Дизайнеру, самостоятельно ведушему проект, необходимо тонко разбираться в психологии заказчика. А для этого необходимо определить что за человек перед тобой. Ниже представлены 8 самых распространенных типажей, с описанием признаков и советами как с ними работать.
Портфолио Будаева Марка, студент СПбГУКИ кафедра компьютерного дизайна.
1. Неопытный - безграмотный клиент
Признаки:
Клиент не может объяснить чего он хочет от проекта, не способен сформулировать цели и задачи. Часто путает термины, перескакивает с одной темы на другую. Не способен логично объяснить какие проекты конкурентов считает удачным и почему. Как правило — это либо владелец небольшой фирмы либо управляющий. Скорее всего работает недавно или недавно сменил должность.
Плюсы:
Если дизайнер уверен в себе то довольно легко сможет убедить заказчика в своем виденьи проекта.
Минусы:
- Вам придется самому составлять ТЗ, подбирать оптимальные аналоги, и по крупицам вытаскивать из заказчика какие же у них цели и задачи в этом проекте, какая целевая аудитория и т.д..
- Вам придется тратить больше времени на объяснение клиенту самых элементарных вещей.
- Возможно он будет предлагать что-то свое в проекте и как правило абсолютно нелепое, основываясь на своем вкусе.
Как работать с клиентом:
- произвести максимальное впечатление на клиента - профессиональное портфолио, использование проф. терминов (нужно пояснять их).
- подробный рассказ как и из каких этапов будет состоять работа, на что будут сделаны акценты...
- подробное составленное Вами ТЗ.
- четкая аргументация на что и какие средства уйдут, какие специалисты нужны для воплощения.
- подробное описание как работает сайт, как его раскручивают, в чем особенности проектирования и восприятия и т.д. что-то типа ненавязчивых лекций.
- иногда стоит подыграть клиенту и что-то из его идей или слов подхватить и создать иллюзию что вы это использовали.
2. Ленивый Клиент
Два возможных варианта:
1. Заказчик не хозяин, а некий менеджер или управляющий, ему поручили вести этот проект, но ему это не интересно. Как правило стоит прорываться к реальному заказчику и работать с ним.
2. Просто ленивый заказчик, которому сам процесс проектирования не интересен. У него много другой работы, он не считает Ваши дизайнерские услуги ем то очень важным для своего бизнеса. (самый безопасный из трех видов)
Признаки:
- Очень скудный рассказ о самом проекте о его целях и задачах.
- Короткие и не емкие ответы на ваши вопросы.
- Не внимательность к вашему портфолио
- Не желание составлять ТЗ, да и читать то что вы в нем написали
- Не понимание где и какой материал (графический, текстовый) можно достать и желание все это переложить на плечи разработчиков.
Плюсы:
- не станет особо углубляться в ваш проект, что-то менять в нем. Но это если именно он принимает решения одобрить или нет ваш проект. Если окончательное решение не в его компетенции, то Вам придется тяжко.
(если причина не заинтересованности не первый вариант, т.е. он уже имеет готовый сайт и т.д.)... Первый вариант, просто скажет - это меня не удивляет, не потрясает...
Минусы:
- дефицит необходимой информации
- необходимость делать множество работы за заказчика (по написанию ТЗ, анализу конкурентов, сбору информации, подбор контента...)
Как работать с клиентом:
- четко описать в ТЗ и подчеркнуть в разговоре что от клиента необходимо (вписать туда самое необходимое, все что вы можите самостоятельно берем на себя)
- четко пояснить какие работы вы берете на себя (хотя это работа заказчика, допустим составление рекламного текста или придумывание слогана, может подбор некого графического материала и т.д.) и сколько это будет стоить, а также сколько времени займет.
- понять кто из подчиненных заказчика, за что отвечает, взять их контактные телефоны и пытаться их организовать.
- чаще звоните заказчику, напоминайте, что Вам необходимо и в какие сроки.
- максимально возьмите управление всем заказом на себя, договоренность с менеджерами, сотрудниками отвечающими за (текстовое наполнение или раскрутку сайта или поддержку сайта и т.д.)
Портфолио Будаева Марка, студент СПбГУКИ кафедра компьютерного дизайна.
3. Клиент, который думает что он все знает
Признаки:
- сразу рассказывает что он хочет, при этом указывая не просто на функциональные решения (мне нужны интерактивные схемы, карты, анимационные вставки), но и рассказывает как они выглядят.
- говорит о своих знаниях в области искусства, дизайна и т.д.
- мало интересуется вашими знаниями в области дизайна и не прозрачно намекает что он знает чего он хочет, просто ему некогда это самому сделать, или он не владеет технологией, не умеет рисовать или еще что-то в этом роде. В общем ему нужен человек, который будет под его диктовку создавать его шедевр!
