авторы компании

 


ВЕРШИНИН. ЛУЧШЕЕ — МАЛОИЗВЕСТНО

Веб-резиденция профессионального дизайна
08.07.2010

Гость "Народного интервью" интернет-газеты "Вслух.ру" - вице-президент российского Союза дизайнеров, директор Тюменского института дизайна Геннадий Вершинин.

- Кто такой тюменский дизайнер, чем он занимается?Александр
- Бывают дизайнеры интерьеров, одежды, журналов и так далее, но все они делятся на два типа - художники и ремесленники.Эта профессия не лицензируется, заниматься дизайном может любой человек, что и происходит на практике. В свою очередь, диплом о специальном образовании не гарантирует, что его обладатель будет хорошим дизайнером. Обычно, говоря "тюменский дизайнер", мы подразумеваем лучших выпускников своей школы - колледжа искусств и Института дизайна, это одна творческая структура, хотя организационно она принадлежит разным ведомствам. Наши выпускники занимаются по большей части дизайном графики, интерьеров, среды. Еще одно направление - дизайн костюма - развивают выпускники Омского института сервиса и Тюменского колледжа профессионально-педагогических технологий, такие как Максим Некрасов, Надежда Морозова, Алена Дубровина, Анжелика Белозерова и другие.

- Остаются ли талантливые дизайнеры в Тюмени или они разъезжаются по заграницам и столицам?Елена Анатольевна
- В последние десять лет практически все выпускники тюменской школы дизайна оставались здесь. С этого года, видимо, постепенно начинается отток. Колледж искусств стал частью академии культуры, судьба института (филиала Уральской архитектурно-художественной академии. - Ред.) тоже неясна, и мы заметили, что наши выпускники стали уезжать в другие города - они уже не надеются получить хорошее профессиональное образование в Тюмени.

- На какой-то момент показалось, что ситуация с объединением колледжа и академии стабилизировалась, был достигнут некий компромисс…
- Мне тоже так показалось… Но колледж в последние три года сильно сдал: были неоправданно большие наборы, в которых не всегда учитывалось мнение педагогов. Отделение дизайна осталось без заведующего - есть только председатель цикловой комиссии. Появилось стремление снизить число преподавателей-совместителей. Но дизайн - сложная профессия, такие дисциплины, как конструирование, эргономика и другие, требуют привлечения профессионалов из других цехов. Установка на то, чтобы все предметы преподавать своими силами, в какой-то мере сказалась на моральном тонусе… Интеграция в академию - лишь следствие этого процесса упадка.

- Геннадий Васильевич, добрый день! Скажите, пожалуйста, можно ли научиться дизайнерскому искусству или дизайнером надо родиться?Олеся Суворова, Тюмень

- Чем работа дизайнера отличается от художника-оформителя, например? В чем состоит суть этой профессии?Петр
- Можно и родиться, можно и научиться, хотя без некоторых природных данных научиться нельзя. На мой взгляд, дизайнер - более изощренная, гибкая, более системная деятельность. Художник живет в своем внутреннем мире, он воплощает на холсте личные переживания, при этом он не привязан к обществу, может даже работать где-то еще, а творить "для себя". Дизайнер же не может работать в стол. Есть такое определение дизайна: "совокупный опыт материальной культуры, навыков и ценностей, который воплощается в искусстве планирования, формообразования, изобретения и воплощения". Вот в этом системность дизайна - не просто формообразование, но умение поставить цель и достичь ее.

К примеру, есть какая-то нерешаемая проблема, что-то в обществе не так. Задача ставится перед дизайнером, он находит способ: как решить проблему, причем в такой форме, чтобы результат обладал культурной и художественной ценностью.Хорошо об этом сказал один итальянский дизайнер: "Людям не нравится, что произведения искусства стали товаром, они хотят, чтобы товары стали произведением искусства".

