авторы компании
Хитов:
7684
Теория и педагогика
Хитов:
406
Хитов:
3618

 


МУЛЬТИМЕДИА ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ МУЗЕЕВ

Лариса Петровна Баруткина
27.10.2012

В статье «Мультимедиа для посетителей музеев» приводятся примеры внедрения  новых информационных технологий в музейную деятельность, помогающих более широко представить экспозиционный и выставочный материал, оставляя в памяти посетителей яркий запоминающийся образ. Средства мультимедиа рассматриваются как новый инструментарий формирования музейного пространства, позволяющий реализовать самые смелые проекты и идеи.

Каким предстает музей перед современными посетителями? Что интересного можно сегодня там увидеть помимо аутентичных экспонатов  древностей, исторических и художественных ценностей?

Посещение музея, если вспомнить привычную схему – это просмотр коллекций в залах с экскурсионным обслуживанием. Часто работа экскурсовода заключается в проговаривании заученного полуторачасового текста с некоторыми вариациями. Исходя из личного гуманитарного прошлого, на четвертой экскурсии за день начинает казаться, что работает - «живое радио». С развитием современных технологий ситуация c информационным обслуживанием посетителей постепенно начинает меняться.

Уже во многих музеях появились аудио-гиды – достойная замена традиционному экскурсионному конвейеру. Во-первых, там зачитана поставленным голосом необходимая информация, часто с музыкальным сопровождением, во-вторых, ее можно прослушивать любое количество раз, задав нужную громкость. В-третьих - это облегчает работу экскурсоводов, профессиональные навыки которых должны явиться эксклюзивным продуктом в списке предлагаемых музеем услуг, а экскурсия – стать своего рода семинаром, где будет вестись не монолог, а диалог об искусстве. Иначе нет смысла вызывать «живого» специалиста, чтобы только послушать голос. Можно записать однажды его экскурсию, а потом слушать сколько угодно. Ценность живого общения заключается в обмене мнениями.

В крупных музеях появились информационные компьютерные стенды, где можно изучить хранящиеся там аудио и видео файлы, содержащие исторические справки о коллекциях. Но поскольку мы живем в мире непрерывного потока информации, необходимо постоянно дополнять и обновлять музейные ресурсы. Средства мультимедиа позволяют это сделать.

Автоматизированные компьютерные системы появляются не только в специально отведенных зонах, а постепенно проникают в залы – поясняют представленные на выставках экспонаты. В киосках давно уже стали привычными СD-ROMы, дублирующие печатные каталоги. Все большие выставки сопровождаются демонстрацией кинофильмов, звуковыми эффектами. Средства мультимедиа используются для расстановки акцентов в сценарии монтажа выставок и экспозиции. Примеров тому множество. В Музее антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН: это кадры экспедиции прошлого года по Туркестану и Синцзяну, которые сопровождают выставку «Между Туркестаном и Тибетом: Салары (2011)» [1]  с предметами из этих провинций (в т.ч., привезенных экспедицией); это видеосюжеты обрядовых действий, которые производятся с теми предметами, что выставлены в зале Африки на постоянной экспозиции.

В Русском музее вспомним выставку Филонова (ГРМ), [2]   где работы показывались в темном замкнутом пространстве, разбитом на сектора в сопровождении звуковых эффектов. Там же демонстрировался фильм о жизни и творчестве художника. Отдельно была выделена компьютерная сетевая зона, где каждый желающий мог в удобном ему порядке познакомиться со всей информацией о выставке изучив мультимедийный СD-ROM.

На экспозициях и выставках искусства XX-XXI вв. появляются объекты видео-арта.  Их можно увидеть, например, в музеях и арт-центрах современного искусства в Санкт-Петербурге (Музей Эрарта,[3]   Арт-центр Пушкинская 10 [4]).

Во всех вышеперечисленных случаях средства мультимедиа играют вспомогательную роль – учет и хранение, электронные пояснения, инструменты для предъявления коллекционного материала, показ отдельных видео объектов.

Следующим этапом внедрения современных технологий в выставочное пространство является их равноправное «звучание» наряду с традиционными музейными предметами.

