авторы компании
Хитов:
14646
Хитов:
9579
Дизайн интерьеров
Хитов:
8934
Графический дизайн

 


ПИОНЕРЫ РОССИЙСКОЙ ВИТРИНИСТИКИ. ОБЗОР№1

Ольга Николаевна Болкунова
07.07.2011

Прогуливаясь по улицам прекрасного Петербурга, прислушиваюсь к взволнованному потоку мыслей… Старинная архитектура завораживает, атмосфера мистического города обволакивает красотой. Сердцем чувствую этот глобальный пласт красоты, что достался нам от наших великих предков — градостроителей и архитекторов. Какое же это счастье жить внутри такого бешеного концентрата красоты! И какая ответственность!

Спускаюсь от глобального к насущному, ежесекундно воспринимаемому нами в обыденной реальности (конкретно, опускаю взгляд на уровень глаз – тот самый уровень, который определяет восприятие человеком окружающего мира). Нижние этажи прекрасных зданий на больших улицах заняты витринами магазинов, кафе, ресторанов, кинотеатров и других заведений, делающих нашу жизнь прекраснее. И печалью наполняется сердце оттого, что витрины этих заведений по большей части не заполнены… Нет, не поймите меня превратно, конечно они формально заполнены, часто даже забиты образцами товаров и супер-предложениями, рекламными плакатами и стикерами. Но пространства витрин не наполнены мыслью и красотой! Не пробудилось у владельцев магазинов чувство ответственности перед прекрасным городом, в визуальную картину которого включаются их бессмысленные витрины. Дремлет их чувство ответственности перед согражданами, измученными назойливыми воззваниями с телевизионных экранов и рекламных щитов.
Если вдуматься, то обращение к зрителю в витрине можно легко вывести из этого массированного рекламного потока! Можно отнестись к ней как к целому миру за стеклом, объёмному и одушевлённому. Можно вспомнить о театральных корнях первых витрин, в которых разыгрывались сценические миниатюры, а товары демонстрировались живыми людьми — актёрами и моделями. По сути, театральность — это и есть истинная природа витрин и их предназначение. Не случайно по сей день в витринах используются подиумы (невысокие подставки) и специальное направленное освещение — это все технические театральные штучки, прочно закрепившиеся в арсенале витринистов. Витрины магазинов исторически сформировались как объёмные афиши, и именно поэтому они лояльно воспринимается публикой. Не случайно высокие иностранные марки часто создают целые истории, применяя законы сценографии в своих витринах. Их витрины завершены по замыслу и воплощению, впечатляют и заставляют о себе говорить. По вечерам публика прогуливается и осматривает витрины, следит за их обновлением. Вы скажете: — «Но это западные традиции, которые имеют вековой background и целую плеяду ярких декораторов — витринистов!» Да, это так, и мы можем только благодарить наших коллег за источник вдохновения и создать собственные российские витринистические традиции. Мы можем научиться у них уважению к зрителю и высокой ответственности за качество своего художественного высказывания.
Однако, не будем пока останавливаться на достойных сожаления витринах, где драгоценное пространство используется как место для размещения простой рекламы. Посмотрим, как пионеры российской витринистики реализуют сегодня идеи «афишности» витрин. Обратим взгляд к российским брендам, понимающим, что покупателя надо увлекать умными и точными посланиями, и делающим попытки интересно оформить эти послания.

Московский бренд Fashion House имеет в своём распоряжении превосходную длинную линию витрин. Высота витрин — около 4 метров, глубина — более метра, длина по фасаду около 24 метров. Характеристики шикарные! Прекрасное пространство для фантазии декоратора, ведь магазины гораздо чаще имеют неглубокие неудобные витрины. Посмотрим, что получилось извлечь из такого роскошного пространства…
Тема исследуемой витрины — лето на природе, о чем недвусмысленно говорят печатные изображения — задники, наглухо закрывающие просмотр интерьера магазина. Большой вопрос вызывает «эклектика» изображений: трудно понять где же эта природа все-таки находится? То ли в диком лесу, то ли в парке Мирабель, то ли в русской усадьбе — в изображениях представлены все разнообразие ландшафтов! Переходы резки и случайны, размеры изображений меняются, ракурсы тоже. Зрителю очень трудно разобраться, всё-таки где же происходить действие? Остановленный мной случайный зритель дал такой отзыв: витрина производит впечатление визуального взрыва и на неё трудно смотреть.

