авторы компании
Хитов:
9191
Дизайн интерьеров
Хитов:
399
Хитов:
5664

 


ИНТЕРВЬЮ С ЛЮБОВЬЮ. O FOTOLIA, ТРУДОЛЮБИИ, СТРАСТИ, ВЕЗЕНИИ, СПРАВЕДЛИВОСТИ И ЗАНАЧКЕ НА ЧЁРНЫЙ ДЕНЬ

Веб-резиденция профессионального дизайна
04.04.2014
Фотостоковый бизнес напрямую связан с людьми которые в состоянии производить (и потреблять) креативный визуальный контент — это художники, иллюстраторы, фотографы, дизайнеры. Стоки — относительно молодое явления, но уже успевшее обрасти слухами и кривотолками.

Любовь Цепкова


Чтобы внести ясность в этот вопрос, мы и встречаемся сегодня с Любовью Цепковой — директором Fotolia по России — крупнейшего фотобанка в Европе и попытаемся выведать обо всём из первоисточника. Пусть каждый автор примет осознанное решение: стоит работать со стоками или нет.



Александр Линецкий: Любовь, давайте для начала расскажем всем что такое фотостоки, так как далеко не все знают предмет. Кто-то работает давно и плотно, кто-то что-то где-то слышал, а кто-то и не слышал вовсе. Вот и давайте начнём по порядку: фотосток — это...

Любовь Цепкова: Добрый день, Александр. Ну что ж, давайте начнем с основ! Фотосток - это креативная площадка в Интернете, где фотографы, дизайнеры, художники могут коммерчески реализовать свои творческие работы (фото, векторные изображения, HD видео), где эти работы предлагаются корпоративным и частным клиентам по лицензии роялти-фри. Такая лицензия позволяет использовать изображение, векторную иллюстрацию или видеоклипы без ограничений по времени или территории использования, количеству копий.
Если еще проще, то фотосток - это банк стоковых изображений, который дает возможность каждому продавать и покупать фотографии или иллюстрации для различных профессиональных целей, включая веб-сайты, рекламу и презентации.

А.Л.: Насколько я помню, когда я начинал интересоваться этой темой несколько лет назад, название в ходу было другое: micropayment agency\bank — микроплатежные агентство\банк. Само название описывало модель бизнеса. Теперь название поменялось. Как Вы думаете почему? Стали платить больше или стали шифроваться?
Л.Ц.: На самом деле никаких тайн и шифровок нет. Просто существует множество вариантов названий. Кто-то предпочитает говорить «фотобанк», другим привычнее «микросток» или «фотосток». Сейчас наиболее популярным является название «стоковый фотобанк». А что касается цен, то на контент они остались низкими, а вот вознаграждение авторов варьируется от 20% до 60% в зависимости от эксклюзивности работы.

А.Л.: Интерес фотостокового бизнеса к дизайнерам понятен: ведь они являются и поставщиками и потребителями контента, то есть одновременно и продавцами и покупателями. А вот почему дизайнеры, в свою очередь, должны интересоваться фотостоками?
Л.Ц.: Мне кажется, ответ очевиден: потому что работать со стоковыми фотобанками выгодно. Это, в первую очередь, легально, доступно, просто, быстро и удобно. Вы получаете профессиональные изображения высочайшего качества по очень доступной цене и вдобавок экономите свое время.

А.Л.: Была, да и есть, такая разухабистая поговорка: «Дадим стране угля: мелкого, но много!» Можно ли в шутку, а может быть и всерьез, сутью этой поговорки обозначить некую модель, по которой живут и работают фотобанки? Изображения продаются по доступной, если не сказать по бросовой, цене, но в таких огромных количествах, что на круг получается интересно всем: и организаторам бизнеса и участникам.
Л.Ц.: Если говорить о количестве предлагаемых изображений, то да - оно весьма внушительное. К примеру, в Fotolia представлено более 27 000 000 изображений. Но вот провести аналогию с «мелким углем» в смысле низкого качества категорически нельзя. Возможно, такая модель бизнеса применялась лет 10 назад, но не сегодня. В современных реалиях это просто невозможно. Высокая конкуренция на рынке стоковых фотографий диктует высокие стандарты качества работ, которые нисколько не уступают качеству работ классических фотоагентств.