В музеях все больше появляются не только единичные объекты, а целые мультимедийные экспозиции, которые дарят незабываемые впечатления и удивляют сочетанием материальных и виртуальных сред. Специально созданные аудио, видео и мультимедийные программы, технические возможности которых позволяют почувствовать себя в «другой» реальности, предстают перед посетителями наряду с традиционными музейными экспонатами.

Приведем для примера музейный комплекс «Вселенная воды». [5]   Экспозиционная среда находится в постоянном движении, изменяясь, как сама вода. Погрузить зрителя в водный мир помогают средства мультимедиа – видео, звук, сменяющие друг друга в пространстве графические изображения, а также реальные предметы, которые можно трогать. Они иллюстрируют увиденное и услышанное, заставляя прочувствовать всеми органами восприятия тему водной стихии.

Возможности мультимедиа позволяют создавать виртуальные музейные филиалы, содержащие экспозиционные каталоги, дающие возможность зрителю познакомиться с коллекциями музеев, находясь на расстоянии от самих первоисточников.

Например, «Русский музей – виртуальный филиал» [6]   - это центр, созданный как единое культурно-информационное пространство на территории России и за рубежом.

В медиатеке центра, помимо печатных изданий и фильмов, содержатся интерактивные мультимедийные программы об истории русского искусства, о Русском музее и его коллекциях, собраниях музеев России. [7] В создании дисков участвуют все средства мультимедиа – фото, графика, видео, аудио, 3D-моделирование… и др. Приведем для примера  мультимедийные издания, которые можно увидеть непосредственно на экспозиции (не только в медиатеке) в информационных зонах Михайловского, Строгановского, Мраморного дворцов и Михайловского замка. Фрагменты мультимедийных фильмов «Музейный комплекс»(2003),  «История одного шедевра»(2004), «Музей в музее»(2009)…и др. можно посмотреть на официальном сайте музея. [8]   

При создании интерьеров дворцов в фильме «Музейный комплекс» использованы 3D моделирование, а также фото, видео, графические возможности, материалы научных исследований исторических событий.

Интерактивная программа «История одного шедевра»  - электронное пояснение к произведению И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» демонстрируется на плазменной интерактивной панели  - посетитель может прикоснуться к изображению для получения справочной информации об интересующем его члене Гос. совета.

Мультимедийное сопровождение «Музей в музее» создано для пояснения экспозиции «Музей Людвига в Русском музее» в Мраморном дворце. В нем содержится справочная информация о произведениях, представленных на экспозиции и хранящихся в других музеях мира, именной указатель, словарь терминов, а также пояснение концепции организации выставок искусства постмодернизма. Каждый  CD-ROM из этой постоянно пополняющейся коллекции заслуживает особого внимания уже не просто зрителя, а пользователя.

Следующим шагом становится «погружение» посетителя в виртуальное пространство, который становится соучастником действия.

Примером тому служит проект создания центра музейных мультимедийных технологий в Кордегардии. Здесь, в свою очередь, не будет привычных экспонатов, экспозицию будет формировать исключительно виртуальная среда. Посетителю будет предоставлена возможность самостоятельно выбирать очередность просмотра экспозиции - составить обзорную экскурсию или многократно посещать конкретные залы, связанные между собой через гиперссылки. С помощью средств мультимедиа будут созданы исторические реконструкции, которые позволят с легкостью перемещаться в виртуальном пространстве то в интерьеры дворца, то музея, то в пространство города, и, конечно, путешествовать во времени. [10] 

«Кордегардия – это попытка создать «Музейную башню мультимедийных чудес», где посетителю открываются сегодняшние достижения, завтрашние возможности и «музейное закулисье». Вместе с тем (поскольку проникновение в другие эпохи и пространства осуществляется дистанционно через экраны и проекции) экспозиция превращается в подобие «волшебного кристалла», в котором отражается весь музейный универсум от коллекций до ежедневной практики». [11, с. 33] 

Мултимедийная культура воспитывает активного исследователя, свободно выбирающего ход изучения выставок, останавливаясь при желании на интересующих его моментах, просматривать материал  в любой последовательности необходимое количество раз.

