авторы компании
Хитов:
7684
Теория и педагогика
Хитов:
8432
Графический дизайн
Хитов:
2778
Дизайн моды

 


КИСТИ ИЗ МЕХА ОСОБЫХ ПОРОД

Александр Петрович Тарасенко
26.03.2017

Вы никогда не задумывались, почему человек рисует? Мы так никогда и не поймем полностью, что заставляет двухлетнего малыша, найдя огрызок карандаша, изображать круги, спирали и зигзаги на ближайшей ровной поверхности (чаще всего - на свежепоклеенных обоях). Ведь никто его этому не учит, даже скорее запрещают, но, все равно, каждый из нас начинает своё осознание именно с этих рисунков.

С точки зрения эволюционной теории развития эта способность никак не могла возникнуть в результате естественного жесточайшего отбора. Первым известным нам рисункам уже более 50 тысяч лет. Тогда человек рисовал не только зверя и охотников, но и траектории стрел, стремительный бег, даже крики животных обозначались черточками, вырывающимися из пасти. Вдумайтесь, какую бездну времени человечество было естественной составной частью природы. Десятки(!) тысячелетий проходили друг за другом, а человек все также охотился на мамонта или оленя, собирал ягоды или коренья и ничего не менялось... Существовал баланс потребления и воспроизводства ресурсов. Только последние пару тысячелетий начались изменения, свидетелями и виновниками которых являемся мы с вами.

Что бы легче было представить эти отрезки времени можно сравнить их с путешествием на поезде из Питера во Владивосток. Тринадцать суток равномерного хода состава не предвещали ничего неожиданного, как вдруг, на одной из стрелок - резкий поворот, набор пятикратной скорости и вот мы уже бешеное диджейское громыхание колес называем музыкой, истории в соцсетях - литературой, размытые до невнятности картины за оконным стеклом - живописью. Ну да Бог с ними, музыкой и литературой. Поговорим сегодня о живописи.

Если желание рисовать, бессмысленное для выживания, дано нам не Природой, то остается видеть в нем дар Божий. Рисуя, человек из творца превращается в Творца. И как хочется чистого, абсолютного творчества, не пахнущего скипидаром, не выгорающего под лучами солнца, не измеряющегося в квадратных метрах и рублях. Поневоле вспоминаются буддистские монахи, создающие годами из цветного песка сложнейшие узоры и орнаменты на плитах, а затем, одним движением переворачивающие их, что символизирует легкость расставания с любой привязанностью. У нас же, как людей цивилизованных, нет нескольких свободных лет для создания подобного узора, а переворачивать плиты мы страсть, как любим.

Для сублимации таких желаний идеально подходит компьютер. Действительно, эта чудная машинка позволяет генерировать пейзажи и портреты со скоростью, ограниченной лишь гигагерцами процессора. А уж уничтожаются они вообще мгновенно и безвозвратно. Чуть-чуть пока еще неудобен сам процесс цифровой живописи. Уже давно существуют сенсорные мониторы, чувствительные к нажатию, а также световые перья для рисования прямо по экрану. В компьютерных каталогах можно найти раздел "цифровые мольберты", правда, пока далеко не в массовом ценовом диапазоне.Софт для "дигиписи" существует уже много лет. Называется он просто и со вкусом - Painter, то бишь, в русском переводе - Художник. С этим замечательным пакетом я и хочу Вас познакомить.

История жизни сего продукта изобилует перепродажами, переходами от одного хозяина к другому. Мне он встретился уже в четвертой реинкарнации, принадлежащим компании Fractal Design и уже тогда выгодно отличающимся от своего вечного антипода – Adobe Photoshop. Сумбурное время, кстати, было на рынке графических пакетов. Достаточно вспомнить, что серьезную конкуренцию монстрам Adobe составляли российские программеры со своим пакетом PictureMan. Но, увы-увы…  Однако, вернемся к предмету нашего обзора, который к своей пятой версии попал в обойму продуктов компании MetaCreations. Там же Painter дорос до шестой, а вот седьмая версия уже вышла из стен небезызвестного Corel.

Итак, для тех, кто еще не понял, сообщаю, что эта программа имитирует физику процесса классической живописи на экране монитора. Имитируется все: структура холста или бумаги, размытие акварели, лессировка маслеными красками, рисунок углем, пером и так далее до бесконечности. Я почти уверен, что никто из тех, кто рисовал в Painter`e так и не смог попробовать все варианты имеющихся инструментов и их модификаций. Их не просто много, скорее бесчисленно. Сосредоточены они в палитре Brushes (кисти). Хотя они могут быть щетками, пастельными мелками, карандашами, различными фломастерами, стальными перьями, ластиками, рейсфедерами и т.п. Почти сорок инструментов  еще имеют около двух тысяч разновидностей, которые в свою очередь можно редактировать по 15 параметрам. Командные палитры  отображены как раздвигающиеся свитки. Очень качественно представлена палитра Color – сразу понятно, какие цвета являются антагонистами друг для друга, а какие близлежащими. Все по канонам традиционной теории цвета, когда основными являются красный, желтый и синий, как цвета, которые не могут быть получены комбинацией других цветов. Все остальные цвета получаются в результате смешения  основных. Цветовая схема выглядит как круг с расположенным внутри треугольником для выбора насыщенности цвета. Такая дотошность вполне понятна, ведь цвет для художника – главное.

