|
ПИОНЕРЫ РОССИЙСКОЙ ВИТРИНИСТИКИ. ОБЗОР№1
Прогуливаясь по улицам прекрасного Петербурга, прислушиваюсь к взволнованному потоку мыслей… Старинная архитектура завораживает, атмосфера мистического города обволакивает красотой. Сердцем чувствую этот глобальный пласт красоты, что достался нам от наших великих предков — градостроителей и архитекторов. Какое же это счастье жить внутри такого бешеного концентрата красоты! И какая ответственность!
Почему витрина вызвала такое впечатление? С одной стороны, предметы в печатном заднике (стулья, предметы быта) получились заметно больше размера реальных стульев, поэтому эффект соединения двух реальностей и не получился. Задник переполняет пространство витрины, как бы «наезжает» на инсталляцию, а манекены на его фоне выглядят непропорционально маленькими и их почти не видно. Обратите внимание, в тех местах витрины просмотр в магазин приоткрывается, витрина выглядит намного объёмнее, а манекены воспринимаются натуральнее.
Решение выстлать пол во всю длину тканью тоже не украшает, а напротив, делает витрину бесконечной, заметно снижая эффективность фокусных точек. В витринах большой длины часто формируют несколько фокусных точек, и это успешно реализовано здесь по ритму и композиции. Акцентирование фокусной точки зонированием пола значительно усилило бы впечатление, ведь, несмотря на простоту, этот метод является очень действенным для концентрации внимания зрителя. И ещё немаловажная деталь: работая с тканью, важно извлечь все её декоративные возможности. Декоратор должен чувствовать характер ткани, проявляя её фактуру, драпируя, создавая складки и вводя дополнительные цвета. Игра теней в складках только усилит впечатление и придаст витрине больший объем!
Главный приём декоративного наполнения летней витрины Fashion House ясна — это продолжение темы печатного задника в инсталляции, как бы выведение в объемно-предметный вид декоративных элементов изображения. Отсюда закономерное включение плетистых роз, цветов, кашпо и пр. садово-парковых принадлежностей в инсталляцию. Не хватило немного смелости и насыщенности заполнения: нарядные столы, накрытые белыми скатертями и украшенные цветами на изображении, в предметных инсталляциях пустуют и выглядят печально… Цветы, то сконцентрированы до состояния коврового заполнения, то виновато прокрадываются в мужские витрины.
Демонстрация товара — это главная предназначение витрины. Помните мы упоминали ранее объёмную афишу? Стиль коллекции, как правило, задаёт тему витрины или определяет её декоративное наполнение. Необходимость показать разнообразие ассортимента заставляет внимательно относиться к выбору демонстрационного оборудования для витрин. Российская действительность такова, что в качестве подставок для демонстрации товара оформителям часто приходится использовать все, что есть под рукой. Вот и в витринах Fashion House неожиданно сосуществуют и романтические кованые садовые стулья, и абстрактные современные подставки, и радостные жёлтые стилизованные тумбочки, окончательно запутывая зрителя!
Демонстрация товара в витрине всегда является неотъемлемой частью художественного образа и требует немало сноровки и терпения, представляя товар вкусно, возбуждая любопытство публики. Важно соблюдать меру и формировать образ убедительно, ведь демонстрируя товары на витрине, мы формируем вкусовые предпочтения у зрителя. Согласитесь, босые мужские манекены выглядят не совсем убедительно, меня, например, постоянно мучит вопрос: как же эти брутальные мужчины в костюмах будут ходить по лесу (или саду, или парку) босиком? Обычно рядом с босоногим манекеном на дополнительной подставке демонстрируют пару обуви. В случае, если обувь в ассортименте магазина не представлена, выбирается нейтральная обувь, не отвлекающая на себя внимания. Носок в цвет брюк также может решить проблему необутых мужских манекенов. Женские манекены проще оформить — ступню оборачивают атласной лентой — контрастной или в цвет манекена. Оформляя отдельные группы манекенов в больших по протяжённости витринах, обычно представляют товары группами по коллекциям, стилю или другим признакам. В магазинах, имеющих отделы для мужчин и для женщин, как в данном случае, особое внимание стоит уделить их убедительной интеграции или разделению на товары мужского и женского отделов. Согласитесь, нет ничего удивительней, чем дамские вечерние клачи в мужской витрине!
А теперь переведём дух и от буйства природы в московской загородной истории переместимся в Петербург, где тема загородного отдыха также не даёт покоя оформителям витрин! По иронии питерский concept-store имеет похожее название: Fascion Factory. Магазин имеет шикарный фасад сложной формы и производит сильное впечатление своим необычным ракурсом второго этажа. Двухэтажные витрины часто вызывают большие проблемы у оформителей, и мы можем радостно констатировать, что дизайнеры магазина прекрасно решили задачку путём эффектного тиражирования золотистых светильников на потолке второго этажа. Архитектура фасада и витрин Fascion Factory даёт фору всем соседям и одинаково привлекательна как днём, так и ночью.
Витрины магазина открытые, взгляд покупателя может свободно проникнуть в интерьер магазина, который столь футуристичен, что сам по себе является важной смысловой частью дизайна витрин. Выглядят витрины по-европейски, правая витрина оформлена с достоинством минимализма, а в левой торжественно красуется модный розовый велосипед — атрибут все той же летней загородной жизни! Внимание зрителя заинтриговано, но… взгляд преграждают гигантские цифры — ох ух эти супер-цены! — и ломают всю концепцию! При ближайшем рассмотрении оказывается, что велосипед кособоко притулился к витринному стеклу, виновато выглядывая из-за разбойницы-цифры. Отсутствие выразительного пространства вокруг велосипеда делает впечатление от идеи неполным. Спайка витрины и интерьера столь концептуальна, что практически не нуждается в мелком декоре, поэтому сумка с мелкими шариками за велосипедом вызывает вопрос – что это и зачем? Пространство витрины, как мы уже видели на примере предыдущего бренда, не терпит лишних деталей!
Необходимо отметить, что питерские витрины по мысли явно точнее, хотя и менее декоративны. Питерские дизайнеры концептуально соединили оформление витрины с общим лаконичным стилем магазина, а ведь, как известно, минималистические решения всегда требуют внимания ничуть не меньшего, чем декоративные! Ведь становятся заметны мельчайшие детали, а ответственность оформителя за качество высказывания возрастает.
Хочется приободрить наших пионеров и сказать им огромное спасибо за их творческие поиски и желание порадовать зрителя! Не обижайтесь за критику – я критикую любя, потому что радостью заполнено сердце — процесс формирования российской витринистики пошёл! Присылайте свои витрины на обсуждение, делитесь достижениями: это так важно для ваших коллег, которые зачастую интуитивно прокладывают себе путь в столь молодой и малоизвестной в России профессиональной области — витринистике! Вместе мы пойдём семимильными шагами!
|