авторы компании
Хитов:
347
Хитов:
14037
Графический дизайн
Хитов:
4455

 


МУЗЕЙНЫЙ САЙТ ДЛЯ ДЕТСКОЙ АУДИТОРИИ

Веб-резиденция профессионального дизайна
05.07.2018
Внедрение мультимедийного контента на образовательные порталы помогает привлечь детскую аудиторию в музей. Поскольку сегодня сайты в основном рассчитаны на взрослых, а дети ориентируются в интернете часто лучше родителей, необходимо создавать разделы, ориентированные на восприятие информации детской аудиторией. Создаются игровые образовательные проекты с учетом восприятия интерактивной информации юными пользователями. Развитие новых технологий открывает возможности внедрения новых форм обучения и новых форм диалогов с детской аудиторией. 
 
 
Музейные сайты активно развиваясь создают контент, рассчитанный на детскую аудиторию, так как новое поколение часто ориентируется в интернет пространстве гораздо лучше взрослых. Это уже касается и детей начальной школы. Компьютерные игры давно являются обязательным составляющим фактором в мобильных устройствах, планшетах, компьютерах. Учитывая детскую психологию, разработчики используют игровые приемы для создания мультимедийных обучающих платформ, помогающих более эффективно ученикам воспринимать необходимую информацию именно в привычном им интерактивном виде. Преподаватели постепенно начинают включать в учебный процесс мультимедийные приложения, которые позволяют ребенку в игровой форме легче усваивать учебный материал [3]. «Обучение будет похоже на уроки с репетитором, только репетитором будет компьютер. Мы строим такую платформу, которая снимает с ученика разные данные и понимает, как конкретный человек учится», - так говорят разработчики платформы учи.ру [2]. Тот же подход сегодня начинает использоваться для привлечения детской аудитории на музейные сайты. Необходимость использования мультимедиа в учебном процессе, а также на образовательных порталах и на экспозиции в музейном пространстве неоднократно подчеркивалось специалистами [1].
 
 
Зачем нужна детская тематика на сайте:
 заинтересовать детскую аудиторию походом в музей. Должен быть представлен интерактивный рассказ о детских занятиях, выставках и экскурсиях, рассчитанный именно на детскую аудиторию;
 полученить информацию по искусству в интерактивном виде в удаленном доступе;
 охватить детскую аудитории в рамках сети интернет;
 дать возможность получения информации в том количестве, которое ребенок может воспринять;
 работать с программой в то время, когда ребенку удобно;
 Иметь возможность повторного обращения к информации, если это ребенку необходимо;
 Получить возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.
Рассмотрим удачный опыт крупных музеев, проведем сравнительный анализ и обозначим перспективы развития этого направления.
 
 
На сайте музея Виктории и Альберта [4]– всемирно известного музея искусств и дизайна есть страница с новостями, адаптированная для детской аудитории [5]. Отличается эта страница внешним видом от дизайна сайта самого музея. Используются яркие открытые цвета. Шрифт более крупного размера и его минимальное количество на странице. Детям школьного возраста легко ориентироваться в информации, так как навигация представлена яркими фотографиями, интуитивно понятными какая тематика содержится в том или ином разделе. Фотографии-банеры разделены на три колонки, являются также кнопками перехода в раздел с нужной и интересной информацией, рассчитанной на детей. Можно узнать о выставках, мастер-классах, событиях, проводимых в музее, подготовленных для детской аудитории. Там же есть раздел информации о детском музейном центре. Ребенку, зашедшему самостоятельно на сайт легко и интересно ориентироваться в хорошо структурированной информации, имеющей удобную красивую оболочку.
 
 
Интересно представлены и выставки, посвященные детской тематике. Например, при переходе в раздел и нажатии на “exhibition” ребенок открывает для себя страницу, где текстовой информации размещено минимальное количество, зато лидирующее положение занимают видеоролики, помогающие погрузиться в атмосферу музея. Видео демонстрируют занятия с детьми дошкольного и школьного возраста, работу педагогов в музее. 
Есть другие видеоролики, снятые в игровой форме, рассчитанные на вовлечение детской аудитории в игру, где ведущий в театральной манере обращается к зрителю, интригует секретной информацией и приглашает отправиться в путешествие решать различные задачки. Детям всегда интересно погружаться в виртуальную среду, где есть возможность незаметно для себя обучаться и получать новые знания в развлекательной форме. Игровые моменты в данном случае популяризируют работу с детьми в музее. Посмотрев подобный ролик, ребенок заинтересуется и ему захочется прийти на это занятие в музей. 
 