- часто перебивает Вас и своих сотрудников если они начитают формулировать свои мыли.
Плюсы:
- если клиент реально грамотный, опытный и с хорошим вкусом то вы можете чему-то у него научиться, найти общий язык и создать качественный проект.
Минусы:
- очень сложно доказать такому клиенту, то что предлагаемый вами вариант хорош, и что некоторые его идеи неверны.
- приходится множество раз переделывать работу, так как клиент креативен и постоянно придумывает новые идеи, пытается улучшить работу.
- сроки работы могут сильно затянуться так как творчески настроенный клиент не может остановиться.
- клиент будет обвинять Вас в том что вы не правильно воплощаете его идею и поэтому она не работает.
- клиент в конце работы может не захотеть оплатить работу, аргументирую что он сам все придумал, а вы просто воплотили его идеи.
Как работать с клиентом:
- четко понять что из идей заказчика действительно можно воплотить, а что абсолютный бред (как правило совсем уж бредовых идей (противоречащих теме, технологиям и т.д.) не так уж много.
- приняв разумные идеи попытайтесь донести до заказчика, что она вам нравится и расписать как ее можно воплотить, а те идеи которые бред попытайтесь отмести. Если удается просто увести его от них отвлекая идеями по удачному варианту, то хорошо. Если нет то аргументируя, что эти идеи, в отличии от предыдущей, имеют ряд недостатков
(перечислить аргументируя требованиями целевой аудитории, технологией изготовления). Весь силы сосредоточить именно на более или менее удачной идеи, тем более практически любую идею можно воплотить, причем разными способами.
- Четко понять чего и как хочет клиент - какой стиль, какая графика (векторная, растровая), предпочтения в цветовой гамме и т.д. Все это записать в ТЗ как требования заказчика (потом может пригодиться). Как правило даже в условиях жестких ограничений можно сделать качественный проект, главное чтоб не было требований противоречащих логике и тематики проекта (цель создать мягкую, спокойную атмосферу спа салона, используя красные и черные цвета... ) .
- Четко прописать в ТЗ все требования заказчика и главное количество вариантов предоставляемых дизайнером и доп. цену за дополнительные варианты.
- Пытаться сделать соблюдая условия заказчика максимально качественный продукт. не в коем случаи не пытаться халтурить, аргументируя - ну вы ведь этого хотели... это не выход, так как заказчик все равно обвинит вас в не качественности работы... и в целом будет прав.
- грамотно льстить заказчику, относительно воплощенных в проекте, его идей.
- В крайнем случаи при условии постоянных требований что-то изменить в угоду заказчику, стоит подписывать доп. соглашения что то или иное изменение будет последним.
4. Клиент, который не знает чего хочет
Признаки:
- не могут четко определить какие из работ конкурентов им нравятся
- абстрактно формулируют свои требования
- нет каких то конкретных предпочтений ни по структуре проекта, ни по цветовой гамме, ни по функциональному наполнению.
Плюсы:
- большая свобода, возможность воплотить свои идеи, при условии что вы сможете убедить заказчика что они хороши.
Минусы:
- много дополнительной работы, по составлению ТЗ, уточнению необходимых факторов.
- необходимо понять что действительно нужно целевой аудитории и какие задачи надо решить.
Как работать с клиентом:
- Четко прописать в ТЗ количество вариантов предоставляемых дизайнером и доп. цену за дополнительные варианты.
- Максимально быть убедительным и приводить подробную аргументацию, почему именно предлагаемое вами решение станет самым успешным.
Портфолио Будаева Марка, студент СПбГУКИ кафедра компьютерного дизайна.
5. Нетерпеливый Клиент, который хочет все и завтра
Признаки:
- они постоянно торопятся, назначают встречу на сегодня и т.д.
- говорят как правило быстро, много жестикулируют
- все их письма с пометкой срочно
- они считают что все можно сделать за ночь (при этом в реальности очень часто проект может и подождать)
- клиент работает до поздней ночи.
Плюсы:
- такие клиенты как правило готовы более или менее четко сформулировать свои задачи
- они пытаются уложиться в отведенные сроки, и проект не сильно затягивается
- они готовы оперативно внести предоплату
- многие из них понимая что сроки не ждут, больше доверяют дизайнеру и готовы согласиться с его виденьем, если его идея не противоречит их требованиям, и готовы не вникать в мелкие детали.
