авторы компании
Хитов:
0
Теория и педагогика
Хитов:
2319
Хитов:
10146
Графический дизайн

 


АРХИТЕКТУРА И ДРУГИЕ КОММУНИКАЦИИ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА. СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Веб-резиденция профессионального дизайна
19.05.2016
В статье рассматривается архитектура и другие коммуникации Санкт-Петербурга с точки зрения семиотики и архетипов. Абстрагированы некоторые из основных оппозиций, касающихся Санкт-Петербурга. Одним из основных выводов является то, что Петербург является неотъемлемой частью европейской культуры.
 
 
Цель и задачи статьи
Цель – проанализировать в легкой и визуализированной форме разные коммуникативные интерпретации Санкт-Петербурга с точки зрения семиотики.
Эта цель определяет следующие задачи и соответствующую структуру статьи:
  • Семиотика Петербурга;
  • Архитектура Питера — основные оппозиции;
  • Религиозная архитектура Санкт-Петербурга;
  • Метереологическое время и питерская архитектура;
  • Каналы Питера;
  • Культурное пространство Питера и его фирменный стиль
 
Причины для написания этой статьи
Они естественно связаны с профессором Кривоносовым. Алексей является типичным примером дружелюбной питерской интеллигенции — характерный продукт питерских университетов и интеллектуального и гуманного Питера.
 
Причины для выбора этой темы— величие Петербурга и его творческой энергии, которая постоянно обогащает русскую и мировую культуры. То же самое касается питерских ВУЗов, важная часть из которых является кафедра по связям с общественностью, возглавляемая профессором Кривоносовым.
Статья иллюстрирована, главным образом, изображениями Санкт-Петербурга с сайта behance.net (https://www.behance.net). Нет сомнений, что это сайт является ведущим мировым форумом для маркетинговой и другой иконографии.
 
СЕМИОТИКА ПИТЕРА
 
Естественно, она разработана в высшей степени в книгах великого Юрия Лотмана. Он также, как и профессор Кривоносов, типичный продукт питерской культуры. Можно анализировать Питер, в применении разных кодов —  культурных, религиозных, мифологических, политических, идеологических, географических, экономических, метеорологических, технологических и т.д. Но более всего они проявляются в архитектурном облике города. Поэтому основным в статье будет анализ архитектурных артефактов.
 
АРХИТЕКТУРА ПИТЕРА — ОСНОВНЫЕ ОППОЗИЦИИ
 
Чтобы создать азбуку для данной знаковой системы, мы должны абстрагировать основные оппозиции. Одной из основных оппозиций является религиозная и гражданская архитектура.
 
РЕЛИГИОЗНАЯ АРХИТЕКТУРА ПИТЕРА
По сравнению с Москвой культовая архитектура Петербурга очень разнообразная. Одной из причин является то, что город имеет, в силу исторических причин, храмы различных конфессий. Например, существуют много протестантских церквей. Большая часть из них находится в центральной части города. В архетипе центра находится Господь и Рай, а на периферии — ад. Эти протестантские храмы — в центре и это означает, что они очень важны для города. Это ясно демонстрирует связь Санкт-Петербурга с Западной Европой. Православные храмы тоже формируют важные оппозиции. Замечательная церковь Спаса-на-Крови создана в типичном православном стиле и она прекрасна, как и Московский Храм Василия Блаженного.
 
 
 
 
Центральный храм города — это Исаакиевский собор. Этот собор построен не в соответствии с православным византийским каноном. Он несет все черты западноевропейской архитектуры эпохи Возрождения. В этом смысле, это типичный признак европейской ориентации Питера.
 
 
Примечательно, что до сих пор, собор воспринимается больше как музей, а не как действующий храм. Возможно, по этой причине церковь не была отдана Российскому Патриархату, несмотря на синодальное давление.
Неслучайно Петровская эпоха связана с реформами. Петр Великий нарушил средневековую традицию, узко связанную с византийской традицией и церкви. Более того — он ввел секуляризированную культуру, как новое крещение.
Этот собор является замечательным памятником русской культуры. По этой причине, вероятно, тысячи художников и фотографов интерпретировали его. В одном из изображений шестидесятых годов двадцатого века мы видим автомобили и троллейбус, рассказывающие о советском техническом прогрессе, а архитектура и памятник – о славном прошлом Питера.
 
Таким образом понятия «синхрония» и «диахрония» актуализированы одновременно в это изображение. Мы видим одновременно Питер 60-х ХХ в. и XVIII и XIX вв. Очень интересно интерпретировано понятие «нулевая морфема». Эту концепцию создал великий русский лингвист Роман Якобсон . Нулевые морфемы — это значимое отсутствие. Значение есть, а форма отсутствует. Это наглядно демонстрирует фотография На заборе импровизированная постмодернистская благотворительная выставка. Идет сбор денег, чтобы восстановить церковь, которая была на этом месте. Говорим о нулевой морфеме, потому что церкви нет.
 