- Говорят, есть тюменская школа дизайна - это она делает плакаты типа "Тюмень - лучшая в мире" или "Энди Уорхолл - наркоман"?Читатель
- Сегодня у нас так рекламируется здоровый образ жизни: на антинаркотических плакатах портрет Мэрилин Монро и работа Энди Уорхолла, хотя оба не дружили со здоровым образом жизни…Нас к этой сфере не подпускают. Тюмень - город самодеятельности. Мы второй год организуем конкурс социальной рекламы, привлекаем студентов-дизайнеров и профессионалов, чтобы противостоять этой самодеятельности. В этом году удается его провести, но все очень непросто: меняются руководители и приходится все начинать заново, удалось достичь договоренности с одними - пришли другие, и они, как правило, ничего не слышали о дизайне и дизайнерах.

Глава города поставил задачу создать концепцию городской социальной рекламы, готовится конкурс на разработку концепции, но оказалось, организаторы ничего о нас не знают и не собирались приглашать. К конкурсу планировали привлекать рекламные агентства, у них - свои задачи, но мы тоже хотели бы заявиться, тем более что разработка целевых программ, исследования и проекты - обычная профессиональная и вузовская дизайнерская практика.

Если бы перед тюменским сообществом дизайнеров была поставлена задача, уверен, мы бы ее решили достойно. Но не сразу - как и всякая проектная деятельность, такая работа требует времени: вчитаться, вдуматься, найти какие-то модели и отработать их.

- Есть ли отличия в подходе к дизайну у русских коллег и у иностранных?Анастасия, Лондон
- Я бы разделил тюменскую школу и российскую - это не одно и то же… Принципиальное отличие европейского дизайна в том, что он социален, гуманен, открыт человеку. Российский дизайн, как мне кажется, циничный, нацелен на извлечение прибыли - неважно какими путями. В Тюмени ситуации несколько иная. У нас много, как мне кажется, гуманных, интересных и высокохудожественных явлений, но вопрос в заказе: дизайнеры берутся за ту работу, которую им предлагают, чтобы жить.

- Могли бы вы привести примеры гуманных проектов тюменской школы, о которых вы говорите?
- Я бы назвал "Тюменские фестивали архитектуры, дизайна, искусства", которые Союз дизайнеров организует одиннадцатый год. Это большой проект, состоящий из множества мероприятий. Он позволяет показать инициативные работы: интерьеры, одежду, графику, модели журналов.Второй такой проект носит информационный характер - это сайт "Искусство и дизайн Тюмени", на который у нас уходит много сил и времени. Мы недавно обновили его и сейчас наши коллеги из Питера, Казани, Екатеринбурга нас хвалят, что очень приятно. Тюменские дизайнеры создали "Концепцию рекламно-информационной среды Тюмени", оформили залы классического искусства музея искусств. Среди 5-6 тысяч экспонатов фестивалей разных лет было изрядное число качественных проектов и реализованных разработок во всех жанрах дизайна: от графики и плакатов до интерьеров, мультимедиа и моды.

- Дает ли фестиваль ответный эффект?
- Мы не проводим специальных мониторингов, но видим, как меняется уличная графика, как к профессионалам обращаются инстанции с серьезными проектами вроде концепции размещения коммерческой рекламы в городе. И хотя до конца мы не победили, Тюмень - первый город, где нет рекламных перетяжек над дорогами, практически исчезли с улиц разномастные штендеры. Попытка структурировать рекламу была очень серьезной, хотя есть очень влиятельные силы, которые не хотят, чтобы что-то менялось, и они откорректировали нашу концепцию.

- Расскажите подробнее о сайте "Искусство и дизайн Тюмени" - чем он наполнен, чем он ценен.
- Это некоммерческий ресурс, все материалы мы отбираем на свой вкус, например, в списке ссылок есть малоизвестные в России ресурсы: международный конгресс дизайнерских сообществ, международный конгресс графических сообществ и так далее. Нам предлагали перекрестные ссылки, но мы не хотим замусоривать сайт.

