|
ТРИ МИЛЛИАРДА НА ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН?
А теперь о плохом, и это серьёзно. Учитывая позиции, перечисленные в постановлении, приходится сделать неутешительный вывод, что к развитию отечественного промдизайна это имеет мало отношения. Начнём с «резюме» документа, где условия предоставления субсидий подразумевают погашение 90% суммы процентов от банковского кредита. О компенсации самого кредита, хотя бы частично, речи не идёт. Это прямая поддержка банковского сектора, что в условиях падения кредитной активности логично - но промдизайн тут не при чём. Далее, много ли вы знаете отечественных компаний «инжиниринга и промдизайна", которые берут себе кредиты на организацию промышленного производства собственных проектов? На ум приходит лишь не родившийся «Ё-мобиль»… Давайте, как говорили классики, отделять мух от котлет. У инжиниринговых фирм, а, тем паче, бюро и центров промдизайна совсем другие задачи. То, что имеют ввиду авторы постановления, относится к крупным промышленным предприятиям и концернам, которые, теоретически, могут быть заинтересованы во внедрении одного из своих инвестиционных проектов с учётом промдизайна под будущее списание процентов (напомню, что «госсубсидия» подразумевает лишь туманную перспективу поквартального возврата финансовых средств по результатам запуска производственных мощностей - после предоставления большого числа отчётных документов). Возможно, косвенно это и может содействовать развитию промдизайна. Только отечественного ли? И тут последняя заковыка: в постановлении нет ни слова об оформлении российского патента на промышленный образец как условия предоставления субсидии – а ведь это единственный способ документально подтвердить приоритет на «отечественный промышленный дизайн».К примеру, в разделе 7 значится:
«б) инвестиционными расходами на реализацию проекта являются следующие виды расходов:
Вот, собственно, и подтверждение сказанного мною: никто даже не собирается поддерживать разработку национальной интеллектуальной собственности. Чем, любопытно, должен заниматься «центр промышленного дизайна», если в его инвестиционные расходы, как условие, включается покупка сторонних лицензий? Хочется посоветовать государственным мужам сначала разобраться с понятиями – и не пудрить, говоря по русски, людям мозги.Расходы на приобретение, сооружение, изготовление, доставку основных средств и доведение их до состояния, пригодного для использования, в т.ч. расходы на приобретение производственных помещений, оборудования и земельных участков под создание новых производственных мощностей;... Расходы на приобретение нематериальных активов, включая приобретение лицензий и выплату роялти;…» Хотя, возможно, всё не так наивно. Учитывая вышесказанное, реальной представляется схема, когда предприятие с иностранным капиталом, зарегистрированное на российской территории (к примеру, альянс Renault-Nissan, акционер АВТОВАЗа), внедряет свою новую модель, беря под это банковский кредит во «Внешэкономбанке» (он не случайно указан в постановлении). Коммерческие риски нулевые, т.к. маркетинговая система уже давно отработана. Банк в плюсе, т.к. кредит миллиардный. Промышленный дизайн, естественно, иностранный, куда и выплачивается «роялти». Но, поскольку «приобретение, сооружение, изготовление, доставка основных средств…» под производство происходит на территории РФ, всё формально соблюдено. В результате, все в плюсе – в минусе только отечественные промдизайнеры и рядовые налогоплательщики, из карманов которых компенсируются банковские проценты и поддерживается выплата по иностранным лицензиям... Пессимистично? Возможно и так. Но и «буква», и «дух» постановления №134 наводят, увы, только на такие мысли. |