авторы компании

 


TOM DIXON. Я ДЕЛАЛ ВЕЩИ ТОЛЬКО РАДИ УДОВОЛЬСТВИЯ

Веб-резиденция профессионального дизайна
07.09.2011

Том Диксон (Tom Dixon) стал дизайнером случайно. Попав в аварию, он восстанавливал здоровье и маялся от обилия свободного времени. Пытаясь восстановить свой убитый мотоцикл, он открыл для себя сварку. Технике сварки он обучался (всего лишь один урок!) у приятеля. Так начинал дизайнер Том Диксон, создававший арт-объекты из железяк, найденных на свалке. Сегодня Диксон — креативный директор HABITAT и арт-директор и совладелец ARTEK, сумевший совместить в своей карьере арт, дизайн и коммерческую успешность.

Tom_Dixon_Portrait

Funkapolitan

Том Диксон родился в 1959 году в Сфаксе — крупном промышленном городе на восточном побережье Туниса. В возрасте 4-х лет вместе с родителями переезжает в Лондон. Некоторое время Том посещает художественную школу в Челси. Точку на увлечении живописью поставила мотоциклетная авария, приковавшая его на 3 месяца к больничной койке. После выздоровления к занятиям живописью он уже не вернётся. Зато проявит музыкальные способности и станет бас-гитаристом группы Funkapolitan, с которой будет колесить по ночным клубам с выступлениями. Позже он даже примет участие в записи музыкального альбома в студии Джимми Хендрикса в Нью-Йорке. Тогда же к нему приходит новое увлечение — эксперименты с металлоломом, из которого с помощью сварочного аппарата он создаёт скульптуры. Диксон работает без эскизов, используя в качестве материалов строительную арматуру, останки автомобильных корпусов и другую металлическую утварь. «Я был немедленно пленён сваркой… загипнотизирован тонкой ниткой расплавленного металла, которую я разглядывал через затемнённые очки. Мгновенная сварка металлических деталей не имела отношения к серьёзности ремесла или к помпезности дизайна: это была индустриальная стихия. Это полностью соответствовало моей нетерпеливости, позволяя мне создавать, разрушать, приспосабливать и переделывать конструкции моментально. Лондон в это время был всё ещё полон металлолома, кузова самосвалов были до верха завалены обломками, каждый из которых представлялся мне потенциальной спинкой стула или ножкой стола. Не сдерживаемый материальными проблемами (у меня была ночная работа) или формальным обучением, я делал вещи только ради удовольствия. Лишь когда люди начали покупать это, я понял, что открыл новую форму алхимии. Я превращал кусок металла в золото».

Creative Salvage

Вскоре новая авария, в которой Том ломает руку, закрывает перед ним дорогу к карьере профессионального музыканта, и он целиком переключается на создание своих арт-объектов. Обе аварии были поворотными моментами в его жизни: « …первая авария закончила моё кратковременное обучение в художественной школе… вторая закончила мою карьеру музыканта. Обе были мотоциклетными авариями, обе толкнули меня к новому виду деятельности и дали мне время на осознание моего дальнейшего пути».
Однако, музыка долго не отпускала от себя, Том подрабатывал управляющим в рэпперских клубах. Один из них, в Беркли, он и выкупил в один прекрасный день. Новая собственность требовала приложения усилий и Диксон вспомнил о своих дизайнерских навыках. Многое из оформления клуба нашло одобрение у публики. И Диксон решил запустить свои объекты в производство. «А дальше от славы было уже не уйти» — саркастически замечает дизайнер. Он никогда не сожалел о недостатке профессионального образования: — «Я могу совершать свои собственные ошибки и учиться на них, моё сознание не зашорено, я могу экспериментировать и не бояться, надо мной не будут довлеть тени великих и груз прошлого»

В 1984 году вместе с друзьями Том устраивает первую выставку-продажу своих работ, которые идут на «ура». Окрылённый успехом, Диксон уже на следующий год основывает собственную мастерскую Creative Salvage (Творческий утиль), которой в 1994 году изменит название на Space. Мастерская занимается производством эксклюзивных предметов мебели и освещения, выпуская их ограниченным тиражом. Диксон начинает показывать свою продукцию в галереях Лондона, Парижа, а в 1989 году выходит на выставочные подмостки Милана.