На нем есть критика, аналитика, публикации по актуальным темам, информация о профессиональном образовании, мнения экспертов. Сейчас публикуем большой круг дипломных работ разных школ, рассказываем о самых разных явлениях архитектуры, искусства, дизайна.После обновления на сайт ринулся поток посетителей, за июнь - столько же, сколько за половину прошлого года. Надеюсь, "Искусство и дизайн Тюмени" постепенно займет достойное место в культурном пространстве как серьезный дизайнерский ресурс.

- Геннадий Васильевич, можете ли вы рекомендовать какие-либо курсы дизайна интерьера в Тюмени для любителей? И второй вопрос - проходят ли в Тюмени мастер-классы дизайнеров и где можно посмотреть соответствующую информацию? Спасибо. Варвара, Тюмень
- В декабре к конкурсу "Книга года" мы совместно с тюменским университетом организовали мастер-класс Бориса Трофимова. Это - номер один в российском графическом дизайне. Он один день выступал в университете и два дня отработал у нас. Большего пока не позволяют делать наши финансы.

Порекомендовать курсы не могу, я их не знаю, хотя слышал, что они есть… Мы планировали делать курсы по рисунку и живописи, по дизайну для граждан, но сейчас ситуация не очень благоприятная для этого. Институт дизайна временно пользуется площадями колледжа искусств, мы здесь в гостях, перспективы наши не слишком оптимистичны, несмотря на помощь и содействие руководства области - маленький ресурс всегда сложно развивать и оберегать в наше время мнимостей и глобальностей.

- Геннадий, здравствуйте! Я более двадцати лет назад закончила ТюмИСИ, работаю не по специальности, но меня всегда привлекала работа дизайнера. Скажите, можно ли поступить к вам в Тюменский институт дизайна в зрелом возрасте? Если да, то сколько надо учиться и сколько стоит обучение? Анна Сергеевна, Тюмень

- В Тюменском институте дизайна действуют две программы - бакалавриат (4 года) и специалитет (6 лет). Поскольку у нас государственное учебное заведение, 50% мест - бюджетные. Чтобы дать возможность людям учиться, у нас гибкая форма оплаты. На младших курсах обучение стоит около 80 тысяч рублей, на старших - до 50-ти. В Уральской академии в этом году - 127 тысяч.В законе об образовании нет ограничений по возрасту, другое дело, что с возрастом сложно расставаться со стереотипами и обыденными привычками, но у нас бывали случаи, когда довольно взрослые люди учились - 30-35 лет.

- Насколько я поняла, академия стремится присоединить Тюменский институт дизайна?
- Академия очень нервничает, что мы не влились в ее ряды до сих пор.

- А УралГАХА готова продолжать сотрудничество?
- УралГАХА появилась из филиала Московского архитектурного института: сначала стала архитектурным институтом, потом академией. Точка зрения ректора УралГАХА Александра Старикова: хороший филиал не может долго быть филиалом - либо он становится самостоятельным вузом, либо подразделением сильного вуза. Стариков считает наш филиал хорошим, и он, и мы считаем: главное - сохранить школу. В каком качестве - решать здесь, в Тюмени. Ректор (профессиональный архитектор) готов нас держать в качестве филиала, готов и отпустить на свободу. Тем более что именно тюменцы обратились в свое время в Уральскую академию с просьбой открыть здесь филиал вуза, первого в своей категории. УралГАХА филиал особо не нужен - отбирает часть контингента. И только результаты работы позволяют ректору мотивировать его существование и говорить о нем как о достойном подразделении.

- То есть в Тюмени могло бы существовать как минимум две школы дизайна - в академии и в Институте дизайна?
- В Красноярске девять средних и высших школ искусств! Это мировая практика… В Лондоне 160 школ дизайна! Убежден, мы могли бы открыть буквально за один-два года самобытный вуз, в котором были бы и мультимедиа, и живопись, и графика, и разные виды дизайна, и городская среда, и архитектура. Сегодня потенциал есть.