А.Л.: Диапазон стоимости фотографии за штуку в обычной, офлайновой жизни, колеблется в пределах от 10-50 условных единиц, до, скажем, 100-150 у.е. - это, как бы, общий случай. Более известные мастера могут продавать свои работы за, скажем, 300 условных, ну а, так называемый, «шыдевр» может стоить и 1.000.000 и более. На фоне этих цифр цена за одно изображение на стоке кажется просто микроскопической. Многим очень тяжело психологически перешагнуть именно этот порог. Конкретно вот эта сторона фотостокового бизнеса их отталкивает. Какие слова Вы должны найти, обращаясь к дизайнерам и фотографам, чтобы убедить их сотрудничать?
Л.Ц.: Во-первых, тех, кто продаёт свои работы за 1 000 000, 300 и даже 150 у.е., не так уж много, согласитесь.
А во-вторых, это единовременная прибыль. В то время, как продать изображение на фотостоке можно неограниченное количество раз. Чтобы Вы лучше оценили масштабы, Fotolia работает в 157 странах, а количество пользователей Fotolia на сегодня составляет 4,5 миллиона человек и это не предел, каждый день у нас появляются новые клиенты. Возможности заработка на фотостоке, действительно, не ограничены. Все зависит от того, насколько оригинальный, интересный и качественный контент Вы предоставляете.

А.Л.: Многих не устраивает лабораторная сторона дела: ведь не секрет, что каждое изображение нужно правильно обработать: подтянуть по цвету и тону, убрать мусор, цветовой шум, хроматические аберрации и множество других артефактов, которые не пропустят строгие инспекторы. Затем подготовленное изображение необходимо прокеить — правильно атрибутировать ключевыми словами, для того чтобы потенциальному покупателю было возможно его найти. Чаще всего, это 50 ключевых слов. Затем нужно поставить её в лист ожидания, дождаться пока инспекторы утвердят... И лишь только после всех этих операций изображение попадает пред очи потенциального покупателя. Многих творческих людей вся эта канитель напрягает. Что-нибудь предпринимается фотобанками для облегчения жизни художника?
Л.Ц.: Уверена, никто не поспорит с тем, что путь к успеху не бывает легким. И если Вы хотите чего-то достичь в любом деле, Вам так или иначе придется прилагать усилия. Даже если Вы не используете фотобанк как площадку для продажи своих работ, а продвигаете их самостоятельно, Вы должны иметь четкий план действий, определенную стратегию. К примеру, Вам нужно будет сделать свой сайт, собрать хорошее портфолио, организовать выставку и т.д. Если говорить о ключевых словах, то их количество зависит от желания автора. Конечно, чем больше их будет, тем лучше, потому что покупателям проще будет найти Вашу работу. Но конкретно Fotolia требует задавать лишь минимальное количество слов для распознавания изображения. Кроме того, в Fotolia существует система, которая позволяет автоматически добавлять ключевые слова сразу к нескольким изображениям. А что касается обработки фотографий, то она требуется всегда и везде, не важно, работаете ли Вы со стоками или нет.

А.Л.: Добавить к списку обстоятельств, отталкивающих авторов от сотрудничества со стоками, можно ещё и то, что востребованными являются вполне определённые темы. Картинка успешно продается только при условии, если она нужна твоему же собрату-дизайнеру, который купит это изображение и использует его в своей работе. Никому не нужны нетленные произведения. Это такой вот подножный корм для чужого творчества. Многие авторы это воспринимают очень болезненно. Тем не менее, по Вашему мнению, можно ли быть успешным на фотостоках, поставляя творческие работы?
Л.Ц.: Конечно, фотостоки – это в первую очередь бизнес, однако творчество – это основа процветания этого бизнеса. Мы в Fotolia с большим уважением и любовью относимся ко всем работам и считаем, что любое изображение или видео, независимо от тематики, является результатом творческой деятельности автора, плодом его фантазии, воображения, труда. Практика показывает, что востребованы абсолютно разные работы. Кто-то ищет незамысловатый сюжет для рекламного баннера, а кто-то жаждет увидеть что-то фантазийное и оригинальное. В любом случае, если работа выполнена качественно, и в ней есть оригинальное зерно, она будет востребована.