Tom_Dixon_Kitchen chair.
Kitchen chair

Cappellini

Kitchen chair (1987), сделанный из сковород и ковшей и S chair (1988) привлекают внимание любителей и профессионалов, среди которых оказался Джулио Каппеллини (Giulio Cappellini) — глава итальянской мебельной фабрики Cappellini, известный своим чутьём на новейшие модные тенденции.

Tom_Dixon_Schair
S chair

Tom_Dixon_Schair
S chair

Tom_Dixon_Schair
S chair

Встреча с Каппеллини открыла перед Диксоном путь в мир профессионального дизайна. С 1989 года фабрика Каппеллини начинает производить S chair, который в тот же год пополнил коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Tom Dixon_Bird
Bird Chaise Longue

Также на фабрике Cappellini был создан шезлонг Bird, стулья Crown, Pylon, Bird2 и другие предметы, разработанные Томом Диксоном.

Tom_Dixon_Pylon
Pylon

Верный себе, дизайнер экспериментирует с металлом: например, стул Pylon (1989) скорее похож на скульптуру, из множества стальных прутьев, вручную приваренных друг к другу.

Tom_Dixon_Pylon
Pylon

В течение 90-х работы Диксона становятся менее ремесленными, и всё более рафинированными, интерес дизайнера привлекает пластмасса. Наиболее значительные работы этого периода — мебель для Cappellini.

EUROLOUNGE

В 1994 году Диксон основал компанию EUROLOUNGE, чтобы производить собственную продукцию. И первым продуктом, выпущенным компанией и имевшим колоссальный успех, стал светильник Jack light или, как говорит сам дизайнер “sitting, stacking, lighting thing”.

Jack Light
JackLight

Tom_Dixon_JackLight
JackLight

Это многофункциональная вещь из пигментированного полиэтилена. Его геометрически правильная форма органически вписывается практически в любой интерьер. Jack Light получил Millennium Mark Award в 1997 году и вскоре пополнил экспозиции Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Музея современного искусства в Сан-Франциско.

Tom_Dixon_JackLight
JackLight

«Честно, я не могу припомнить, чтобы я когда-либо хотел стать дизайнером. Это постепенно пришло ко мне, поскольку я отклонил мысли о том, чтобы стать художником или ремесленником. Даже сегодня я предпочитаю идею быть промышленником. Ключевой момент, возможно, настал в миланском аэропорту в январе 1989, когда меня встретил шофёр из CAPPELLINI с табличкой, на которой было написано „Mr. Dixon“, в руках. До тех пор я не видел возможностей, которые даёт объединение дизайна и технологий. Не будет преувеличением сказать, что в тетчеровские восьмидесятые Англия был культурной пустыней. Промышленность переживала кризис и не считала целесообразным поддерживать возникающие идеи. Помощь, которую мы получали, конечно, была не от организаций типа совета по дизайну… Дифирамбы со стороны прессы ободряли, но это была не та помощь, в которой мы нуждались. К счастью это был англофил Джулио Каппелини, который обеспечил производственные мощности и видение, которое открыло целую новую вселенную для меня и многих других. Достаточно сказать, что я всё ещё жду звонка от моего первого британского производителя».

Tom Dixon

НABITAT

Назначение Тома Диксона арт-директором HABITAT в 1998 году было воспринято многими неоднозначно. Казалось, для дизайнера, всегда работавшего только на себя, и не ориентирующегося в корпоративной культуре, должность арт-директора не по зубам. Однако, Диксон быстро вывел компанию из кризиса и завоевал авторитет, став в 2001 году её креативным директором. Компания HABITAT, основанная Теренсом Конраном (Terence Conran), обладавшая, возможно, наибольшим влиянием на развитие дизайна в Великобритании, позже сошла со своего пути. Руководство Тома Диксона пошло ей на пользу, что не осталось незамеченным: в 2004 году он будет приглашён в качестве арт-директора в компанию ARTEK.