Пионеры российской витринистики. Обзор №1

Почему витрина вызвала такое впечатление? С одной стороны, предметы в печатном заднике (стулья, предметы быта) получились заметно больше размера реальных стульев, поэтому эффект соединения двух реальностей и не получился. Задник переполняет пространство витрины, как бы «наезжает» на инсталляцию, а манекены на его фоне выглядят непропорционально маленькими и их почти не видно. Обратите внимание, в тех местах витрины просмотр в магазин приоткрывается, витрина выглядит намного объёмнее, а манекены воспринимаются натуральнее.

Пионеры российской витринистики. Обзор №1

Решение выстлать пол во всю длину тканью тоже не украшает, а напротив, делает витрину бесконечной, заметно снижая эффективность фокусных точек. В витринах большой длины часто формируют несколько фокусных точек, и это успешно реализовано здесь по ритму и композиции. Акцентирование фокусной точки зонированием пола значительно усилило бы впечатление, ведь, несмотря на простоту, этот метод является очень действенным для концентрации внимания зрителя. И ещё немаловажная деталь: работая с тканью, важно извлечь все её декоративные возможности. Декоратор должен чувствовать характер ткани, проявляя её фактуру, драпируя, создавая складки и вводя дополнительные цвета. Игра теней в складках только усилит впечатление и придаст витрине больший объем!

Пионеры российской витринистики. Обзор №1

Главный приём декоративного наполнения летней витрины Fashion House ясна — это продолжение темы печатного задника в инсталляции, как бы выведение в объемно-предметный вид декоративных элементов изображения. Отсюда закономерное включение плетистых роз, цветов, кашпо и пр. садово-парковых принадлежностей в инсталляцию. Не хватило немного смелости и насыщенности заполнения: нарядные столы, накрытые белыми скатертями и украшенные цветами на изображении, в предметных инсталляциях пустуют и выглядят печально… Цветы, то сконцентрированы до состояния коврового заполнения, то виновато прокрадываются в мужские витрины.

Пионеры российской витринистики. Обзор №1

Пионеры российской витринистики. Обзор №1

Демонстрация товара — это главная предназначение витрины. Помните мы упоминали ранее объёмную афишу? Стиль коллекции, как правило, задаёт тему витрины или определяет её декоративное наполнение. Необходимость показать разнообразие ассортимента заставляет внимательно относиться к выбору демонстрационного оборудования для витрин. Российская действительность такова, что в качестве подставок для демонстрации товара оформителям часто приходится использовать все, что есть под рукой. Вот и в витринах Fashion House неожиданно сосуществуют и романтические кованые садовые стулья, и абстрактные современные подставки, и радостные жёлтые стилизованные тумбочки, окончательно запутывая зрителя!