- То есть обеспечить творческий вуз кадрами можно при помощи тюменских специалистов?
- Да, нам никого приглашать не надо. Более того, это было бы неполезно. Есть специфика школы: в графическом дизайне у нас несколько конкурентов среди московских и питерских вузов. В смысле средового дизайна - также четыре-пять ведущих школ, и с ними наш средовой дизайн спокойно конкурирует. Во всяком случае, это мы видим по международным конкурсам дипломных проектов, в которых участвуем ежегодно, по контактам с коллегами, выставкам. Поэтому, зная всех в российском дизайне, привлекать кого-то извне не вижу смысла. Мы вырастили свое явление.

- Есть ли ныне живущие дизайнеры, чьей работой вы восхищаетесь?Иван
- Конечно! Прежде всего это итальянцы: Марио Беллини, недавно ушел из жизни Соттсасс, Энцо Мари. Есть блестящий молодой финский дизайнер Коскинен. Мне кажется, в мире очень интересная молодежь - живая, открытая, экологичная. И они могут работать: у них есть подлинный общественный заказ, ведь в мире всем давно ясно, что никакой продукт без качественного, самобытного дизайна невозможен. У нас пока дизайнером часто является сват, брат, еще какой-то знакомый… Так появляются неискренние объяснения в любви к Тюмени, разного рода антиреклама, антидизайн.

- Как вы относитесь к Артемию Лебедеву? Иван
- Я отношусь к его творчеству спокойно - он хороший предприниматель, но ничего выдающегося в его работах нет. Лебедев занимался, например, промышленным дизайном, но уровень продукта московского "Биоинъектора" несравнимо выше. Артемий Лебедев занимается графикой, в Тюмени в том числе, но если рядом поставить семейство питерцев Харшаков или того же Бориса Трофимова, то он конкуренции не выдержит. Это большое предприятие, с активным промоушеном, но у него на сайте ничего поражающего воображение я не увидел.

- Публику, однако, поражает - его картинки то и дело размещают в блогах
- У нас почему-то ложная установка на успешность. Сейчас я занимаюсь архитектурой и дизайном как исследователь, и могу сказать, что самое лучшее малоизвестно. Допустим, у нас говорят, что Фостер - это самое крупное явление архитектуры. Причем говорят серьезные люди, как, например, Ирина Александровна Антонова (директор московского музея изобразительных искусств имени Пушкина. - Ред.). Но Фостер - лишь техничный коммерческий проект.

И есть, например, американка Майя Лин, и десятки других архитекторов и дизайнеров, работы которых намного самобытнее, чем проекты фирмы Фостера, где работают 600 архитекторов и дизайнеров. Есть немецкий архитектор Отто Бенеш: его рейхстаг в Бонне много раз цитировался и копировался, и тюменцами в том числе; он гораздо интереснее, чем берлинский парламент, который сделал Фостер.

- Не собираетесь ли вы повторить опыт "Хрестоматии дизайна", изданной Тюменским институтом?
- У нас осталось около 500 экземпляров - хотим часть их предложить вузам, но что-тоне очень наблюдаем спрос. Книга очень высоко оценена дизайнерами и аналитиками, но распространяется без оптовиков. Такого рода проекты бьют по нашему финансовому состоянию, а мы в этом году, наконец, вышли на то, чтобы своевременно выплатить сотрудникам отпускные.

В сентябре мы планируем издать сборник "О красоте" по итогам российской конференции дизайнеров и тем зарубежным материалам, что нам прислали, но это совершенно другой бюджет.

Интерьер, которого нет

- Какую бы книгу вы бы написали, если бы у вас было время: о своей профессиональной деятельности или личной жизни? Как бы вы ее назвали?Елена, Тюмень
- Я бы написал книгу "Как я был дизайнером". Я отошел от дизайнерской практики и сижу теперь на одном стуле, преподавательском. А в 1990-е - начале 2000-х у меня была бурная жизнь, много анекдотических ситуаций, интересных людей - тогда, по сути, создавался реальный российский дизайн. В человеческом и культурном смысле это был интересный период. Не обо всем можно рассказать - есть кодекс чести международного сообщества дизайнеров, в которое мы входим, главный пункт которого гласит: "дизайнер не может наносить ущерба своим клиентам". Но и того, что можно - хватит на книгу в свободном жанре, а легкие жанры мне ближе, чем труды по дизайну, которые мало кто может осилить даже из профессионалов.