А.Л.: Неоспоримая привлекательность фотостоков заключается в том, что художник, нашедший себя в местной системе координат, работает напрямую с масс-маркетом и не зависит от персонифицированного заказчика, какого-нибудь Иван Иваныча, который диктует свою волю, капризничает, выбирая из предложенных вариантов, навязывая свои вкусы и так далее... В данном случае это модель больше похожа на то как работает художник: сначала создается произведение, потом делаются попытки его продать. Но для того чтобы даже просто создать свой собственный аккаунт на фотостоках, нужно пройти определённые процедуры. Давайте попробуем перечислить что это: иностранный паспорт, кредитная карточка, привязанная к платёжной системе. Расскажите подробнее.
Л.Ц.: Зарегистрироваться в фотобанке Fotolia очень просто. Весь процесс занимает всего несколько минут. Вам нужно только указать имя, фамилию, адрес и прислать копию любого документа, удостоверяющего личность. Вам также понадобится карточка (кредитка) для дальнейшей работы. Получать проценты от продаж своих работ можно через платежные системы Paypal или Moneybookers (Skrill). Это быстрый и безопасный способ отправки и получения платежей через Интернет без раскрытия своей финансовой информации. Вам нужно зарегистрироваться на одном из сайтов и создать свой электронный кошелек. Процедуру регистрации можно быстро пройти здесь или тут.

А.Л.: Я не могу сказать, что регулярно просматриваю новости из области фотостокового бизнеса, тем не менее, вспоминаю одну историю, которая меня не то чтобы потрясла, но, как минимум, запомнилась. Это был рассказ одного парня из Украины, который шарахался по Сети в поисках заработка. Много чего перепробовал и, в конце концов, остановился на фотостоках: понял, что это нечто реальное, ему симпатичное, и он хотел бы с их помощью зарабатывать деньги. Для старта у него не было ничего, кроме желания. Даже паршивой «мыльницы», не было никакого специального или просто художественного образования, какой-то чахлый Интернет... и дикое желание отхватить от этого пирога. Ну вот, он описывал как одалживал деньги на покупку какого-то дешёвого подержанного фотоаппаратика, как пытался зарегистрироваться в системе электронных платежей Paypal, который не работал с Украиной на тот момент, как пробовал снимать фотографии, не понимая в этом ничего... и так далее. В какой-то момент, читая подобные опусы, поневоле задумываешься о том, что мешает людям, у которых нет всех этих проблем, а напротив, имеющих и серьезную фототехнику и необходимые знания и соответствующий опыт, хотя бы попробовать? Я хотел бы чтобы Вы напрямую обратились к таким людям, давайте назовём их «дремлющие профессионалы», и воодушевили бы их на первый шаг, чтобы присоединиться к процессу.
Л.Ц.: Думаю, призывные лозунги и громкие фразы здесь ни к чему. В любом деле главное, чтобы человек чувствовал драйв, горел, стремился к большему. Только тогда придет и успех, и чувство удовлетворения. Пробуйте, экспериментируйте, рискуйте, мечтайте, творите! Работа с фотобанком не требует наличия трудовой книжки, стажа, десятилетнего опыта, выполнения тестовых заданий и прохождения собеседований. Вы просто регистрируетесь и делитесь своим творчеством с другими. Мне кажется, стоит попробовать!

А.Л.: Вычитал я как-то такую мысль у одного из известных стокеров: — «К бизнесу на фотостоках надо относиться именно как к бизнесу, как к серьёзной работе, только в этом случае вложенная энергия может иметь достаточно серьезную компенсацию». Правильная мысль?
Л.Ц.: Безусловно. Если хотите серьёзную отдачу, нужно и подходить к делу серьёзно. Никто не говорит о том, что сфотографировав домашнего питомца или аппетитный ужин, Вы заработаете кучу денег. Более того, подобные фотографии вряд ли пройдут модерацию. С каждым годом требования к качеству контента становятся все выше. Цветочками и котиками уже никого не заинтересуешь. Клиентами фотобанков являются крупнейшие компании по всему миру, которым нужны высоко профессиональные работы.

А.Л.: Художники народ особый, избалованный возможностью делать любимую работу, да ещё и зарабатывать на этом. Я веду к тому, что деньги они принимают не на любых условиях, пытаясь делать только то, что им самим нравится. Вопрос: есть ли такая возможность в работе на стоки?
Л.Ц.: Я уже говорила об этом выше и не боюсь повториться: востребованы абсолютно разные работы. Каждый ищет что-то свое, никто не любит однообразия, поэтому количество предлагаемых фотобанками изображений и видео постоянно увеличивается. Так, в базе Fotolia представлено более 27 000 000 работ. Возможности для творчества не ограничены.

