Выставочный проект RUSSIAN DESIGN PAVILION, представляющий за рубежом новый русский дизайн, впервые был показан в Китае. Усилиями агентств Creativirus и Profi2profit в сотрудничестве с кураторами Евгенией Новгородовой и Пейпей Хан RDP стал заметным событием Пекинской Недели Дизайна: попал в ТОП-10 самых интересных выставок Beijing Design Week по мнению китайских СМИ и в в 6-ку MUST SEE от Time Out Beijing. Участниками выставки стали талантливые российские дизайнеры: Анна Малякина, , Екатерина Елизарова, Тарас Желтышев и Алекс Петунин.
design-union: Выставочный проект «RUSSIAN DESIGN PAVILION» за свою недолгую историю узнали в Европе, в самой России, а вот теперь и в Азии. Насколько мы знаем, это первое подобное «русское» событие в северной столице Китая?
Евгения Новгородова
Евгения Новгородова: На сегодняшний день Beijing Design Week — это самое масштабное и авторитетное мероприятие в области дизайна в Китае, в котором участвуют дизайнеры со всего мира. Начиная с 2009 года, организаторам недели дизайна, среди которых Министерство образования КНР, Министерство культуры КНР, Министерство науки и технологий КНР, муниципалитет города Пекина, удалось привлечь к участию многих звезд мирового дизайна, известные дизайнерские бренды и ведущие дизайн-медиа.
Российские дизайнеры впервые показывают свои проекты на Пекинской Неделе Дизайна в этом году в рамках выставки 'RUSSIAN DESIGN PAVILION: Beijing edition'. Выставка организована агентствами Creativirus и Profi2profit в сотрудничестве с кураторами Пейпей Хан и мною и пройдет в новом креативном районе Пекине — Дашилар. В прошлом году Пейпей Хан и я курировали ретроспективную выставку "Common Objects: Soviet and Chinese Design 1950-1980's", организованную совместно с Московским Музеем Дизайна. Выставка вызвала огромный интерес и по итогам недели дизайна 2013 была названа одним из главных и значимых ее мероприятий. Именно тогда и зародилась идея представить в Пекине в 2014 году работы современных российских дизайнеров.
RDP (Анастасия Крылова & Мария Твардовская): Да, мы не только впервые представляем объекты современного российского промдизайна, но и планируем серьезную деловую программу по обмену опытом между китайскими и отечественными дизайнерами в сотрудничестве с лучшим вузом Китая и при поддержке Российского Культурного Центра. Самоопределение и поиски российского дизайна, который начался формироваться 10 лет назад, являются главным мотором для организации подобных проектов. Чтобы дать определение, что такое "российский дизайн" и бренд Made and created in Russia, мы должны взглянуть на себя через призму иностранной публики в контексте международного дизайн-сообщества. До этого мы делали проекты в рамках Florence Design Week, 100% Design London и на FuoriSalone в Милане, где получили ценные отзывы европейской публики и важный профессиональный опыт.
DU: почему для этой выставки был выбран Пекин, а не Гонконг или Шанхай?
Е.Н.: Постоянно слежу за событиями и выставками из области дизайна, которые проходят в Китае. И могу с уверенностью сказать, что ни в одном из других китайских мегаполисов нет аналога Пекинской Недели Дизайна по масштабу, числу участников и посетителей, как местных, так и специально приезжающих каждый год из разных стран, количеству публикаций. Достаточно просто зайти на сайт Beijing Design Week и просмотреть программу выставок и мероприятий этого года, которая поражает не только количеством мероприятий, но и разнообразием.
В Шанхае, пожалуй, наиболее значимые дизайн-события — фестиваль Get It Louder, который несколько лет назад инициировал известный китайский куратор и режиссер Ou Ning, и Design Shanghai, в Гонконге — дизайн-фестиваль Detour и Business of Design Week. Но пока ни одно из этих из событий не может соперничать с BJDW.
Анастасия Крылова
RDP: После 100% Design London нам предлагали участвовать в 100% Design Shanghai, но для любой выставки нужны ресурсы, на тот момент у нас их не было. Мы являемся независимым коммерческим проектом и все еще ищем инвестиции для расширения международной деятельности в области креативных индустрий. На последней выставке в Милане мы познакомились с куратором Евгенией Новгородовой, которая пришла посмотреть наш стенд. У нас не было опыта работы с Азией, более того многие дизайнеры опасаются ехать в Китай, так как боятся, что их дизайн украдут и размножат. Евгения рассказала про свой прошлогодний проект, о котором мы были наслышаны, во время BJDW 2013 с нашими общими знакомыми — Московским Музеем Дизайна и предложила объединить усилия на Пекинской Неделе Дизайна 2014.
Мы решили рискнуть и делаем небольшую экспозицию с качественно иным походом. Также наша команда сотрудничала с Иннопромом, крупнейшей промышленной выставкой России, туда мы приглашали преподавателя из Академии Искусств и Дизайна Университета Цинхуа в Пекине для проведения мастер-класса на площадке Global Industrial Design Forum. А сейчас в рамках уже пекинского проекта RDP делаем открытую дискуссию с этим профессором, нашими участниками и китайскими студентами о карьерных возможностях дизайнеров в наших странах.
