авторы компании

 


ТИПОГРАФИКА В СОВРЕМЕННОЙ АЙДЕНТИКЕ

Павел Евгеньевич Родькин
26.12.2012

Тезисы выступления на Шрифтовой конференции «Серебро набора» (Москва, Института бизнеса и дизайна, 18.11.2012).

Основные тезисы

Типографический (шрифтовой) логотип в современной корпоративной айдентике выполняет коммуникативные функции также эффективно, как и изобразительный знак, а в некоторых случаях является более универсальным решением.

типографика в современной айдентике

Пластические конструкции имеют приоритет над правилами письма и не являются препятствием для коммуникации (чтению и восприятию) с аудиторией при любой структурной сложности; Несмотря на разнонаправленные и равнозначные тенденции в корпоративной и территориальной айдентике, — роль типографических решений растет.

Переломный момент

Своеобразный символический перелом в «вере» в универсальность изобразительного языка произошел в 2007 году с выходом пакета Adobe CS3, в котором ставшие уже привычными иконки программ («Фотошоп», «Иллюстратор» и др.) были заменены на шрифтовые обозначения; В веб-интерфейсах пиктограммы навигации, получившие одно время широкое распространение, также стали вытесняться текстовыми ссылками.

Традиционные изображения в иконках программ Adobe были радикально заменены на буквенные сокращения в пакете CS3

Основные тенденции

В современной корпоративной айдентике можно выделить две разнонаправленные тенденции:

  • отказ от названия бренда и идентификация только через уникальный изобразительный элемент (знак), который для некоторых компаний уже является настолько узнаваемым и самоценным, что не требует текстового сообщения;
  • отказ от изобразительных элементов, когда шрифтовая надпись или композиция выполняет роль универсального и самостоятельного идентификатора.

Для одних компаний в процессе развития главным стал знак, для других логотип; не смотря на равнозначность обоих тенденций, — роль типографических решений растет.

типографика в современной айдентике

Два подхода к корпоратвиной айдентики: изобразительный элемент, которому уже не нужна подпись (Shell, Apple) и айдентика, основанная только на шрифте (см. ниже); Пластическое развитие шрифтовой айдентики (ребрендингPhilips и United Colors of Benetton)

типографика в современной айдентике

Корпорации с шрифтовой айдентикой (логотипы компаний Areva, Siemens, Sony, Motorola); Эволюция логотипов IBM, VW, Coca-Cola, также не использующих изобразительный ряд

типографика в современной айдентике

Современная корпоративная айдентика: отказ от изображения в пользу типографики (логотипы Демократической партии США, Animal Planet, РЖД, Allians for Sverige, WTA, Comedy Central)

типографика в современной айдентике

Современная корпоративная айдентика: отказ от шрифта в пользу изобразительного знака (логотипы Twitter, Xerox,StarbucksSwisscom, BP, National Trust for Historic Preservation)

Основные характеристики и решения

В качестве основных характеристик современной типографической айдентики можно выделить: нелинейность, а также приоритет визуальной конструкции над синтаксисом и орфографией;

Типографическая айдентика существенно расширяет существующую конструкцию сообщения в смысловом и эмоциональном отношении через относительно простые композиционные и пластические решения:

  • вставки и выделения в слове;
  • соединение и связывание;
  • незавершенность;
  • обрезание и усечение;
  • переворачивание;
  • буквенные блоки;
  • числа, знаки пунктуации и специальные символы;
  • пластические рифмы.

типографика в современной айдентике

Основные решения в современной типографической айдентике: вставки и выделения в слове, соединение и связывание, незавершенность, обрезание и усечение, переворачивание, буквенные блоки, числа, знаки пунктуации и специальные символы, пластические рифмы (логотипы CNN, Exxon Mobil, I amsterdam, Московские новости, Прага, Ганновер, TAP Portugal, Ask me Lisboa?, EU 2004, Desigual)

типографика в современной айдентике

Основные решения в современной типографической айдентике и продуктовом дизайне: выделения в слове, незавершенность, обрезание и усечение, (упаковка Diet Coke, логотипы Метро Лиссабона, магазины Duty Free в Испании)

типографика в современной айдентике

Основные решения в современной типографической айдентике: вставки и выделения в слове, соединение и связывание, незавершенность, обрезание и усечение, переворачивание, буквенные блоки, числа, знаки пунктуации и специальные символы, пластические рифмы (ребрендинг District, Art gallery of Alberta, ITG, XL, Slice, New Theatre)

типографика в современной айдентике

Современная типографическая айдентика полностью включена в стилистику 2.0 (ребрендинг Unilever, Telemundo, Arts United, Cloud Experience, FTBO, DC Comic)

Брендинг территорий

Мировая практика территориального брендинга показывает, что шрифтовой логотип может быть таким же полноценным и универсальным идентификатором места также эффективно, как и исторические образы и архетипы;

  • Ребрендинг территорий часто связан с заменой изобразительных элементов на типографические логотипы;
  • Принципиальной разницы в визуально-пластических решениях между территориальным и корпоративном брендингом — нет;
  • В российской практике мы сталкиваемся со своеобразной «леттерофобией» в среде российских профессионалов в области маркетинга и брендинга.

типографика в современной айдентике

Территориальный ребрендинг (стран Перу, Колумбия, Чехия, Словения и городов Мельбурн, Канзас) также поддерживает тенденцию ухода от примитивной изобразительности к типографическим решениям

Вместо заключения

Типографическая айдентика с точки зрения текстового и смыслового сообщения создает расширенный канал коммуникации, включающий в себя различные понятийные, эмоциональные и семантическиекомплексы посланий;

Типографическая айдентика воспринимается одновременно и как надпись (послание) и как знак, образуя своего рода «двойное письмо», в котором две его составляющие не только не исключают друг друга, но и дополняют, создавая более развитую и гибкую коммуникационную систему. Правда подобная конструкция может существовать только как емкое и короткое «высказывание» — именно как логотип;

Визуальные коммуникации стали настолько глобальными и интернациональными, что проблема перевода и адаптации (языковой и графической) послания не является критичной;

Типографическая айдентика представляет собой коммуникативную систему нового типа, значение которой в будущем будет только возрастать.

Павел Родькин 
www.prdesign.ru





Вы здесь: АВТОРЫ теория ТИПОГРАФИКА В СОВРЕМЕННОЙ АЙДЕНТИКЕ

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!