 
На том же сайте интересно представлены выставки с детской тематикой. Если открыть страничку с выставкой «Winnie-the-Pooh: Exploring a Classic» [6] можно увидеть красочную страницу, оформленную с помощью иллюстраций из книжек, на которой есть не только информация о времени и месте проведения мероприятия. Присутствует игровой момент – при переводе курсора с одного места на другое, за ним летают анимированные пчелки, периодически взлетает воздушный шарик. Шары лопаются при нажатии кнопки на мышке, если хорошо нацелиться – на странице хочется задержаться и поиграть. При просмотре информации о выставке в такой игровой форме, возникает желание посмотреть саму экспозицию, также наполненную интерактивном для детей.
Сайт Лувра содержит раздел для детской аудитории «Art & Aducation». Музеем представлены игры на французском и английском языках. Анимированный персонаж приглашает в свою мастерскую, посмотреть в ней различные предметы [7]. Если ребенок выбирает тот или иной экспонат, он переходит на ролик с информацией о том или ином артефакте. Видеоряд  комментирует все тот же анимированный персонаж – ведущий всех историй о музее и его коллекции.
 
На сайте помещены занимательные рекламные ролики о музее. Один из них рассказывает о семейном походе в музей. Наглядно показана информация, необходимая родителям для похода с маленькими детьми, о возможностях взять планы, аудиогиды, узнать расположение залов и как можно эффективнее распланировать свой визит.
Интересно посмотреть ролик «Questions d'enfants» [8], созданный для занятий с маленькими детьми дома. Использован материал, отснятый в детских студиях Лувра. Маленькие посетители музея пяти-шести лет рассказывают о своих представлениях о рассматриваемом ими музейном объекте, задают вопросы. В этом ролике используется анимация для кругового просмотра объекта, о котором говорят с детьми. Таким образом, можно смотреть видеофильм родителям и детям изучать искусство - рассказывают о музейном предмете сами дети и с ними беседует преподаватель. Маленьким зрителям легко воспринимать сверстников, что также способствует более легкому восприятию информации.
 
 
В России был также снят ряд видеороликов, где дети 5 - 10 лет рассказывают о своих любимых произведениях, представленных в музейном пространстве. Проект "Мой музей" [9] был создан телеканалом Карусель. Съемки проходили в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. На музейном сайте есть также раздел "Центр эстетического воспитания детей и юношества" [10], но к сожалению, нет мультимедийного контента. Хотя данные ролики украсили бы электронный ресурс и стали бы доступны огромному количеству детской аудитории, которую необходимо заинтересовывать с помощью мультимедийных технологий и новых форм диалога. Дизайн сайта давно не обновлялся. На главной странице размещено огромное количество текста, написанного очень мелким нечитабельным кеглем, рекламный ролик десятилетней давности, где видеоряд не совпадает с аудио информацией. В нем диктор говорит о современных компьютерных классах, а на экране ничего подобного нет. Сайт - это информационный ресурс с постоянно обновляемой информацией и внешним видом. Тем более, что есть прекрасно отснятый материал, предназначенный именно для детской аудитории, созданный профессионалами, который можно эффективно использовать в образовательных целях. Необходимо искать возможности создавать совместные проекты, взаимовыгодные всем его участникам и столь необходимые для развития музейных сайтов как образовательных ресурсов.
 
 
В качестве положительного опыта взаимного сотрудничества отдела "Российский центр музейной педагогики и детского творчества" Русского музея [11] и факультета информационных технологий [12] Санкт-Петербургского института культуры явился мультимедийный проект "«Русский музей. Гид для детей», созданный для образовательного портала и информационных зон. [13] (дипломный проект Егоровой Анастасии Сергеевны. 2016-17гг. Руководитель Баруткина Л.П. – доцент кафедры компьютерного дизайна факультета информационных технологий Санкт-Петербургского института культуры). Программа рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста, где с помощью взрослых дети знакомятся с основными произведениями искусства. Сначала предлагается план Михайловского дворца, с точками расположения этих произведений, где можно выбрать любой из вариантов просмотра информации. К каждому произведению создан анимационный ролик – переход к картине. Дальше представлена статичная информация с минимальным количеством текста. После нее предлагается игровая ситуация ребенку для контроля знаний. Любую из ступеней можно пропустить и продолжить ход виртуальной экскурсии в другом порядке. Образ проекта создан на основе детских рисунков - легкий и понятный детской аудитории. Игровые моменты помогают детям усвоить объемный искусствоведческий материал в кратчайшее время.
 
Детский гид был представлен детям на предмет удобства пользования и восприятия информации. Школьники 3-4 классов гимназии при Русском музее тестировали презентацию «Русский музей. Гид для детей» на компьютерах (15 чел.). Школьники 2 класса 204 школы тестировали презентацию на интерактивной панели в Центре музейной педагогики и детского творчества (15 чел.). У 99% детей появилось желание посетить музей после знакомства с интерактивной презентацией о произведениях искусства. Желание поиграть еще изъявили 99% опрошенных. Помимо доступности гида на сайте, программа используется  в школах для проведения дополнительных занятий по истории искусства - в гимназии при Русском музее и в школе 204 г. Санкт-Петербурга.
Важным материалом для привлечения детей в музей являются видеоролики "Ожившие полотна" [14]. Представленные на образовательном портале "Здравствуй, музей!", они также используются при проведении тематических занятий с детьми. Ролики помогают раскрыть детям образ произведения, являются иллюстративным материалом на занятиях по данной тематике. 
 
