 фунтов (1 375 000 долларов). Это рекорд и для ныне живущего дизайнера, и для кресла.

Неиссякаемым источником дизайн-арта является эйндховенская Академия дизайна в Голландии. Среди выпускников этого учебного заведения такие звезды, как Йоб Смите (участник скандального дуэта Studio Job), Хелла Ионгериус, Юрген Бей и Маартен Баас. Их объекты распродаются на ура в эстетской нью-йоркской галерее Moss и на ярмарке Design Miami/Basel. И что же это за объекты? Йоб Смите (в соавторстве с верной соратницей Нинке Тинагель) порадовал коллекцией мебели Robber Baron из литой бронзы. Ионгериус разработала для Nymphenburg фарфоровые блюда с торчащими посередине фигурками птиц и зверей. Баас делает художественно обугленные александрийские двери, взяв за образцы культовые дизайнерские объекты XX века. Все эти вещи очень фотогеничны, ироничны, саркастичны и местами сюрреалистичны, но практичностью от них и не пахнет. Искусство в чистом виде!

Кстати, откуда взялся сам термин «дизайн-арт»? Оказывается, в 1999 году его ввел лондонский аукционный дом Phillips de Ригу & Company, чтобы обозначить ширившийся на глазах тип штучной дизайнерской продукции, которую он продавал коллекционерам искусства. Рынок таких предметов начал бурно расти три-четыре года назад. Нам нужно было как-то их обозначить. Любопытно, что сейчас аукционный дом уже отказался от успевшего «пойти в народ» словечка и употребляет просто слово «дизайн». Пожалуй, теперь ярлык «дизайн-арт» только вносит лишнюю путаницу. В прошлом году устроители ярмарки Design Art London использовали этот термин, чтобы «привязать» свое мероприятие к выставке Freeze Art Fair, но на самом деле большинство представленных там работ нельзя отнести к жанру дизайн-арта. Быть может, более точным определением было бы выражение «художнический дизайн» — в том смысле, что дизайнеры ощущают себя художниками и желают, чтобы другие тоже так о них думали.

Притягательность дизайн-арта для коллекционеров искусства очевидна: этот растущий рынок исполняет теперь роль «доступного искусства» — с тех пор, как творения всяческих Дэмиенов Хёрстов и иже с ними побили все ценовые рекорды, став не по карману простым миллионерам. Топ-менеджеры, не знающие куда пристроить свои ежегодные бонусы охотно инвестируют шальные деньги в дизайнерские объекты лимитированных серий или в прототипы: во-первых, это помогает им чувствовать себя «продвинутыми», во-вторых, сулит прибыль в будущем.

Мысль об этих золотых россыпях, естественно, раззадоривает дизайнеров. Но дело не только в деньгах. Дизайн-арт дает возможность творить, не сковывая себя жесткими требованиями производства, создавая, скажем, дверь, не обязательно следовать стандартам, это не просто двери волховец из массива, а двери из пластика, кусочков зеркал, керамики, ткани. Ограниченные тиражи объектов позволяют экспериментировать с технологиями и материалами, не думая о цене вопроса. Отличный пример — столы Iris из анодированного алюминия, спроектированные для Established & Sons. При их изготовлении применяются технологии, разработанные для производства болидов «Формулы-1» подобные предметы можно сравнить с нарядами haute couture: на них обкатываются решения, которые, возможно, в будущем найдут применение в массовом производстве.

NB | комментарий design-union.ru | Статья-то неплохая, с четкой позицией, точными цифрами (наверное, это профессиональное:--)) Общую благостную картину несколько портит порядок слов  в словосочетании "дизайн-арт" Как-то "арт-дизайн" привычнее, роднее, что-ли... Да и отдавать термин, определяющий одно из главных направлений дизайна, на откуп аукционному дому "Phillips de Ригу & Company", при всем уважении, как-то не с руки.

Тем более, что есть еще несколько версий, ничуть не хуже:

 

1. «Термин арт-дизайн возник в 80-е годы 20 века в Италии, с появлением там двух дизайнерских групп - «Алхимия» (А.Мендини, А.Гуэррьеро) и «Мемфис» (Э.Соттсасс), которые бросили вызов ортодоксальному миру функционального дизайна. Сегодня, про них бы сказали, что они запатентовали отличную креативную идею. Художественные находки, в разработках этих дизайнеров, а изначально они занимались дизайном мебели и интерьеров, стали преобладать над поднадоевшей прагматикой общеупотребимых дизайн-продуктов. Сегодня, арт-дизайн распространен во многих сферах, связанных с дизайном предметов и окружающей среды: от интерьеров ночных баров и квартир, до арт-дизайна собственного тела (body-art),включающего дизайн кожи, ногтей, причесок. Арт-дизайн широко применяется при создании разных видов полиграфии. Не удивительно, если арт-дизайнеры будут консультировать при художественном конструировании даже кулинарных блюд (чем не объект для арт-дизайна)». 

2. «Арт-дизайн - (от лат. artis - искусство и англ, design от лат. designare - обозначать, определять назначение) - течение авангардного искусства, получившее распространение в 1980-х гг., главным образом в СССР и социалистических странах Восточной Европы. В композициях арт-ди-зайна соединялись приемы, авангардного изобразительного искусства и промышленного дизайна. Эти странные произведения составлялись из бытовых предметов, обломков механизмов, промышленных деталей, фрагментов политических плакатов, фотографий, манекенов, муляжей - в самых нелепых сочетаниях. Они были призваны выявить непривычные, нетрадиционные стороны обычных утилитарных вещей и, тем самым, вскрыть абсурдность, банальность массовой культуры социалистического общества, примитив политической агитации. Главное выразительное средство - шок, вызов - нехудожественной природы, но оно создавало, парадоксально, своим демонстративным антиэстетизмом некую эстетическую ситуацию (поскольку реальная действительность была еще хуже!). В некоторой мере арт-дизайн был преемником поп-арта 1950-х гг. Но если в поп-арте демонстрацией привычных обыденных предметов вызывалось ощущение нелепых, алогичных связей, то в арт-дизайне 1980-х - скорее наоборот, элементарными средствами создавался сложный идеологический подтекст. Поэтому арт-дизайн и стал дерзкой (но более безопасной, чем традиционная живопись) формой протеста художника против окружающей его лжи общественной жизни.» (Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства)





Вы здесь: АВТОРЫ теория ДИЗАЙН — ИСКУССТВО ИЛИ НЕТ?

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!