Пионеры российской витринистики. Обзор №1

Пионеры российской витринистики. Обзор №1

Демонстрация товара в витрине всегда является неотъемлемой частью художественного образа и требует немало сноровки и терпения, представляя товар вкусно, возбуждая любопытство публики. Важно соблюдать меру и формировать образ убедительно, ведь демонстрируя товары на витрине, мы формируем вкусовые предпочтения у зрителя. Согласитесь, босые мужские манекены выглядят не совсем убедительно, меня, например, постоянно мучит вопрос: как же эти брутальные мужчины в костюмах будут ходить по лесу (или саду, или парку) босиком? Обычно рядом с босоногим манекеном на дополнительной подставке демонстрируют пару обуви. В случае, если обувь в ассортименте магазина не представлена, выбирается нейтральная обувь, не отвлекающая на себя внимания. Носок в цвет брюк также может решить проблему необутых мужских манекенов. Женские манекены проще оформить — ступню оборачивают атласной лентой — контрастной или в цвет манекена. Оформляя отдельные группы манекенов в больших по протяжённости витринах, обычно представляют товары группами по коллекциям, стилю или другим признакам. В магазинах, имеющих отделы для мужчин и для женщин, как в данном случае, особое внимание стоит уделить их убедительной интеграции или разделению на товары мужского и женского отделов. Согласитесь, нет ничего удивительней, чем дамские вечерние клачи в мужской витрине!

Пионеры российской витринистики. Обзор №1

А теперь переведём дух и от буйства природы в московской загородной истории переместимся в Петербург, где тема загородного отдыха также не даёт покоя оформителям витрин! По иронии питерский concept-store имеет похожее название: Fascion Factory. Магазин имеет шикарный фасад сложной формы и производит сильное впечатление своим необычным ракурсом второго этажа. Двухэтажные витрины часто вызывают большие проблемы у оформителей, и мы можем радостно констатировать, что дизайнеры магазина прекрасно решили задачку путём эффектного тиражирования золотистых светильников на потолке второго этажа. Архитектура фасада и витрин Fascion Factory даёт фору всем соседям и одинаково привлекательна как днём, так и ночью.

Пионеры российской витринистики. Обзор №1

Витрины магазина открытые, взгляд покупателя может свободно проникнуть в интерьер магазина, который столь футуристичен, что сам по себе является важной смысловой частью дизайна витрин. Выглядят витрины по-европейски, правая витрина оформлена с достоинством минимализма, а в левой торжественно красуется модный розовый велосипед — атрибут все той же летней загородной жизни! Внимание зрителя заинтриговано, но… взгляд преграждают гигантские цифры — ох ух эти супер-цены! — и ломают всю концепцию! При ближайшем рассмотрении оказывается, что велосипед кособоко притулился к витринному стеклу, виновато выглядывая из-за разбойницы-цифры. Отсутствие выразительного пространства вокруг велосипеда делает впечатление от идеи неполным. Спайка витрины и интерьера столь концептуальна, что практически не нуждается в мелком декоре, поэтому сумка с мелкими шариками за велосипедом вызывает вопрос – что это и зачем? Пространство витрины, как мы уже видели на примере предыдущего бренда, не терпит лишних деталей!

Пионеры российской витринистики. Обзор №1

Пионеры российской витринистики. Обзор №1

Необходимо отметить, что питерские витрины по мысли явно точнее, хотя и менее декоративны. Питерские дизайнеры концептуально соединили оформление витрины с общим лаконичным стилем магазина, а ведь, как известно, минималистические решения всегда требуют внимания ничуть не меньшего, чем декоративные! Ведь становятся заметны мельчайшие детали, а ответственность оформителя за качество высказывания возрастает.

Пионеры российской витринистики. Обзор №1

Хочется приободрить наших пионеров и сказать им огромное спасибо за их творческие поиски и желание порадовать зрителя! Не обижайтесь за критику – я критикую любя, потому что радостью заполнено сердце — процесс формирования российской витринистики пошёл! Присылайте свои витрины на обсуждение, делитесь достижениями: это так важно для ваших коллег, которые зачастую интуитивно прокладывают себе путь в столь молодой и малоизвестной в России профессиональной области — витринистике! Вместе мы пойдём семимильными шагами!

ШКОЛА-СТУДИЯ ДИЗАЙНА ВИТРИН ОЛЬГИ БОЛКУНОВОЙ в справочнике    ПОЛИГОН  

 

 





Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера критика ПИОНЕРЫ РОССИЙСКОЙ ВИТРИНИСТИКИ. ОБЗОР№1

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!