А.Л.: Любовь, может быть не все вопросы Вам покажутся корректными, но я спрошу: Fotolia называют одним из крупнейших фотобанков, но, судя по отзывам и статистике, большинство стокеров называют Shutterstock номером один по прибыльности. Отсюда вопрос: почему не Fotolia? Что мешает?
Л.Ц.: Могу лишь сказать, что точной статистики по данному вопросу у меня нет. Кто-то из стокеров предпочитает Shutterstock, другим нравится работать с Fotolia. Shutterstock более развит в США, Fotolia – в Европе. Кстати, что касается разных рынков, здесь есть интересная особенность. В США более востребованы западные лица, а в Европе, соответственно, европейские или славянские. Поскольку Fotolia сейчас активно развивается на российском рынке, особенно востребованными среди покупателей становятся именно славянские лица, а также наши местные пейзажи и быт. Так что призываю всех фотографов обратить на это внимание! Возможно, именно колоритные фотографии московских двориков, рынков, российских семей, пейзажей принесут Вам долгожданный успех.
А вообще, конкуренция – это норма. Если бизнес здоров, развивается и расширяется, у него всегда будут конкуренты. Это признак хорошего здоровья бизнеса.

А.Л.: Мне необходимо ещё уточнить, что понятие «фотобанк» традиционно сложившееся, но не вполне корректное, хотя бы потому, что помимо, собственно, фотографии здесь продаются и другие типы изображений — векторная и 3D иллюстрации. Допустим, некто владеет всеми техниками и может поставлять на стоки любой из этих типов контента. Что бы Вы ему посоветовали? Чем заниматься прибыльнее? Учитывая востребованность, стоимость, время создания изображения.
Л.Ц.: Судя по данным за 2013 год, фотографии бесспорно лидируют. Именно их покупают чаще всего. Думаю, это во многом связано с тем, что крупные компании прежде всего заинтересованы в фотографиях для производства рекламы. Хотя векторы, иллюстрации и видео также востребованы и всё больше набирают популярность. Это не удивительно, так как иногда видео является гораздо более действенным инструментом для привлечения внимания потенциальных клиентов.

А.Л.: Как известно, соловья баснями не кормят, давайте дадим читателям реальные истории успеха, попробуем на чьем-то примере проиллюстрировать, насколько выгодно, интересно и перспективно работать с фото стоками. Нужен какой-то конкретный художник, конкретная компания, которые заработали на Fotolia кучу денег.
Л.Ц.: Историй успеха в Fotolia немало. Сразу вспоминается французский автор Фабрис Мишадю (Fabrice Michaudeau), коллекция которого приносит около 10.000 евро в месяц. Кстати, совсем не обязательно брать количеством фотографий. Бывает, что одно-единственное, но чрезвычайно удачное изображение может обеспечить автора на долгие месяцы вперед. К примеру, эта яркая семейная фотография была скачана пользователями почти 11.000 раз, что оценивается, примерно, в $50.000.
Среди российских фотографов также много звезд, чьи работы полюбились дизайнерам и компаниям со всего мира. Ярким примером является Лев Долгачев. Он в стоковом бизнесе уже очень давно, и у него теперь целая команда и студия, которые создают продающиеся тысячами изображения. В его портфолио сегодня 71,185 работ.



Не меньше успешных фотографов и среди женщин. Взять, к примеру, нашу россиянку Анну Суботину. Уверена, вы видели ее работы не в одной Beauty рекламе.



Есть и фотографы с нестандартным видением, так сказать, не классическими стоковыми картинками. Одним из таких авторов, который мне, кстати, очень нравится, является Андрей Алешин – фотограф из Белоруссии.



Или уже супер известный итальянец Olly, у которого очень характерный почерк работ.



Нельзя не упомянуть очень талантливого Георгия Майера. Именно его работы были представлены на выставке «Hide&Seek» в Берлине, на открытии собственной галереи Fotolia «Fotolia LAB»



Вообще с Fotolia работает очень много талантливых и ярких российских фотографов, авторов из стран СНГ, которые полюбились нашим клиентам со всего мира.

А.Л.: Едем дальше: человек прочитал этот материал, сделал для себя определенные выводы, бросился к шкафчику, достал дедовский «ФЭД», протер тряпочкой — и давай снимать шедевры один за другим. Мужественно преодолев все трудности с атрибуцией, обработкой, банковской картой — в один прекрасный момент он осознает, что деньги стали поступать на счёт. Давайте поговорим теперь про налоги: нужно ли платить какие-то налоги со средств, поступающих со стоков? И как это делать правильно
Л.Ц.: Налоги, конечно же, нужно платить. Fotolia является американской компанией, и налоги мы платим в США, но авторы могут избегать выплаты налогов в пользу США, поскольку между Россией и Америкой существуют определенные договоренности на этот счет. В начале сотрудничества каждый пользователь может заполнить форму W-8BEN, представленную в разделе «Налоговый центр» в своем аккаунте, тогда налоги в пользу США взиматься не будут.