- Какой ваш проект/творение/действие вы считаете самым удачным? принесшим максимальный эффект городу?Саша и Вика, Тюмень
- Самой удачной я считаю одну квартиру в подмосковном поселке Кунцево, в которой особо дизайна нет. Там просто такое покрытие стен, такая гамма цвета, фактур и поверхностей, огромные окна, выходящие в лес, стильная итальянская мебель, что я сам себе говорю - это здорово. Мне нравится в ней "отсутствие дизайна". В этой квартире трансформируется мебель, экраны опускаются и поднимаются, она близка к саду, она не очень действует на нервы - считаю, это неплохой вариант.

Если говорить о городе - не могу сказать, что сделал нечто, чему бы радовался. Резиденция губернатора отчасти загублена бесконечными согласованиями. Мы планировали более простой вариант, более классичный, в нынешнем - слишком много излишеств.Вообще, сколько я себя помню, мы с коллегами все время что-то делаем для города. То это были демонстрации, в которые мы вводили какие-то прогрессивные формы, то витрины колледжа, были очень интересные, на мой взгляд, выставки, рождественские проекты… Это все вроде как и для города, но не для улицы как таковой.

Чтобы каждый из этих проектов по-настоящему сработал, чтобы я был ими полностью доволен, нужны были немножко другие деньги, условия, отношение людей.Допустим, когда делался первый вариант зала заседаний правительства Тюменской области, я точно знал, как бы сделать его в идеале, но ничего даже не стал из этого предлагать. Можно было взять под стекло некоторые детали классической архитектуры и внедрить туда современные формы. Но в конечном счете появился вариант "полностью наоборот", с перегрузом в классике, который сделал мой коллега и который можно принять в чисто формальном плане, но не в функциональном и стилевом.

- Вы много путешествуете. Что привозите с собой из дальних стран?
- Во-первых, фотографии. В последней поездке я отснял 19 тысяч фотографий: улицы, дома, скамейки, мусорки, туалеты и указатели. Никаких предметов не привожу, мне кажется, шедевр дизайна должен быть в музее. Хотя для некоторых из своих клиентов заказывал за границей хорошую посуду, стекло и рад, что в Тюмени это есть - действительно красивые и уникальные предметы.

У меня есть подсвечники, в том числе известных дизайнеров. Мне иногда привозят их из-за границы, других сувениров не надо… Конечно, и студенты, и знакомые привозят книги… Вообще, мне нравится старое немецкое правило, что подарок не может стоить больше 30 марок (сейчас не знаю, как эта норма приведена к евро - тогда это была одна сотая от средней зарплаты). Считается, что дорогие подарки неприличны, на них не все могут ответить.

- В каком пространстве вы живете? Вы сапожник без сапог или удалось воплотить свои представления об идеальном интерьере в своем доме?
- Мое домашнее пространство очень простое. Это две комнаты, которые любят мои дети и гости.

У меня была заказчица, которая очень уговаривала взяться за ее усадьбу. Когда я вынужден был согласиться, мы побывали на участке, а потом поехали ко мне посмотреть журналы. Журналы посмотрели, она огляделась у меня и пропала. Посмотрев мою квартиру, она поняла, что дизайнер так жить не должен: простые белые обои в комнате, цветные стеллажи с книгами - и больше ничего.
Я сделал квартиру, в которой глаз ни за что не цепляется: ничто не должно раздражать, ни на чем не нужно зацикливаться, останавливаться, восхищаться. При этом некоторые из моих знакомых, увидев впервые, как раз восхищались: как ты классно все сделал. А там - белая тряпка на диване, цветные подушки, то есть такие совершенно примитивные вещи, которые от меня не потребовали особых усилий.

Интерьер должен быть безликим и вместе с тем комфортным по атмосфере. Кому-то еще хочется жить во дворце, а кто-то хочет жить в интерьере, которого нет, чтобы он тебя не отвлекал от настоящего.