 
Можем анализировать христианскую архитектуру и искусство в Питере и с точки зрения лингвистического понятия «редактирование». На фотографии представлена редактированная колонна с ангелом на Дворцовой площади перед Зимним дворцом
 
 
Колонна — характерный знак христианской идеологии Российской империи. С одной стороны, Зимний дворец —  символ российского имперского могущества. С другой стороны, Генеральный штаб русской армии. И все это является абсолютным центром Питера и, следовательно, и абсолютным центром Российской Империи. Собрали в одном месте архитектурные знаки христианства, царской и военной мощи России. Очевидно, что это должны быть знаки, выражающие исконные российские ценности. Абсолютное доказательство, что именно эти знаки формируют центр империи.
 
МЕТЕОРОЛОГИЯ И ПИТЕРСКАЯ АРХИТЕКТУРА
 
Часть интерпретации города относятся и к метеорологии. Основная оппозиция в этом случае хорошая/плохая погода. Иногда выражаются через изображение города, залитого светом и сияющего на солнце (Фиг. 6а). В других случаях время пасмурное
 
 
 
Дождь и снег являются неотъемлемой частью атмосферы Питера

 
Это можно отметить и в маркетинговых коммуникациях водки, созданной агентством «Леликов & Партнерс». Интегрирующие знаки (коммуникативные константы) — это архитектурные и инженерные артефакты Питера - например подъемные мосты.

 
 
 
 
Второй объединяющей константой является дождь. Таким образом брендировали и реклама, и фотографии с зонтиком. Оригинально интегрировали год, когда основан Санкт-Петербург — 1703. Дизайнеры вдохновлялись поэтическим и музыкальным творчеством известного петербуржца —  Александра Розенбаума.
 
КАНАЛЫ ПИТЕРА
 
Одной из наиболее характерных ландшафтных оппозиций Питера является вода-земля. Такое противостояние не существует в моем родном городе —  Софии, столицы Болгарии. Там есть только два маленьких канала: около 2 метров в ширину и около 30 сантиметров в глубину (когда не идет дождь). Питерские каналы не только природное, но и культурное явление. Они спроектированы и построены, как и в двух крупнейших европейских городах - Венеции и Амстердаме.
 
Подтверждением тому служит первоначальная планировка Васильевского острова. Архитектор Д. Трезини планировал сеть параллельных улиц-каналов и пересекающих их проспектов и это стало основой дальнейшей застройки. По этой причине каналы постоянно присутствуют в различных коммуникациях Питера. Очень впечатляют несколько картин, выполненные в стиле импрессионизма. Каналы сияют в теплых тонах. Это еще одно доказательство эмоциональной привязанности художника к этому природному и культурному явлению.

 
Интересное толкование речного пространства в одной спортивной реклама Питерская красавица в спортивной одежде бежит вдоль гранитного парапета с металлической решёткой у Невы. Это апофеоз Питера — фокус природных и культурных красот.
 
 
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПИТЕРА И ЕГО ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ
 
Один из лучших примеров освоения культурного пространства города является айдентика открытой Киностудии «ЛенДок» — это креативная и предпринимательская экосистема в индустрии кинопроизводства. Фирменный стиль компании разработан на основе российских конструктивистских шрифтов . Это прекрасный пример тотал-дизайна, который основан на одном из самых высоких достижений российской и питерской культуры.
 
 
 
ВЫВОДЫ
 
Это только малая часть из бесконечных коммуникаций, вдохновленных великим городом на Неве. Этот анализ может быть продолжен и в других направлениях, например, в писательских и в музыкальных измерениях города —  «Петербург Пушкина», «Петербург Достоевского», «Ленинград Бродского», «Ленинград Шостаковича», «Ленинград Цоя» и т.д. Можем продолжить и в направлении ведущих питерских университетов и профессоров. Поэтому следующая статья будет «Питер университетов».
 
Christo Kaftandjiev
Architecture and other Communications of Sankt Petersburg – Semiotic Aspects
Annotation
The architecture and other communications of  St. Petersburg are analyzed in the article from semiotic and archetypal perspective. Some of the basic oppositions of Piter are abstracted here. One of the main conclusions is that Pieter is an integral part of European culture.
Key words
semiotics, archetype of center, architecture, zero morpheme, corporate style
 
Ключевые слова
семиотика, архетип центра, архитектура, нулевая морфема, фирменный стиль
 
 
Кафтанджиев, Христо Николов, 
профессор, доктор филологических наук, 
София, Болгария
 
 
 
NB | Комментарий design-union.ru Данная статья выходит в преддверии предстоящего круглого стола «Санкт-Петербург, как бренд», который состоится в рамках SBP DESIGN WEEK 25 мая в 12:00 в Центре импортозамещения и локализации (медиа-центр) Санкт-Петербург, Большой проспект В.О. д. 103, ВК «Ленэкспо», павильон №4. Редакция портала design-union.ru выражает свою признательность профессору Христо Кафтанджиеву, который с энтузиазмом поддержал тему круглого стола, прислав свою статью для начала дискуссии.
 

 





Вы здесь: АВТОРЫ теория АРХИТЕКТУРА И ДРУГИЕ КОММУНИКАЦИИ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА. СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!