«Поэтому мультимедиа – не просто форма, а новая синкретичная форма, которая являет собой синергию между различными художественными формами, синергию между звуком, образами и текстами. В мультимедиа, как в одной мультисенсорной точке, сходятся визуальный, аудио- и текстовой материал внутри интерактивной компьютерной среды. Она может принимать любую форму и состоять из любых комбинаций: текст, гипертекст, двухмерная и трехмерная графика, анимация, движущееся изображение (цифровое видео и фото), музыка, звуковые эффекты. Как продукт нового инструментария, мультимедийные средства вбирают в себя достоинства всех предыдущих аудиовизуальных средств. Но не вытесняют их. Подобно тому, как банан не может заменить яблоко, компьютерная «палитра» должна функционировать в культуре не «вместо», а «вместе», обладая своими специфическими особенностями в системе художественной коммуникации, формирующими свой, новый язык мышления». [12, с. 119] 

Мультимедийные технологии, интегрируясь в музейную среду, создают новые огромные ресурсы для ее жизнедеятельности, открывают новые способы передачи информации посетителям. Они помогают решать организационные (функциональные, конструктивные, эстетические) задачи не только внутри музея, но дают возможность получить свое виртуальное пространство, создавать свои представительства в сети -  увеличивать тем самым число реальных посетителей, а также привлекать внимание виртуальных гостей.

Для создания мультимедийной среды требуются специалисты, сочетающие в себе «образное мышление художника, системное мышление ученого и инновационное мышление изобретателя». [13, с. 17]   Музею нужны специалисты широкого профиля, способные структурировать информацию, а также создавать проекты и вести их контроль как с научной, так и с дизайнерской сторон одновременно. Это избавит научных сотрудников от разногласий с дизайнерами сторонних студий, когда работа идет обособленно – отдельно научный материал, отдельно «красивые картинки».

От профессиональных дизайнерских решений зависит степень воздействия выставочных коллекций на зрителя. Используя практически неограниченные возможности мультимедийного оборудования можно реализовывать самые смелые дизайн-проекты и идеи.

Но надо понимать, что медиадизайнер (о котором говорит И.А.Розенсон [14]) создает не просто красивый образ, решая эстетические, конструктивные и функциональные задачи. У дизайна есть еще воспитательная, образовательная, коммуникативная функции, определяющие общечеловеческий культурный уровень.

Мультимедийная культура имеет огромное влияние на все сферы деятельности современного общества за счет аудио и видео средств.

«Они самым непосредственным образом воздействуют на человека подменяя воспитание, формируя коллективное сознание и во многом изменяя формы организации поведения, манеру поведения и даже стиль жизни людей…  …воздействуя на сознание, мультимедийная культура формирует новое мироощущение, миропонимание и мировоззрение, тем самым, заставляя смотреть на объективную реальность, бытие иначе, чем это делали люди XIX и даже XX века». [15, с. 9] 

Поэтому, имея такое колоссальное влияние, мультимедийная культура должна воспитывать у посетителей хороший вкус, и здесь музеи - хранилища человеческих ценностей, – чуть ли не последние «острова надежды» в современном обществе потребления с доминирующей установкой на прибыль. А нам нужно стремиться повышать культурный уровень, используя все возможности мультимедиа.  
_______________________________________________________

Источники

  1. http://www.kunstkamera.ru/exhibitions/
  2. http://www.gif.ru/themes/culture/filonov-opened/
  3. http://www.erarta.com/
  4. http://www.p-10.ru/
  5. http://www.vodokanal-museum.ru/
  6. http://www.virtualrm.spb.ru/
  7. http://www.virtualrm.spb.ru/mediateka
  8. http://www.rusmuseum.ru/multimedia/multimedia_for_exposition/
  9. Информация взята из «Сценарной концепции экспозиции в западном павильоне-Кордегардии Михайловского замка», написанной в соавторстве Лебедева А.В., с Дукельским В.Ю. (2007).
  10. Лебедев А.В. Информационные технологии и современная музейная экспозиция // Российское экспертное обозрение. – 2007. - №6 (23).
  11. http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ids=157&ida=2100&idv=2104
  12. Галлеев Б.М. Компьютер и искусство // Человек. – 2001. - №4.
  13. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. – СПб., Питер 2006.
  14. Там же.
  15. Елинер И.Г. Мультимедийная культура и современное общество. СПб: НППЛ «Родные просторы», 2008.

 





Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера технологии МУЛЬТИМЕДИА ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ МУЗЕЕВ

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!