Идеальный город

- Вот вы сказали: "что-то в обществе не так - задача ставится перед дизайнером". Какие задачи встают перед тюменскими дизайнерами?

- Если говорить о среде - у нас очень много мусора. Если говорить о графике - очень много непрофессионализма. Хотя Тюмень - я подчеркну - не самый в этом смысле страшный город.

- Под мусором вы ведь не грязь имеете в виду?
- Визуальный мусор: ужасающие по масштабу и пластике здания, монотонные и непропорциональные фасады, омерзительные скамейки, нелепая реклама. Власть много внимания уделяет ремонту дорог, состоянию фасадов, много средств вкладывается в благоустройство, но при этом появляются совершенно ужасающие цветочные тумбы, плохая уличная графика.

В интерьерах приветствуется купеческая декорация. Когда пересекаешься с заказчиками, приходится долго и осторожно объяснять, в какой-то мере учительствовать…

Если говорить о рекламе - это направление не имеет в Тюмени каких-либо позиций. В Тюмени нет школы рекламы, работает крайне мало профессионалов.

- Как на вашей памяти менялась тюменская городская среда, можете ли вы выделить какие-то этапы?Федор
- В 1960-е годы я застал маленький провинциальный город, до КПД, на месте пересечения улиц Республики и Мельникайте был пустырь. Потом из уютного маленького, но заштатного, грязного местечка Тюмень превращалась в город с большим количеством интересных людей. Резко изменилась городская среда, а масштаб остался тот же. Мы помним период, когда проезжая часть утопала в грязи, запыленность, социальная разруха были главными приметами Тюмени - это примерно 1970-е - 1980-е годы.

С конца 1980-х помню революционную реконструкцию улиц Ленина и Республики. Мы увидели, что можно сделать в этом городе современные улицы. Изменился вокзал… И, конечно, наиболее решительные преобразования относятся к концу 1990-х годов.Сегодня в город вкладываются наиболее существенные деньги, жаль, что отсутствует некая профессиональная культура инвестирования и созидания города - она еще только складывается.

- При помощи каких-то аналогий вы можете спрогнозировать следующий этап?
- Что у нас, что в мире все определяет административная воля. Административная воля в конце XIX века определила Париж. Префект центрального округа Осман заложил параметры архитектуры, ее габариты. Даром что он вызвал страшный гнев, перестроив Париж - сейчас это один из красивейших городов мира.

Важно, когда власть понимает перспективу. Есть сильный тип руководителя, который может пожертвовать сиюминутной популярностью, клановыми интересами во имя завтрашнего дня. У Парижа статус города культуры, поэтому несколько президентов подряд посвятили свою деятельность тому, чтобы в Париже появились грандиозные современные центры культуры. Помпиду построил Бобур. Миттеран построил парк Ла Вилетт с городами музыки и науки, реконструировал Лувр, переселил оттуда влиятельное министерство финансов - не культурные учреждения расселял, чтобы поместить туда служащих, а наоборот! А Ширак считает вершиной свой политической карьеры фантастичный по архитектуре и ландшафту огромный Музей Бранли, простроенный в центре Парижа.

- Что вы думаете о строящейся набережной Туры?Иван
- Я удивился, что она как-то неожиданно стала строиться, причем началась с технического проекта, и уже когда он вошел в стадию зримого осуществления, начались обсуждения собственно архитектуры и дизайна. Почему-то вспоминают, что есть общественность, профессиональное сообщество, когда возникают сомнения и проблемы… Хотелось бы, чтобы пораньше привлекали профессионалов для общественной экспертизы. Со стороны дизайнерского сообщества возникли некоторые соображения, мы их озвучили…

Одно из предложений заключалось в том, чтобы к горизонтальной планировке, которая сейчас уже заложена, открыть улицы, перпендикулярные реке, открыть город на набережную, сделать от городских улиц выходы, лестницы и каскады фонтанов, которые легко осуществить, благо рядом Тура.

