ЛЕОНОВ. ЦИРКОНИЕВАЯ ЭРА
Веб-резиденция профессионального дизайна
16.12.2008
Перепечатано с разрешения www.forma.spb.ru
Фото: Игорь БЕБЕШИН, Анна ПАВЛОВА
«В 1987 году я задумал проектирование шахмат в сочетании с электронными часами. Сама идея сочетания шахматных фигур с электроникой показалась мне очень заманчивой. Хотя сразу было ясно, что сочетание традиционных токарных или лепных (живых и человечных)фигур с бездушно светящимися цифрами электронного табло совершенно недопустимо. Это противоречие подтолкнуло к поиску принципиально новых форм. Почти два года поисков пришлось на осмысление каждой фигуры, характеристики ее способа передвижения по доске, психологического портрета, значимости в " государственной" иерархии, соответствия отдельной фигуры всему комплекту. Каждая фигура несет несколько смысловых и ассоциативных значений. Например, Король - символ власти, даже до первых ступеней которой трудно добраться, зато путь вниз всегда открыт. Неприступная, неповоротливая твердыня (один шаг - одна клетка), надутая самодовольная фигура, но корона-то на ней. Королева (Ферзь)- самая сильная, движущаяся в любую сторону, обладающая сокрушительной силой, и в то же время женская фигура, защитница, мать. Слон (Офицер) двигается по диагонали клеток, как корабль, разрезающий волну. У меня эта фигура вызывает ассоциации с ролью служб безопасности или полиции. Конь - фигура непростая …и ходит непросто, и мощь великая. Наверно, дипломат. Простодушная башня - Ладья напоминает армейского генерала с душой лирика. Наверное, самые простые по построению Пешки - солдаты, но не надо забывать, что только пешка может стать Ферзем».
Сергей Леонов
|
|
Комплект коллекционных шахмат «Система XX +». Оптическое стекло, цирконий.
|
|
Комплект коллекционных шахмат «Система XX +». Оптическое стекло, цирконий.
|
|
Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея:
"Леонов практически первым понял и творчески реализовал пластические, фактурно-цветовые и, главное, технологические качества материала в художественном плане.
В результате возникает оригинальное и исключительно современное произведение. Леонов находит новые пластические и технологические интерпретации, убедительно сочетая архаичные архетипы и остросовременные дизайнерские решения. Комплект шахмат «Система ХХ+» является произведением уникальным как в художественном плане, так и в плане использования технологий и материалов".
«Объемный крест». Шкатулка. Оптическое стекло, цирконий.
|
|
|
«Механическое время». Шкатулка. Оптическое стекло, цирконий.
|
«Абсолют». Настольная композиция. Оптическое стекло, цирконий.
|
|
|
«Сад». Настольное украшение. Оптическое стекло, цирконий.
|
С. Леонов заметил, что возможно магическое число клеток в шахматах, как и гексаграмм в знаменитой древнекитайской «Книге перемен» - 64. Это сложная система для гаданий, охватывающая и отражающая весь мировой процесс: все чередования ситуаций, происходящие от взаимодействия борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости, добра и зла - ситуаций, в которых оказывается и действует человек, участвующий в течении жизни как равный Земле и Небу, как активная сила, не только зависимая, но и способная воздействовать на окружающий мир, обстоятельства, судьбу. 64 гексаграммы обозначают все основные жизненные ситуации, 64 клетки - возможность маневра фигуры по шахматному полю. В то же самое время количество возможных вариантов кодовых "слов" в молекуле дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК)- носительнице генетического кода всякого организма на Земле - тоже равно 64. А что если виток ДНК - это не что иное, как слова, фразы ведущегося с древних времен "дневника жизни", и не предназначена ли «Книга перемен» для того, чтобы заставить этот дневник заговорить?
И не в перевод ли «Книги перемен» на язык артдизайна превратятся вечные по замыслу декоративные композиции Сергея Леонова? Как только поглубже копнешь в нужном направлении, так сразу же вырастает такая глыба информации, что автора за этими догадками и совпадениями едва видно. Что же думает Сергей Леонов о настоящем этапе работы над произведениями из циркония?
«Космочасы». Часы настольные. Цирконий.
|
|
|
«Надежда». Подвесная композиция. Цирконий.
|
«Поступь». Подвесной динамический светильник. Пластик, светомасса, цирконий, механика.
|
|
|
«Эйцехоре». Подставка под яйцо. Оптическое стекло, цирконий, фианиты.
|
"Идея создания графических листов, иллюстрирующих проекты изделий программы «Эра циркония», возникла как иллюстративное подспорье к бизнес-плану. В итоге они оказались более сложными, насыщенными философскими, религиозными мыслями, явно выходящими за рамки собственно проектных листов.
Большим смыслом и глубиной обладают тексты классической «Книги перемен», которой я в это время серьезно увлекся, тексты, заставляющие художника поневоле подниматься выше обыденного.
Первая серия графических работ создавалась в эскизах несколько лет, и потребовалось лишь стилизовать готовые ранее пластические идеи. Их следствием явилась выставка в галерее Союза дизайнеров под названием «Эра циркония» (1 –11. 10. 1996 г. ). Но когда запас новых идей оскудел, начались трудности.
Очень не просто иллюстрировать абстрактные понятия в виде конкретных изделий арт-дизайна с использованием циркония как основного материала в сочетании с оптическим стеклом, кварцем и фианитами. Приходится идти по лезвию бритвы, где слева - опасность беспредметности рассуждений, справа - банальность и пошлость бытия. Я ввязался в слишком сложную игру образов и пока не вижу конца. Боюсь гадать, что будет, поскольку резко изменились внешние условия жизни, - меня пригласили со своей идеей реализации программы «Эра циркония» на Петродворцовый часовой завод. Новое положение требует реального и актуального творчества, тем более, что завод еще не вышел из кризиса, а высоколобые увлечения пока сложены в заветный сундучок.
Должны накопиться новые силы и идеи, прежде чем я смогу вернуться к исполнению второй части графической серии".