Гонконг и/или Шанхай впереди. Нас привлекают разные площадки, так как недели дизайна проходят во многих городах, мы стараемся выбирать стратегически важные направления, которые будут полезны прежде всего дизайнерам для их роста и продвижения. В Пекине мы нашли единомышленников в лице Евгении и Пейпей и надеемся, что у нас получится яркая экспозиция, познавательная программа мероприятий, и все участники останутся довольными результатами выставки.
DU: Кто участвует от нашей страны в этой выставке? Каким образом проводился отбор кандидатов?
RDP: В связи с тем, что проект у нас коммерческий без поддержки государства или спонсоров, у нас небольшое количество участников. Это те дизайнеры, которые прежде всего уверены в качестве своей продукции и готовы конкурировать на мировом уровне. Они готовы вкладывать деньги в развитие собственного бренда, а также у них есть интересы к азиатскому рынку. Есть другая категория участников, нацеленных на Европу, где устоявшийся рынок дизайна, значимых выставок и авторитетных изданий, публикация в которых очень важна любому дизайнеру. Мы сейчас знакомимся с Азией и здесь сейчас для дизайнеров важнее, наверное, будет не столько PR, сколько понимание производственных процессов и возможности взаимодействия с азиатским рынком. Среди наших участников дизайнеры из разных городов России: Алекс Петунин из культурной столицы — Санкт-Петербурга, Екатерина Елизарова из промышленной столицы — Екатеринбурга, Тарас Желтышев из научной столицы — Томска и работающая в Китае русский дизайнер Анна Малякина.
Е.Н.: С точки зрения кураторов, данная выставка — это интереснейший эксперимент и опыт работы с перспективными дизайнерами из России, которые готовы заявить о себе на рынке Китая. Соответственно, перед нами стояла задача сделать этот первый шаг максимально уверенным и запоминающимся. Ведь все участники проекта по сути дела первооткрыватели, так как, к сожалению, пока о дизайнерах и архитекторах из России почти никто в Китае не слышал. И если еще совсем недавно мы мало что могли предложить из серии Designed in Russia, то сейчас появляется все больше и больше российских дизайнеров и брендов, действительно работающих на мировом уровне.
Мария Твардовская
DU: Расскажите об агентствах, которые организуют выставку — это российские или китайские компании?
RDP: Эту выставку организовывали фактически 4 человека. Как мы упоминали выше, это наши замечательные кураторы Евгения Новгородова и ее коллега Пейпей Хан, обе живут в Пекине и работают над международными проектами в области дизайна и искусства. А также Анастасия Крылова и Мария Твардовская — основатели Russian Design Pavilion. Анастасия Крылова — искусствовед, независимый куратор и дизайн-критик, обладатель спецпремии Federculture (Рим, Италия) за вклад в развитие российско-итальянских проектов в области современного искусства, с 2010 года руководит европейской платформой для сотрудничества в области культуры Creativirus.
Мария Твардовская уже пятнадцать лет работает в области международного образования, независимый консультант по обучению за рубежом, с 2005 года занимается дизайн-образованием, глава проекта Profi2profit. В 2012 году Анастасия и Мария объединили свои усилия в проекте креативного маркетинга RDP, на их счету 5 выставок русских промышленных дизайнеров за рубежом, издание книги на английском языке RUB DESIGN book с концептами проектов отечественных дизайнеров для производства, а также премия Silver A' Design Award номинации "Организация мероприятий в области дизайна".
DU: Какие планы на будущее? Планируются ли еще другие подобные выставки?
RDP: В данный момент мы сосредоточены на подготовке и успешном проведении RDP: Beijing Edition, после которой в октябре будет Salone Satellite Moscow, где мы планируем сделать презентацию об итогах пекинской выставки и нашем издательском проекте RUB DESIGN book. В любом случае мы бы хотели продолжать сотрудничество с нашими кураторами и участниками павильона.
Е.Н.: Со своей стороны мы уверены в продолжении сотрудничества с Beijing Design Week. Опыт нашего успешного участия в прошлом году показал, что дизайн из России вызывает огромный интерес со стороны не только китайской аудитории, но и иностранных специалистов из области дизайна. Надеемся, что объекты, которые наши дизайнеры представят в этом году, впечатлят и запомнятся. Это важно и необходимо для построения дальнейшей работы с Китаем.
Пейпей Хан
DU: Если можно пару слов о кураторах.
Е.Н.: Мы очень давно дружим с Пейпей Хан и часто вместе посещаем арт и дизайн-выставки в Пекине, где, как вы знаете, очень насыщенная культурная жизнь. Постепенно мы обнаружили, что во многом наши вкусы совпадают. Четыре года назад Пейпей отправилась в Лондон, а я — в Гонконг для обучения по магистерской программе Master of Arts, и, вернувшись после окончания учебы в Пекин, мы начали работать вместе как независимые кураторы, организуя выставки современного искусства и дизайна.
Наше совместное портфолио растет, и в то же время каждая из нас параллельно занимается развитием собственных проектов, публикует статьи в китайских и международных арт-изданиях. Конечно же, наша сильная сторона в работе между Россией и Китаем. Выставка Russian Design Pavilion: Beijing edition — один из ярких примеров объединения наших усилий.