СЕРГЕЙ КОСНИКОВСКИЙ, ДОСТОЙНЫЙ СЫН МАРИЭТТЫ ГИЗЕ
Веб-резиденция профессионального дизайна
07.02.2015
Эта статья посвящена памяти моего друга, известного ленинградского-петербургского промышленного дизайнера, ушедшего из жизни в конце 2014 года как-то вдруг, внезапно, для всех неожиданно.
Ещё очень долго горожане будут пользоваться Финляндским вокзалом с реконструированными им интерьерами и торговым центром у метро «Елизаровская», к уникальному проекту которого он причастен. Во многих уголках России и ближнего зарубежья работают физические приборы, созданные в НТО Академии наук, форму которых он определил. На новых российских надводных кораблях и подводных лодках ВМФ устанавливаются его операторские пульты и комфортные рабочие кресла командиров.
Где-то трудятся до сих пор экскаваторы и различные городские коммунальные машины, формообразование которых определялось при его участии. Десятилетие служил в «Ленэнерго» его трехместный диспетчерский пульт, оригинальный по объемно-пространственной структуре, пластическому решению и эргономическим характеристикам. Памятны и его графические композиции, рекламные плакаты по правилам дорожного движения и технике безопасности, поздравительные открытки.
Сергей Николаевич мастерски владел карандашным рисунком и техникой аэрографии, имел солидную фирменную «мухинскую» подготовку. Это «продукт» 190-й школы, ЛВХПУ, кафедры легендарного профессора И.А. Вакса и интеллигентного домашнего воспитания.
Членом Союза художников он стал за 5 лет до того, как вступил в наш творческий Союз в момент его рождения (1987 г.). Умел работать как самостоятельно, так и в составе творческих коллективов (в Ленинградском филиале ВНИИТЭ, НИЭМ, КДПИ Худфонда). От многих других дизайнеров его отличала склонность работать не только по договорам и ТЗ, но и по инициативным темам (сувениры, оригинальные офисные кресла с композиционным включением полированного камня и др.)
Впервые вместе с ним мы работали в 1975 году над проектом одиннадцати (!) корабельных операторских пультов для первого отечественного авианосца «Минск» (НИЭМ ЛВХПУ), где в проектно-творческой бригаде был ещё один дизайнер-профессионал и шесть студентов-практикантов.
Позже, в 1982 году совместно приняли участие в комплексной разработке двадцати четырёх (!) хроматографических приборов для СКБ аналитического приборостроения НТО Академии наук (в итоге получили более 20 свидетельств на промышленные образцы). А в 2001 году мы с Сергеем вместе выиграли городской конкурс в НПО «Аврора» на дизайн-проект нового перспективного корабельного операторского пульта с ЖК-экранами и сенсорной клавиатурой.
Затем последовала наша пятилетняя проектная работа с этой фирмой по договорам, её результаты стали экспонатами Международного Военно-Морского Салона в Гавани и биеннале «Модулор» в 2003 и 2005 гг. (Серебряный диплом). Были и другие совместные разработки…
Начиная с 2000 года и до последних дней жизни Сергей Николаевич сотрудничал с Институтом аналитического приборостроения РАН. Работая в тесном контакте с разработчиками приборов для биотехнологии и медицины, он добивался их четкой, выразительной и технологичной формы. Созданный им узнаваемый фирменный стиль приборов этого направления во многом способствовал их продвижению на рынок.
С.Н. Косниковский ушел в иной мир. А в памяти остался образ творчески активного, талантливого, спокойного и рассудительного, интеллигентного человека. Он был аккуратен во всем – в быту, в одежде и в суждениях своих; он был спортивен и элегантен, я никогда не видел его небритым.
Это, кстати, нравилось не только дамам, но и позволяло мастерски, результативно проводить сложные «дипломатические» переговоры с заказчиками проектов. А когда-то давным-давно я, всего однажды, видел в его руках гитару и слушал песни в его исполнении (репертуар – городской фольклор). Душевно пел, слушалось с интересом, будило эмоции, запомнившись сквозь годы.
Так случилось, что последний дизайн-проект он выполнил в память своей матери, Мариэтты Эрнестовны Гизе, заслуженного историка отечественного промышленного дизайна, подготовив её уникальную выставку в ГХПА
им.А.Л. Штиглица.
Спасибо, Сережа!
Ю.Ходьков,
член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров