|
ANISH KAPOOR. БОДХИСАТВА ПАБЛИК-АРТА
Эксперты, ориентирующиеся в сумрачных лабиринтах современного искусства, дружно называют Аниша Капура (Anish Capoor) мастером, входящим в число наиболее выдающихся деятелей современного искусства. Откуда такое единодушие, кто же такой Капур и чем он заслужил столь громкий титул? Давайте посмотрим.
НОВАЯ БРИТАНСКАЯ Капур родился в Бомбее (сегодня это — Мумбаи ) в Индии, 12 марта 1954 года в семье иммигрантки из Багдада, еврейского происхождения и гидрографа ВМС Индии из панджаби, выходца из региона Пенджаба. Первое свое образование он получил в The Doon School в Dehra Dun. В 1971 году, Аниш с одним из своих братьев отправился в Израиль, где до 1973 года жил в кибуце, а затем отправился в Лондон изучать искусство. Сначала в Hornsey College of Art (Университет Мидлсекс), затем в Сhelsea School of Art and Design. В начале 1980-х Капур стал известен как один из членов группы «Новая британская скульптура».
Anish Kapoor, To Reflect an Intimate Part of the Red, 1981 Начав выставляться в рамках «Новой британской скульптуры» наряду с другими скульпторами — Тони Крэггом/Tony Kreggom / и Ричардом Диаконом/ Richard Diakonom/, Капур открывает свою первую персональную выставку в Париже, в 1980 году.
В ПОИСКЕ ИЛЛЮЗИЙ В течение следующего десятилетия Капур не устает искать все новые выразительные возможности и решается на ещё более амбициозные и рискованные манипуляции с формой, фактурой и пространством. Он создаёт ряд крупных произведений, каждое из которых является очередным экспериментом. В 1999 году «из под пера» мастера появляется «Taratantara»— произведение, первоначально экспонировавшееся в Baltic Center of the Modern art в Гейтсхеде, Англия.
Позже этот монументальный проект установили на Piazza del Plebiscito, в Неаполе. Модульная структура, собранная из стальных труб, с двумя вертикальными доминантами — 30-ти метровыми башнями, держит внушительных размеров объект, более всего напоминающий соединенные друг с другом громкоговорители времен Второй Мировой Войны. Эта причудливая форма образована вантовой системой, обтянутой красным ПВХ латексом. Эта «Communication tube» будто материализует визуальный контакт между Королевским Дворцом и базиликой Св. Фрэнсиса Паолы.
В 2001, в Playhouse в Ноттингеме было установлено «Небесное Зеркало» (Sky Mirror), отражающее небо и окружающее пространство. Сотрудничество с театром началось еще в 1995 году и достигло своей кульминации с установкой сооружения, которое неповторимо изменило среду вокруг театра и создало ему новую идентичность.
В 2002 скульптор создает «Марсий» (Marsyas) — гигантскую конструкцию из стали и красного ПВХ латекса, занимающую из конца в конец Турбинный зал Галереи Тейт-Модерн (Tate Modern's turbine hall — 320 м2), за что автор получил премию Unilever .
Яркие локальные цвета вообще характерны для объектов Капура. Либо активный яркий цвет, либо, напротив, отсутствие цвета, когда на первый план выходит фактура, преимущественно зеркальная, игровая, отражающая и преображающая мир вокруг объекта. Реже встречается сочетание этих двух принципов оформления в одном объекте.
Гигантская игрушка, оброненная неведомым младенцем, неизменно привлекает к себе толпы туристов, без устали клацающих затворами фотоаппаратов. Ироничный объект, более всего напоминающий своими формами хрестоматийный, любимый голливудскими копами пончик, вобрал в себя небоскребы даунтауна Чикаго, береговую линию, бегущие облака и снующую вокруг публику.
Осенью 2006 еще одно «Небесное зеркало» (Sky Mirror), было открыто в Rockefeller Center в Нью-Йорке. Эта работа, в числе трех других зеркальных скульптур была позже выставлена в Kensington Gardens в 2010 году в рамках шоу Turning the World Upside Down.
