|
TOM DIXON. Я ДЕЛАЛ ВЕЩИ ТОЛЬКО РАДИ УДОВОЛЬСТВИЯ
Том Диксон (Tom Dixon) стал дизайнером случайно. Попав в аварию, он восстанавливал здоровье и маялся от обилия свободного времени. Пытаясь восстановить свой убитый мотоцикл, он открыл для себя сварку. Технике сварки он обучался (всего лишь один урок!) у приятеля. Так начинал дизайнер Том Диксон, создававший арт-объекты из железяк, найденных на свалке. Сегодня Диксон — креативный директор HABITAT и арт-директор и совладелец ARTEK, сумевший совместить в своей карьере арт, дизайн и коммерческую успешность.
Funkapolitan Том Диксон родился в 1959 году в Сфаксе — крупном промышленном городе на восточном побережье Туниса. В возрасте 4-х лет вместе с родителями переезжает в Лондон. Некоторое время Том посещает художественную школу в Челси. Точку на увлечении живописью поставила мотоциклетная авария, приковавшая его на 3 месяца к больничной койке. После выздоровления к занятиям живописью он уже не вернётся. Зато проявит музыкальные способности и станет бас-гитаристом группы Funkapolitan, с которой будет колесить по ночным клубам с выступлениями. Позже он даже примет участие в записи музыкального альбома в студии Джимми Хендрикса в Нью-Йорке. Тогда же к нему приходит новое увлечение — эксперименты с металлоломом, из которого с помощью сварочного аппарата он создаёт скульптуры. Диксон работает без эскизов, используя в качестве материалов строительную арматуру, останки автомобильных корпусов и другую металлическую утварь. «Я был немедленно пленён сваркой… загипнотизирован тонкой ниткой расплавленного металла, которую я разглядывал через затемнённые очки. Мгновенная сварка металлических деталей не имела отношения к серьёзности ремесла или к помпезности дизайна: это была индустриальная стихия. Это полностью соответствовало моей нетерпеливости, позволяя мне создавать, разрушать, приспосабливать и переделывать конструкции моментально. Лондон в это время был всё ещё полон металлолома, кузова самосвалов были до верха завалены обломками, каждый из которых представлялся мне потенциальной спинкой стула или ножкой стола. Не сдерживаемый материальными проблемами (у меня была ночная работа) или формальным обучением, я делал вещи только ради удовольствия. Лишь когда люди начали покупать это, я понял, что открыл новую форму алхимии. Я превращал кусок металла в золото». Creative Salvage
Вскоре новая авария, в которой Том ломает руку, закрывает перед ним дорогу к карьере профессионального музыканта, и он целиком переключается на создание своих арт-объектов. Обе аварии были поворотными моментами в его жизни: « …первая авария закончила моё кратковременное обучение в художественной школе… вторая закончила мою карьеру музыканта. Обе были мотоциклетными авариями, обе толкнули меня к новому виду деятельности и дали мне время на осознание моего дальнейшего пути». В 1984 году вместе с друзьями Том устраивает первую выставку-продажу своих работ, которые идут на «ура». Окрылённый успехом, Диксон уже на следующий год основывает собственную мастерскую Creative Salvage (Творческий утиль), которой в 1994 году изменит название на Space. Мастерская занимается производством эксклюзивных предметов мебели и освещения, выпуская их ограниченным тиражом. Диксон начинает показывать свою продукцию в галереях Лондона, Парижа, а в 1989 году выходит на выставочные подмостки Милана.
Cappellini Kitchen chair (1987), сделанный из сковород и ковшей и S chair (1988) привлекают внимание любителей и профессионалов, среди которых оказался Джулио Каппеллини (Giulio Cappellini) — глава итальянской мебельной фабрики Cappellini, известный своим чутьём на новейшие модные тенденции.
Встреча с Каппеллини открыла перед Диксоном путь в мир профессионального дизайна. С 1989 года фабрика Каппеллини начинает производить S chair, который в тот же год пополнил коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Также на фабрике Cappellini был создан шезлонг Bird, стулья Crown, Pylon, Bird2 и другие предметы, разработанные Томом Диксоном.