Рядом с Color притаилась палитра Paper, которая отвечает за реальность отображения текстуры, по которой наносят рисунок. Каждую из большой библиотеки текстур можно изменять по своему усмотрению. Например, можно установить, какое количество наносимой краски будет впитываться в бумагу, в соответствии с ее плотностью. Чем меньше этот параметр, тем лучше будет проявляться под мазком кисти фактура бумаги. Приятной особенностью Painter`a является также его способность одним кликом создавать бесшовные текстуры, применяемые как в веб-графике, так и в 3D. Для этого нужно выбрать в свитке Patterns опцию Define Pattern и если теперь рисовать через один край текстуры, закраска распространится на противоположный. Паттерны вносят в процесс рисования элементы живой природы – растительные орнаменты, кирпичные или каменные поверхности, металл.

Если этого окажется недостаточно, то уж библиотека Nozzles снимает все ограничения с фантазии художника.  В этом случае мазком кисти можно клонировать любой набор однотипных предметов, как-то: цветы, листья, травы, деревья, облака, камни, бабочки и т.п. Наборы несложно создавать самостоятельно и добавлять их потом в существующие обширные библиотеки. Примером применения Nozzles может служить одно движение кисти, создающее лес на горизонте пейзажа или густую траву на первом плане.

Конечно же, нельзя не упомянуть отрадный факт, что Painter отлично работает со слоями и масками. К слою можно применить не только эффекты Composite Method (подобные фотошоповским), но и задать глубину применения.

Нужно признать, что эту программу следует отнести в разряд 2,5D графических редакторов, то есть любое изображение в ней можно сделать рельефным. Кисть может как бы приподнимать над листом области рисунка или, наоборот, вдавливать. При этом дальнейшее рисование учитывает эту рельефность.

Есть в Painter`e и векторные объекты, называемые Shapes. К ним прилагается векторный инструментарий, которым так был всегда знаменит Corel. Текстовые надписи могут быть по направлящей, подобно CorelDraw. Об эффектах к тексту, я думаю, Вы уже догадались сами. А вот к изображению эффекты заслуживают более подробного разбора. Они объединены в группы:

Tonal Control (для коррекции цветов изображения по тону, яркости, насыщенности и т.п. Например, Adjust Color позволит старинную фотографию преобразовать в светящийся флуоресцентный рисунок)

Surface Control (фильтры для трансформации изображения. В отличие от затертых фотошоповских, довольно оригинальны. К тому же они построены таким образом, что часто являются дополнением друг друга, создавая бесчисленные модификации. Впрочем, и фильтры Photoshop`a можно импортировать.

Focus (эффекты имитации движения в рисунке или фотографии. Очень впечатляет Zoom Blur – иллюзия скорости просто ошарашивает)

Esoterica (название группы эффектов само говорит за себя. Одним кликом можно создать, например, сложнейший лабиринт любого размера, а для нетерпеливых есть возможность нарисовать на нем кратчайший путь к выходу.)

Objects (для разметки расположения объектов и придания им тени)

Любой эффект можно применить с различной степенью, для этого есть опция Fade. Так что, коллажи получаются весьма и весьма причудливые.

Для сохранения результатов творчества существует собственный формат RIFF, в котором все эффекты, слои и маски доступны для дальнейшего редактирования. Также, можно сохранить и в одном из девяти основных графических форматов, включая PSD.

Но и это еще не все. Как бы не были изумительны нарисованные картины, они всегда будут уступать анимированным изображениям. И здесь Painter спешит на выручку безудержной фантазии художника. Совсем не сложно заставить ожить Ваши бессмертные шедевры в динамике. Для этого в меню есть неброская, но столь притягательная кнопочка Movie. Под ней скрывается небольшая домашняя видео-студия. То, что можно покадрово рисуя сцену, создать фильм, известно было еще братьям Люмьер. Мультипликацией отображаются сейчас такие пласты подсознания, к которым обычное кино только начинает подбираться. Вот и Painter позволяет запечатлеть, например, такой обычно скрытый процесс, как создание живописного полотна. В нем даже встроены несколько подобных скриптов, где на пустом листе начинают рисоваться шаг за шагом различные забавные картинки. По крайней мере, для обучения технике рисования эта возможность вполне применима. Но особо ценным мне представляется импортирование какого-нибудь avi-файла с дальнейшим наложением эффектов на весь фильм или группу кадров. За несколько минут можно, например, окружить идущего человека снопом очень реалистичного пламени или заставить растаять кирпичную башню. Правда, подобные деяния требуют довольно мощных ресурсов, так как при этом создается собственный FRM-файл, обычно, мягко говоря, немаленьких размеров. Но семисекундный клип можно сотворить на самом древнем компьютере.

Вот такой он замечательный, Painter. Я лишь приоткрыл небольшую часть его возможностей. Есть ведь еще и огромное удовольствие в открытии для себя каких-то ускользнувших свойств и инструментов. Оставлю его для вас!

Тарасенко Александр

 

 




Вы здесь: ПОРТАЛ ноосфера технологии КИСТИ ИЗ МЕХА ОСОБЫХ ПОРОД

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!