Anish Kapoor, Svayambh, 2009, at Royal Academy of Arts, London
В 2008 году Капур создал скульптуру Memory для Фонда Гуггенхайма в Берлине и Нью-Йорке. C самого начала своей карьеры он расширяет игровое поле и язык современной скульптуры исследованиями материала, цвета, масштаба, пространства, контекста. Memory — ещё один важный этап в этих исканиях: заполняя собой все пространство, 24 тонная «Память» «ломает» своим масштабом, как музейную архитектуру, так и общепринятые представления об экспозиции. Зрителю навязывается иная коммуникация, когда объект в силу своего размера воспринимается дискретно, оставляя огромное пространство для воображения и фантазий. Капур экспериментирует не только с размером и пространством, но и материалом, впервые применяя новый Cor-Ten steel. Составленная из 154 стальных Cor-Ten плиток, Memory достигает размеров в 14.5 x 9 x 4.5 метра.
Anish Kapoor with Salmon Rushdie, Blood Relations, 2006, Brighton Festival 2009
Anish Kapoor, Imagined Monochrome , Brighton Festival 2009
Anish Kapoor. Earth Cinema, Pollino national park, Italy, 2009 ПЕРВЫЙ СРЕДИ ЖИВЫХ В этом же 2009 году Капур получает приглашение сделать персональную выставку в Royal Academy of Arts в Лондоне, что является большой честью для художника — быть первым, чья выставка открывается при жизни.
Помимо ретроспективных работ на выставке были представлены его новые на тот период работы «Non-Object»,«Tall Tree And The Eye», его знаменитый перфоманс «Shooting into the Corner», и ранние малоизвестные работы «зеркальной серии» из нержавеющей стали, а также скульптуры из цемента. Anish Kapoor. Tall Tree And The Eye, Royal Academy of Arts, London. 2009 Скульптура «Высокое Дерево и Глаз», состоящая из 76 зеркальных шаров, вдохновлена стихами немецкого поэта Рэйнера Марии Рильке. «Это — соединение изображений, которые я всегда любил в его Сонетах Орфею, и эта работа, в некотором смысле глаз, который бесконечно отражает окружение», — сказал Капур. 15-ти метровое сооружение будто дает зрителю ощущение невесомости, когда тот смотрит на эти бесконечно множащиеся миры снизу. В этом есть нечто магическое, но не только бесконечные рекурсивные отображения, но и то, как это вообще было поднято и смонтировано. Чтобы окончательно всех запутать, Капур сказал: — «Объект с таким формообразованием неизбежно порождает ассоциации с ДНК, но это про другое»
Перфоманс «Стрельба в угол», ранее показанный в венском MAK (Austrian Museum of Applied Arts) в январе 2009 года, возможно, наиболее яркий пример «психоаналитической» скульптуры Капура. Метафора войны, уничтожающей все живое, представлена пушкой, которая извергает из себя не снаряды, а сразу мертвую плоть, роль которой, как и в других «восковых» произведениях выполняет красный воск, стекающий по белоснежным стенам и полу кровавыми ошмётками. Менее чем за три месяца выставку в Королевской Академии посетило более 275 000 зрителей. Это стало настоящим триумфом и наиболее успешной прижизненной выставкой художника, когда-либо жившего в Лондоне.
При всем многообразии экспериментов с формой, мастер все же отдает предпочтение геометрии — его скульптуры можно назвать дизайнерскими, имея в виду не только и не столько, собственно, форму, сколько назначение объекта, который вступает в активную коммуникацию со зрителем. Более того, зритель изначально является частью концепции, участником игрового поля, которое создают объекты Капура. Многие его скульптуры исследуют такие философские понятия, как земля и небо, материя и дух, видимое и невидимое, сознательное и бессознательное, приглашая зрителя включиться в совместное исследование тайн и иллюзий, рождающихся непосредственно в момент созерцания. Его работы по-настоящему интерактивны: будучи формально статичными, они преображают и интерпретируют, захватывая в свое пространство окружающий мир с архитектурой, людьми и облаками.