 
В качестве примера внедрения анимационных обучающих роликов  в музейный ресурс можно привести раздел "Clefs d’analyse" [15] на сайте Лувра. Динамический формат видео "Элементы искусства" позволяет легко проиллюстрировать и объяснить различные концепции и определения в искусствоведении благодаря живому подходу, основанному на визуальной демонстрации музейных экспонатов. Видео исследует множество тем, сравнивая произведения разных видов искусства и разных исторических периодов. Видеоролики сделаны в форме мультипликации, легко воспринимаются, доступны на французском и английском языках и предназначены для индивидуальной работы ребенка с сайтом. Наличие перевода позволяет использовать обучающие ролики и игры для изучения иностранных языков. Таким образом, ребенок не только узнает новую информацию о предметах искусства в игровой доступной форме, он играючи учит иностранные языки в любое удобное для него время в любой последовательности, повторяя нужное количество раз. 
Все, что подается на сайтах детской аудитории должно быть представлено в легкой интерактивной игровой форме. Необходимо всегда включать обратную связь и систему поощрений и бонусов. Иначе ребенок потеряет интерес и покинет музейный ресурс.
 
Сегодня процесс обучения требует новых форм. Поэтому и возникают новые образовательные платформы с большим количеством интерактива. Ребенку предоставляется возможность пройти самостоятельно курс математики, английского языка, окружающего мира... В качестве мотивирующего фактора устраиваются олимпиады и победителям и участникам присваиваются звания победителей и вручаются дипломы и грамоты участников. Цель сегодня - научить ребенка не просто находить нужную информацию, а уметь выбрать из огромного количества нужную, не запутаться в огромном информационном потоке, в который он погружается, входя в глобальную сеть интернет, научиться ее структурировать.  
Учитывая положительный опыт внедрения игровых интерактивных моментов на сайты крупных музеев, важно использовать его в образовательной деятельности в работе с детьми. Воспитывать у них любовь к искусству, развивать любознательность, воспринимать информацию в игровой привычной для детей форме – задачи, эффективно решаемые с помощью средств мультимедиа.
 
Музей воспитывает у ребенка чувство прекрасного, знакомит с историей, учит любить и понимать искусство, развивает умение анализировать музейные артефакты. Для похода в музей необходимо мотивировать ребенка. Музейный сайт для решения данной задачи должен постоянно развиваться, предоставлять интерактивную информацию в увлекательном виде. Компьютер, планшет, мобильный телефон сегодня являются обычными и даже необходимыми средствами связи и получения информации. Современные дети, посетив музейный сайт должны захотеть зайти на него еще. У ребенка, таким образом, будет формироваться представление о музейной коллекции и появится желание прийти в музей - посмотреть произведения искусства в реальности. Занятия с детьми в музее должны быть представлены на сайте таким образом, чтобы ребенок сам изъявил желание поучаствовать в том или ином мастер-классе, пройти предложенный квест, или получить удовольствие от общения со сверстниками и профессиональными педагогами, рассматривая произведения искусства. 
 
 
Музейный сайт - это лучшая площадка для творчества и развития индивидуальности и уникальности каждого ребенка. Ведь зайдя на сайт он вступает с музеем в диалог. Наша задача поддержать и открыть ребенку новые возможности для творческого и личностного роста. Каждый ребенок индивидуален. И программы, представленные на сайте должны давать возможность взаимодействия и изучения материала в удобном формате для каждого юного пользователя. Каждому необходимо свое время и количество повторений необходимых фрагментов. Музейный сайт дает возможность активно развиваться и детям с ограниченными возможностями, стирая границы и расстояния. 
 
Таким образом, необходимо развивать музейные сайты с учетом потребностей детской аудитории, учить детей видеть и понимать искусство, мотивировать их на поход в музей. Необходимо продолжать работать в сотрудничестве профессионалов – искусствоведов, дизайнеров. Учитывать положительный опыт совместной работы и продолжать работать над мультимедийными проектами, столь полезными и нужными для развития музейных сайтов и особенно той их части, которая предназначена для детской аудитории.
 
Баруткина Лариса Петровна,
ведущий специалист по музейно-образовательной деятельности
отдела «Российский центр музейной педагогики
 и детского творчества» Русского музея
Санкт-Петербург
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
 

 

 

 

 

 

 




Вы здесь: АВТОРЫ теория МУЗЕЙНЫЙ САЙТ ДЛЯ ДЕТСКОЙ АУДИТОРИИ

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!