Верный себе, дизайнер экспериментирует с металлом: например, стул Pylon (1989) скорее похож на скульптуру, из множества стальных прутьев, вручную приваренных друг к другу.
В течение 90-х работы Диксона становятся менее ремесленными, и всё более рафинированными, интерес дизайнера привлекает пластмасса. Наиболее значительные работы этого периода — мебель для Cappellini. EUROLOUNGE В 1994 году Диксон основал компанию EUROLOUNGE, чтобы производить собственную продукцию. И первым продуктом, выпущенным компанией и имевшим колоссальный успех, стал светильник Jack light или, как говорит сам дизайнер “sitting, stacking, lighting thing”.
Это многофункциональная вещь из пигментированного полиэтилена. Его геометрически правильная форма органически вписывается практически в любой интерьер. Jack Light получил Millennium Mark Award в 1997 году и вскоре пополнил экспозиции Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Музея современного искусства в Сан-Франциско.
НABITAT Назначение Тома Диксона арт-директором HABITAT в 1998 году было воспринято многими неоднозначно. Казалось, для дизайнера, всегда работавшего только на себя, и не ориентирующегося в корпоративной культуре, должность арт-директора не по зубам. Однако, Диксон быстро вывел компанию из кризиса и завоевал авторитет, став в 2001 году её креативным директором. Компания HABITAT, основанная Теренсом Конраном (Terence Conran), обладавшая, возможно, наибольшим влиянием на развитие дизайна в Великобритании, позже сошла со своего пути. Руководство Тома Диксона пошло ей на пользу, что не осталось незамеченным: в 2004 году он будет приглашён в качестве арт-директора в компанию ARTEK.
ARTEK Парадоксально, но Диксону удаётся занимая два немаленьких поста в гигантских компаниях, по-прежнему запускать проекты как независимый дизайнер, создавая дизайн для множества европейских производителей. Не забывает и себя — в 2001 он создаёт компанию имени себя, успешно выпускающий под собственным брендом предметы мебели и света. Являясь совладельцем ARTEK — крупного финского производителя мебели, основанного ещё Алваром Аалто в 1934 году, он был назначен её арт-директором в 2004 году. По мнению дизайнера: «Artek – это, возможно, единственная компания, оставшаяся в неизменном виде с эпохи модернизма. Она имеет богатое культурное и историческое наследие и уникальное положение в финском обществе». Свою миссию Диксон видит в обновлении компании, возрождении её былого значения.
У Тома Диксона есть и социальная нагрузка — он является руководителем фонда Bombay Sapphire, постоянного спонсора новаторских идей в области дизайна и организатора конкурса бокалов BOMBAY SAPPHIRE DESIGNER GLASS COMPETITION.
При поддержке фонда было создано одно из самых «крупных» произведений Диксона – 45-метровый Bombay Sapphire Stretch sofa – самый длинный в мире диван, который был выставлен в Миланском аэропорту в дни Миланского Мебельного Салона.
Говоря о своём творчестве, Том Диксон приводит слова своего коллеги — итальянского дизайнера Фабио Новембре (Fabio Novembre): — «Добрый друг однажды назвал меня «позвоночным дизайнером. Это означает, что я проектирую от костей и действительно не интересуюсь поверхностью». Диксон говорит, что если бы не стал дизайнером, то скорее был бы гражданским инженером, так как его « …больше интересует изобретательство, проектирование и маркетинг, чем дизайн, как таковой». Диксон не забронзовел и не растратил задор первооткрывателя — в мире есть много вещей, к созданию которых он хотел бы приложить руки и голову. «Здания и мосты, мотоциклы и аэропланы, часы и мобильные телефоны, подводные города и станции, работающие на энергии приливов и отливов, мода и багажные сумки… и все остальное, над чем мне не пришлось работать раньше», — говорит Том Диксон.
|