авторы компании
Хитов:
395
Хитов:
6808
Графический дизайн
Хитов:
6131
Графический дизайн

 


С ЮБИЛЕЕМ, РУССО-БАЛТ!

Сергей Дужников
08.06.2009

...Двигатель завёлся с полуоборота, инженер Жюльен Поттери нажал на газ,
автомобиль медленно выехал из цеха Русско-Балтийского вагонного завода
и фотограф торжественно запечатлел этот момент на дегерротип.
Случилось это 26 мая 1909 года (8 июня по новому стилю), т.е. ровно 100 лет назад...

-_copy

Руссо-Балт был первым настоящим русским автомобилем, хотя первый "моторный экипаж" построили Е.А. Яковлев и П.А. Фрезе в С-Петербурге ещё в 1896 году.
Однако, именно на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге впервые было создано своё промышленное производство.
Идея производства автомобилей была предложена Правлению вагонного завода М.В. Шидловским в 1907 году, а уже в 1908 был создан "отдел автомобилей" под руководством инженера И.А. Фрязиновского. Капиталы на развитие автомобильного дела не жалели. Для производства закупили самое современное оборудование,
построили новый цех, организовали проектный отдел (с немалым, даже по сегодняшним меркам, штатом 10 инженеров), при котором были свои механическая и испытательная лаборатории.

Для характеристики автомобиля хотелось бы отметить некоторые ключевые моменты:

1. Руссо-Балт, в отличие от распространённого в советское время мифа, не был автомобилем, как сказали бы сегодня, "отвёрточной сборки". Капитан П.Н. Секретёв, в конце 1910 года командированный от военного ведомства на Русско-Балтийский завод на предмет заказа для армии, в рапорте писал: "Представляя при сём отчёт по оборудованию Русско-Балтийского завода, доношу, что завод все части автомобиля делает самостоятельно, за исключением манометра, радиатора и магнето".
Сегодня о таком можно только мечтать!

2. По конструкции автомобиль нисколько не уступал зарубежным аналогам, критерием чего можно считать победы в пробегах СПб-Рим (1910), СПб-Монако (1912), СПб - Северная Африка - Париж (1913) и, конечно, то, что заказчиком автомобиля с 1910 года была Российская армия (кстати, дорожный просвет у машины был 260 мм., а у самого известного "советского джипа" ГАЗ-69 он 220 мм). Здесь опробовались самые передовые изобретения, например система полугусеничного резинового хода, в 1913 году специально для Руссо-Балта разработанная французским подданным А.Кегрессом (а в 20-е годы удачно продавшим её Ситроену, см ниже рисунок А.Н. Захарова).

-_copy_copy

3. Объем производства, по сегодняшним меркам, может показаться небольшим, около 350 машин (в 1913 году). Но в том же году "Ауди" выпустил 216 машин, "Альфа-Ромео" 205, а "Бугатти" - всего 150!  

4. "Дизайн" Руссо-Балта смотрелся нисколько не хуже его собратьев - даже если сравнить его с "задававшим стиль" Роллс-Ройсом 1912 года. А по сравнению "Жестянкой Лиззи" - Фордом "Т", самым массовым автомобилем того времени, выпускавшимся аж до середины 20-х годов, то он просто произведение искусства!   
Хотя, конечно, профессии "промышленный дизайнер" тогда не существовало - она входила в задачи инженера (трансформацию профессии очень чётко "отследил" русский язык: "инженер", "инженер-конструктор", "художник-конструктор" и, наконец, "промышленный дизайнер").

Всё-таки в России было оно, своё автомобильное производство...
А, может быть, ещё будет?
Со столетием тебя, Руссо-Балт!

Сергей Дужников 





Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера библиотека С ЮБИЛЕЕМ, РУССО-БАЛТ!

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!