Второе предложение касается изобилия гранита: "огранитить" такую огромную площадь - значит убить ее, к тому же есть предположение, что гранит будет скоро изрисован графитчиками и просто писаками, как это произошло в Чебоксарах. Наше предложение уже теперь запоздалое, его не осуществить… Мы считаем, что здесь должно быть больше зелени и естественной планировки в духе английского сада и меньше уличной мебели. И опять же убежден, что можно было меньшими затратами обойтись, потому что гранит там чрезмерен.

- Если бы вам предложили возглавить проект трансформации современной Тюмени в идеальный город, от каких особенностей города, особых возможностей, которые предоставляет Тюмень, вы бы отталкивались?Федор
- Исторически Тюмень - уютный, отлаженный организм, в котором все было близко к человеку и сомасштабно ему, близкий к природе, полный хаотичной зелени, живший в союзе с ней. Это сибирский город, в котором много солнца и света, с хорошим климатом. Он должен быть соразмерен, пропорционален, может быть, больше раскинут в пространстве.

Я бы делал город, как делается сейчас Париж: сумма городочков в окрестностях, соединенных с мегаполисом не по радиусам, а по хордам, по касательным. Эта передовая схема в мире давно используется, но у нас в генплан, к сожалению, не закладывается.Расширение пригородов неизбежно, посмотрите на Москву - там тоже об этом не думали, но многие москвичи, в том числе лидеры страны, селятся за городом. Мы повторяем старую ошибку мегаполисов, из которых с пятницы по воскресенье невозможно выехать, а потом и въехать из-за пробок.

Я бы, конечно, сделал так, чтобы город не просто проектировался, но проекты принимались к реализации в конкурсных условиях, широко обсуждались горожанами.Обратил бы внимание на такую модель инвестирования, которая предполагала бы экономию ресурсов - сегодняшняя городская среда неоправданно затратна. У нас много излишеств, неумеренных трат, расходов, которые не нужны: на уличную мебель, на повторные работы по благоустройству. Я не пойму, зачем Тюмень одевать в гранит, если ее год-два назад одели в тротуарную плитку, которую некоторые города только сегодня укладывают. Город затянут паутиной проводов, но на подземные коммуникации денег нет.

Очень важно, чтобы строились не только спортивные центры, но и заведения для занятия музыкой, искусством, разного рода творческие центры, концертные залы - культурные центры для творчества как профессионалов, так и горожан. Схема "дворец культуры широкого профиля" себя изжила, хотя многие так не думают. Нужны интерактивные музеи, вроде нового музея журналистики в Вашингтоне, - они во всем мире становятся центрами осмысленного досуга и творчества.

- Есть ли примеры удачного перевоплощения городов, похожих по условиям на Тюмень?
- Город, который перевоплощается и похож на Тюмень, потому что там дикие деньги, - это Нью-Йорк. Сегодня он становится все более благоустроенным - над ним работает весь мир: итальянские концептуалисты, американские архитекторы. Америка совершила колоссальный рывок: она строит и реконструирует свои города очень зелеными, ориентированными на человека. В Нью-Йорке, например, мэром озвучена акция "Посади миллион деревьев"…

- Вы назвали основные принципы: человечный, зеленый… Может быть, еще какие-то опорные точки?
- Тюмень критикуется не потому, что отдельные здания плохи. А потому, что город в целом складывается эклектично. Нужно, чтобы он создавался не просто функционально и инвестиционно, не как "схема расселения и размещения", а и культурно, и художественно, и здесь не обойтись без конкурсов и профессиональных обсуждений. Рядом находятся совершенно несоединимые по масштабу здания, очень много бутафории, пластмассы, крыш ужасающих…Есть очень симпатичные здания почти в каждом районе, но в целом структура города пестрая и без шедевров. Сегодня это уже недопустимо, хотя бы потому, что "шедевры" становятся важным способом самоидентификации города, привлечения туристов, так сказать, позиционирования города в стране и мире. Случайность - трагедия Тюмени.

Беседовала Ирина Пермякова
Источник: sluh.ru



 





Вы здесь: ПОРТАЛ дайджест люди ВЕРШИНИН. ЛУЧШЕЕ — МАЛОИЗВЕСТНО

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!