«Мои друзья и знакомые были напуганы. Я ставил под угрозу свой творческий потенциал… Я должен был войти в душный мир корпоративной политики. Для меня, однако, это было всё равно, что иметь огромную коробку с игрушками… Все технологии производства в мире — от изготовления корзин до литья карнизов. Проектирование любых товаров для дома… от забавных игрушек до двухъярусных кроватей, сорок стран, 85 магазинов. Всё по доступным ценам! В Европе нет другой такой работы! Я перешёл от индивидуализма к промышленному производству внезапно».
В качестве арт-директора HABITAT Диксон сотрудничает с ведущими дизайнерами, выпуская новые версии зарекомендовавших себя предметов мебели от Вернера Пантона, Этторе Соттсасса и Робина Дея, а также продавая мебель от Ronan и Erwan Bouroullec, Инек Ханс и Марка Нюсона.

Tom_Dixon_Beat lights
Beat’ lights

Tom_Dixon_Pendant Lamp
Beat’ lights
 


Tom Dixon
Etch

Tom_Dixon_Bone
Bone

Tom_Dixon_Flamecut Series Chair.jpg
Flamecut Series Chair

Tom_Dixon_Fun Chair
Fun Chair

Tom_Dixon_Link-Easy-Chair
Link-Easy Chair
 

Tom_Dixon_Peg Chair
Mesh

Tom_Dixon_Peg chair
Peg chair.

 ARTEK

Парадоксально, но Диксону удаётся занимая два немаленьких поста в гигантских компаниях, по-прежнему запускать проекты как независимый дизайнер, создавая дизайн для множества европейских производителей. Не забывает и себя — в 2001 он создаёт компанию имени себя, успешно выпускающий под собственным брендом предметы мебели и света. Являясь совладельцем ARTEK — крупного финского производителя мебели, основанного ещё Алваром Аалто в 1934 году, он был назначен её арт-директором в 2004 году. По мнению дизайнера: «Artek – это, возможно, единственная компания, оставшаяся в неизменном виде с эпохи модернизма. Она имеет богатое культурное и историческое наследие и уникальное положение в финском обществе». Свою миссию Диксон видит в обновлении компании, возрождении её былого значения.

Tom_Dixon_Portrait

У Тома Диксона есть и социальная нагрузка — он является руководителем фонда Bombay Sapphire, постоянного спонсора новаторских идей в области дизайна и организатора конкурса бокалов BOMBAY SAPPHIRE DESIGNER GLASS COMPETITION.

Tom_Dixon_Bombay Sapphire sofa
Bombay Sapphire sofa

При поддержке фонда было создано одно из самых «крупных» произведений Диксона – 45-метровый Bombay Sapphire Stretch sofa – самый длинный в мире диван, который был выставлен в Миланском аэропорту в дни Миланского Мебельного Салона.

Tom_Dixon_Slab Chair in Natura
Slab Chair

Tom_Dixon_Fresh Fat Collection
Fresh Fat Collection

Tom_Dixon_Wingback armchai
Wingback armchai

Tom_Dixon_Wingback armchair-Sofa.jpg
Wingback armchair & Sofa.

 Говоря о своём творчестве, Том Диксон приводит слова своего коллеги — итальянского дизайнера Фабио Новембре (Fabio Novembre): — «Добрый друг однажды назвал меня «позвоночным дизайнером. Это означает, что я проектирую от костей и действительно не интересуюсь поверхностью». Диксон говорит, что если бы не стал дизайнером, то скорее был бы гражданским инженером, так как его « …больше интересует изобретательство, проектирование и маркетинг, чем дизайн, как таковой».

 Диксон не забронзовел и не растратил задор первооткрывателя — в мире есть много вещей, к созданию которых он хотел бы приложить руки и голову. «Здания и мосты, мотоциклы и аэропланы, часы и мобильные телефоны, подводные города и станции, работающие на энергии приливов и отливов, мода и багажные сумки… и все остальное, над чем мне не пришлось работать раньше», — говорит Том Диксон. 

Tom Dixon


Сайт: www.tomdixon.net





Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера имена TOM DIXON. Я ДЕЛАЛ ВЕЩИ ТОЛЬКО РАДИ УДОВОЛЬСТВИЯ

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!