Минусы:
- работа максимальна сжата и вам необходимо в стрессовой ситуации в условиях дефицита времени, выдать максимальный результат
- приходится работать по выходным и ночам
- мало времени на отшлифовку проекта
Как работать с клиентом:
- максимально увеличьте сроки выполнения проекта (почти всегда есть такая возможность, если это не конкретная акция к конкретному числу например концерт). аргументируйте сложными технологиями и т.д.
- не соглашайтесь с нереальными сроками, разбивайте всю работу на этапы...
Портфолио Будаева Марка, студент СПбГУКИ кафедра компьютерного дизайна.
6. Нерешительный Клиент, который должен со всеми посоветоваться
Признаки:
- неуверенность в постановке задач
- абстрактность в конкретных пожеланиях
- на первых встречах, при написании ТЗ могут участвовать 4-5 человек, которые очень активны и явно не считают мнение шефа первычным.
Плюсы:
- никаких
Минусы:
- не ясно чье мнение при оценке проекта является решающим
- не ясно какие требования к проекту
- работа затягивается
- постоянно меняется вектор развития работы
Как работать с клиентом:
- попытаться понять кто доминирует в принятии решения и общаться с ним.
- четко прописать в ТЗ количество вариантов предоставляемых дизайнером и доп. цену за дополнительные варианты.
- попытаться при сдаче каждого этапа собирать всех участников проекта (хотя не всегда это возможно, так как клиент может советоваться с женой, которая вообще не работает в этой фирме)
- пытаться подписывать прем каждого этапа проекта - обсудили концепцию - подписали... утвердили цветовую гамму, модульную сетку - подписали... это не всегда спасает от переделок, но это позволяет за каждую переделку брать отдельные деньги.
- максимально увеличить цену проекта, если знаете что столкнетесь с коллективным разумом.
Портфолио Коровкиной Анны, студентки СПбГУКИ кафедра компьютерного дизайна.
7. Высокопоставленный Клиент, известный в городе, мире бренд и т.д.. клиент считающий,
что работа с ним дает вам огромные перспективы, а значит вы должны быть счастливы
Признаки:
- высокопоставленный клиент или известный бренд
- его регалии и имидж значительно превосходят ваш
- он часто упоминает о ваших перспективах, после работы с ним
- он подчеркивает свою значимость, историю своего бренда, упоминает тех кто с ним работа и т.д.
Плюсы:
- этот проект может стать Вашей визитной карточкой
- можно завести нужные знакомства
- увеличивает цену на ваши работы в будущем
- как правило клиент знает как работать над проектом, у него есть опыт
Минусы:
- клиент часто не уважает вас как профессионала и смотрит на вас сверху вниз
- клиент не хочет встречаться с вами сам и все перекладывает на менеджеров, но принимать решение будет он
- клиент часто близок к клиенту который "думает что все знает"
- как правило завышенные требования к любым мелочам, все под ключ, полный спектр услуг, четкая деловая документация.
Как работать с клиентом:
- максимально завысить свой статус, перечисляя свои награды, дипломы, клиентов, загруженность работай и т.д. Важно чтоб клиент понял что вы тоже не лыком шиты.
- четко обозначить кто и в какие сроки принимает этапы проекта (настаивать на приеме самим заказчиком, а не менеджерами)
Портфолио Коровкиной Анны, студентки СПбГУКИ кафедра компьютерного дизайна.
8. Клиент, которому ничего не надо или удиви меня
У клиента уже все есть (сайт или фирменный стиль), но он вроде бы ему не очень нравится, кто-то говорит ему что это не современно или не отражает уровень его компании. И он думает может и изменю, что-то если дизайнер его убедит.
Признаки:
- у клиента нет определенных сроков завершения проекта
- у клиента уже есть то что вы проектируете и он просто хочет это улучшить, но не знает как и абстрактно формулирует то что его не устраивает в старом варианте (он какой-то устаревший, не отвечает современному имиджу, не такой технологичный и т.д.)
Плюсы:
- у вас есть откуда черпать информацию, со строго сайта.
Минусы:
- клиент не знает конкретно чего хочет
- в работе нет четких сроков и она может затянуться
- клиент вообще может передумать в середине проекта и завершить проект.
Как работать с клиентом:
- Лучше с такими клиентами вообще не работать, как правило стоит называть сумму как минимум в 1,5-2 раза больше чем обычно и брать максимальную (50%) предоплату.... Если клиент отказывается платить предоплату или предлагает минимальную (10%), то сразу стоит отказаться от работы. Как правило подобный клиент просто говорит на ваши предложения - вы меня не потрясли, не удивили...
- четкое написание ТЗ и договора разграничивающего этапы и процесс его оплаты и количество предоставляемых вариантов.
- максимально четко сформулированы недостатки того что переделываем и с какой целью. Подробно описан образ проекта и требования к нему.