А.Л.: Сколько изображений должно быть в портфолио у одного автора, чтобы оно стало реально приносить прибыль? Какие-нибудь цифры для ориентира...
Л.Ц.: Все очень индивидуально. Конечно, в принципе, чем больше портфолио, чем выше качество работ, тем лучше. Но есть и другие примеры, когда одна единственная работа сделала имя фотографу.

А.Л.: Сколько раз в неделю нужно выкладывать новые работы на Fotolia, когда лучше — равномерно, в начале недели или ближе к выходным? У многих, насколько я знаю, есть своя собственная стратегия по наращиванию портфолио и его продвижению.
Л.Ц.: Возможно. Опять же все сугубо индивидуально. У нас нет данных, которые бы позволили четко ответить на этот вопрос. Единственное что можно сказать, в выходные продаётся и покупается меньшее количество изображений. Но это вполне естественно, все отдыхают, проводят время с семьей, друзьями, зачастую просто не подходят к компьютеру.

А.Л.: У каждого фотобанка есть заинтересованность в продуктивном, хорошо продаваемом фотографе или художнике. Отсюда и возникает предложение эксклюзива. Что предлагает Fotolia для человека, согласившегося эксклюзивно поставлять работы только на Fotolia?
Л.Ц.: Если автор поставляет свои работы только в Fotolia, мы предлагаем ему больший процент от продаж: от 35% до 63% с каждой проданной работы. Для сравнения, при не эксклюзивном сотрудничестве авторы получают от 20% до 46%. Подробнее об этом можно почитать у нас на сайте.

А.Л.: Давайте поговорим про коньюнктуру: существует ли список тем, которые являются приоритетными и продаются в больших количествах. Что это бизнес, может быть спорт, здоровье — назовите, пожалуйста, в порядке убывания.
Л.Ц.: Наша статистика за 2013 год показывает, что самыми популярными в списке запросов стокового фотобанка являются изображения счастливых людей. Самая продаваемая фотография года - счастливая девушка в залитом летним солнцем цветочном поле.



С небольшим отрывом идут изображения по другим популярным тематикам, таким как детство, образование, путешествия и сетевые технологии. Таким образом, мальчик с лампочкой над головой - второе самое популярное изображение,



а красивый тропический пляж - третья по количеству скачиваний картинка



А.Л.: Есть ведь вечные темы! Почему всё ещё ставят Шекспира на театральных подмостках по всему миру, вот уже несколько столетий? Его пьесы о жизни и смерти, любви и ненависти, дружбе и предательстве — о тех базовых человеческих страстях, без которых не обходится ни одна судьба. Может быть в наследии Шекспира и других драматургов и писателей есть подсказка и для стокеров? Как выбирать темы и что волнует людей.
Л.Ц.: Темы могут быть разными, главное – эмоциональное наполнение работы. Людей всегда привлекают эмоции, переживания, чувства. Именно поэтому самыми востребованными темами являются семья, дружба, отношения, счастье, любовь, радость.

А.Л.: Ну и обратная сторона Луны: есть ли темы, которые Вы бы не рекомендовали начинающему стокеру, просто потому, что этого контента уже и так слишком много, я не знаю, это может быть цветы и кошечки... Может по каким-то другим причинам?
Л.Ц.: Цветы и кошечки – это Вы прямо в точку, Александр! Конечно, контента подобного рода уже итак очень много, и он мало востребован. Все-таки изображения, также, как и видео файлы должны нести определенную смысловую нагрузку. Среди покупателей фотобанков очень много крупных компаний, которым изображения нужны для производства рекламы, скажем. Им вряд ли будут интересны фотографии цветов, животных или еды. Кроме того, если учесть то, что я говорила выше об эмоциях, то работы подобного плана явно проигрывают. Хотя, безусловно, существуют и исключения из правил.

А.Л.: А в заключение беседы хотел бы Вас поблагодарить за обстоятельный и интересный (и, надеюсь, практически полезный) разговор.
Л.Ц.: И Вам спасибо, Александр, за интересные и весьма продуманные вопросы. Надеюсь, до скорой встречи!


Начинаем работать и зарабатывать с FOTOLIA







Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера интервью ИНТЕРВЬЮ С ЛЮБОВЬЮ. O FOTOLIA, ТРУДОЛЮБИИ, СТРАСТИ, ВЕЗЕНИИ, СПРАВЕДЛИВОСТИ И ЗАНАЧКЕ НА ЧЁРНЫЙ ДЕНЬ

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!