. В 2010 году Аниш Капур создает скульптуру, продолжающую его знаменитую серию «Переворачивая мир вверх дном» (Turning the World Upside Down), которая была установлена в Israel Museum в Иерусалиме. Скульптура напоминает «...16-футовые песочные часы из полированной стали, меняющие местами небо и землю Иерусалима, что, по идее автора, должно символизировать двойственность города, сочетающего небесное и земное, святое и обыденное...».
Anish Kapoor, The national gallery of the modern art in New Delhi, New Delhi 2010–2011
Anish Kapoor with Sonia Gandhi. New Delhi 2010
В Мумбаи выставка прошла в павильонах киностудии Mehboob, где в одном пространстве были собраны самые известные «зеркальные» объекты Капура и работы из красного воска, включая перфоманс «Стрельба в Угол»
Anish Kapoor. Tememos, Middlehaven Dock, Middlesbrough, Northern Yorkshire, 2010
МЕЖДУ СКУЛЬПТУРОЙ И АРХИТЕКТУРОЙ
Экспозицию «Левиафан» Капур посвятил китайскому художнику Ай Вэйвэю, арестованному властями Китая за правозащитную деятельность. Более того, он предложил в знак протеста закрыть все музеи и галереи мира на один день.
Также в 2011 году, Капур выставляет инсталляцию Dirty Corner в Милане на Fabbrica del Vapore. Полностью занимающая пространство «Cathedral», сооружение состоит из огромного количества стали, достигая 60 метров в длину и 8 метров в высоту.
Вход в туннель Dirty Corner сделан в форме «Рога Изобилия», позволяющий посетителям войти внутрь. Провигаясь внутрь объекта и удаляясь от входа, зритель постепенно начинает терять свое восприятие пространства, так как становится все темнее и темнее, вплоть до полного мрака. Это заставляет людей использовать свои другие чувства, помогающие им пермещаться в этом пространстве, сформированным цилиндрическими поверхностями. Во время работы выставки, пространство возле этой работы при помощи специального механического устройства постепенно покрывалось землей, общий объем которой составил около 160 кубометров, образуя гору грязи, что создавало ощущение непрерывной работы туннеля. Anish Kapoor. Ark Nova, A project by Lucerne Festival and Kajimoto, architecture by Arata Isozaki, 2011
На протяжении всей своей карьеры, Капур активно работает с архитекторами и инженерами. Он утверждает, что его проекты не являются ни скульптурой, ни архитектурой в чистом виде. В сотрудничестве с архитектором Арата Исодзаки (Arata Isozaki) он спроектировал концертный зал, получивший почти библейское название Ark Nova, т.е. «Новый Ковчег». Идея проекта — принести в разрушенные землетрясением и цунами районы Японии элементы нормальной человеческой жизни.
В апреле 2011, в Лондоне закончились монтажные работы по возведению башни Arcelor Mittal Orbit, построенной специально к Олимпийским играм 2012 года. Аниш Капур, всегда создававший объекты, не замыкаясь в рамках только скульптуры, произвел на свет в сотрудничестве с архитектором Сесиль Бальмонд (Sesile Balmond) сооружение, у которого есть все шансы стать новым символом британской столицы. 115-метровая башня взмывает ввысь закручивающимися стальными спиралями, выкрашенными в ярко-красный цвет. «Мы хотели бы, чтобы люди забыли о технике, конструкциях, материалах и попросту опробовали ее», — говорит Сесиль Бальмонд. Своим появлением на свет Arcelor Mittal Orbit обязана стальному магнату Лакшми Митталу, вложившего в этот проект 19 миллионов фунтов стерлингов, и вписавшего таким образом свое имя в историю Британской столицы.
Не все гладко обходится в сотрудничестве с другими участниками больших проектов. Так, при строительстве двух станций неаполитанского метро Monte Sant’Angelo и Triano возникли задержки. Эннио Кашетта, член совета регионального офиса для Транспортных средств, в интервью к газете Коррьере дель Мессохиорно заявил: — «Мы допустили ошибку. Если бы я знал, что наличие самого великого скульптора в мире вызовет трехлетнюю задержку, то я не сделал бы этого». Речь идет о вкладе Капура в сооружение станции — стальной петле, которая словно поглощает поток пассажиров, направляющихся к подземным платформам. Когда администрация Неаполя в 2003 году хотела назначить Капура главным ответственным за этот проект, художник был удивлен: — «Я — художник, а не архитектор! И не хочу быть архитектором — я действительно этого не делаю». Он пригласил архитекторов из London studio Future Systems сотрудничать с ним в этом проекте. О самой идее он говорит: — «В Париже или в Москве станции метро — это дворцы света, под землей. Я хотел сделать с точностью до наоборот: признать, что мы собираемся в подполье».
И НЕМНОГО ДИЗАЙНА
Более 10 лет мир не устает восторгаться ювелирными украшениями дома Bvlgari. И в очередной раз Аниш Капур показал новую грань своего таланта, став в 2010 году автором юбилейной коллекции Bvlgari. Капур — автор кольца из жёлтого золота, которое стало одним из самых успешных инновационных проектов бренда. Нетривиальное украшение пришлось по вкусу уверенным в себе женщинам, которые любят роскошь и хотят сделать свой
Серия состоит из колец , выполненных ив различных металлов и драгоценных камней, но одно из них выделяется тем, что представляет собой зеркальные скульптуры известного мастера, которые отражали небо и окружающее пространство, с одной поправкой — воспроизведенные в миниатюре из розового золота и полированной стали.
Anish Kapoor. Chateau Mouton Rothschild 2009. 2012
В 2011 году Капур спроектировал для итальянского кофейного бренда illy кофейный набор для уникальной коллекции чашек и блюдец Art Collection, которая уже не один год пополняется новыми работами известнейших фигур арт-элиты. Кофейный набор — оригинальная минискульптура от Аниша Капура, как и его большие работы обращается к миру оптических иллюзий. «Когда вы накрываете чашку, изнутри покрытую тонким слоем сплава с платиной, необычным блюдцем (тоже платиновым) с отверстием посередине, создается ощущение рассеянного света, и сложно понять, в каких измерениях он разлит, — описывается на официальном сайте illy.
СЛАВА И ДЕНЬГИ Аниш Капур представлял Великобританию на Венецианской биеннале в 1990 году, где ему была присуждена Premio Duemila; в следующем году он стал лауреатом Turner's awards. Капур был избран академиком Royal academy of arts в 1999 году и был удостоен почетными наградами и премиями London institute, University of Leeds в 1997, University Vulverhempton в 1999 и Royal institute of the British Architects в 2001. В октябре 2011 года Капур был награжден Praemium Imperiale в Токио. Anish Kapoor, Yellow, 1999, installed at the Royal Academy of Arts Работы Капура собирается и выставляются по всему миру: The Museum of Modern Art iв Нью-Йорке, Tate Modern в Лондоне, Fondazione Prada в Милане, Art gallery of the New Southern Wales, в Сиднее, Museum of Gugenhejma в Бильбао, Fund De Pont, в Нидерландах, The Museum of Modern Art в Стокгольме, Museum of the twenty first century и The Museum of Modern Art в Канадзава, Япония и Museum of Israel в Иерусалиме. Персональные выставки работ скульптора проходили в Tate Gallery и Hayward Gallery в Лондоне, Kunsthalle Basel в Швейцарии, National art museum of the queen of Sofia в Мадриде, The national gallery в Оттаве, The Museum of Modern Art в Бельгии, CAPC Museum of Contemporary Art в Бордо и Centro Cultural Banco do Brasil в Бразилии. Наверное, Аниш Капур ничего не слышал про стереотип, утверждающий, что «Художник должен быть бедным». По некоторым оценкам он сделал только в 2008 году $27 млн прибыли, а в целом его состояние, нажитое непосильным творческим трудом оценивается в $62,7. Рекорд аукционной цены за его произведение составляет 1 940 000 фунтов, и был установлен в июле 2008 года. И все же, самое главное, когда практически безграничные возможности для самореализации обретает истинный талант.
|