авторы компании
Хитов:
7221
Дизайн моды
Хитов:
42037
Дизайн интерьеров
Хитов:
169
Дизайн среды

 


ХЕЛЬСИНКИ – ГОРОД ДИЗАЙНА

Юрий Владимирович Назаров
31.08.2010

Юрий Назаров | Я не был в Финляндии три года. Предыдущий тур был организован компанией Tikkurila в июне 2007 года. Тот вояж запомнился благодаря хорошей российской компании: со мной вместе были дизайнеры из Центра цвета «Моспроекта-3» - Денис Чижевский и Павел Гагаринский, известный архитектор Александр Асадов с женой Мариной Асадовой и я вместе с дизайнером Татьяной Васильевой. Та поездка состоялась благодаря усилиям Виктории Манулы – руководителя службы обучения персонала в главном офисе фирмы. Нынешняя поездка была инспирирована  активностью Союза Дизайнеров России в рамках ICSID.

В ноябре 2009 г. мне довелось побывать в Сингапуре и поздравлять финских дизайнеров в связи с избранием города Хельсинки «World Design Capital’2012». На итоговом фото делегатов завершившейся Генеральной Ассамблеи ICSID мне удалось встать плечом к плечу с мэром города Хельсинки господином Юсси Паюненом.



Идея провести столицу мирового дизайна в Хельсинки мне лично пришлась по душе, поскольку ICSID по сложившейся политической традиции устраивает свои мероприятия далеко от Европы. «World Design Capital’2010» проходит в Сеуле, и не многие дизайнеры имеют возможность долететь до Кореи.
Второй аргумент в пользу Хельсинки – Финляндия – сосед России, у нас многосторонние связи, общая история, и, наконец, мы уважаем финских дизайнеров, обладающих уникальным творческим почерком.



Затем было письмо и последующий приезд Сузанны Торвинен, продюсера, занимающегося подготовкой различных муниципальных мероприятий в Хельсинки. Сюзанна отобрала несколько москвичей и организовала их визиты в свой родной город на берегу финского залива. Среди прочих честь стать гостем программы «Open Helsinki» выпала и мне. Преодолев консульские преграды, я оформил визу, и вот уже на борту самолёта, направляющегося в Хельсинки. Это был мой первый перелёт в Финляндию за 20 лет. Всего час с небольшим занимает перелёт до Хельсинки из Шереметьево «F». Не успели стюардессы разнести напитки, как последовала команда пилота «пристегнуть ремни», и мы пошли на снижение.

Несмотря на кризис, аэропорт Хельсинки находится в процессе активной реконструкции. Это современное стильное здание, выполненное в стиле скандинавского дизайна, модернизируется в преддверии предстоящего «World Design Capital’2010». В зоне прилёта меня ждала Сюзанна Торвинен. По её улыбке и приклеившегося ко мне в дальнейшем прозвища «профессор» я понял, что всё у нас получится.

На этот раз меня поселили в отеле Torni, расположенном в самом центре дизайнерского района Хельсинки. Вокруг отеля пестрят витринами дизайнерские и антикварные магазины, бутики с дизайнерской одеждой, музеи, художественные галереи и демонстрационные залы.

Это величественное 14-этажное здание с романтической атмосферой, спроектированное в 1928 году, обладает собственными ресторанами изысканной кухни. Все номера отеля Sokos Hotel Torni были недавно оформлены в трёх различных стилях: ар-деко, ар-нуво и функционализм.


 
Но главным, на мой взгляд, достоинством отеля является открытая веранда на 14 этаже. Отсюда Хельсинки – как на ладони, и голова кружится от свежего воздуха, пива «Karhu» и слепящего северного солнца. По совету Сузанны я поднялся на эту верхотуру в первый же вечер, и ежедневно совершал этот «моцион», меняя напитки и место расположения в зависимости от погоды. Даже в дождь здесь уютно, а гостеприимный персонал всегда ободрит посетителя и предложит свои услуги. 



Каждый мой приезд в Хельсинки не похож один на другой. Этот запомнится небывалым гостеприимством. Утром каждого дня пребывания меня будил звонок Сузанны Торвинен. Она ежедневно объясняла мне порядок предстоящих визитов, сообщала имена ответственных за визиты и регламент встреч. И это при наличии печатной программы моего пребывания!

В первый вечер мы ужинали в компании Saila Machere и Susanna Torvinen в ресторане Lasipalatsi в центре города, возле железнодорожного вокзала, спроектированного знаменитым финским архитектором Элиэлем Саариненом. Этот ресторан считается одним из главных символов Хельсинки.

Одно чисто профессиональное наблюдение. Практически все рестораны, которые мы посетили за четыре дня, решены в стиле «конструктивизм». Это касается как фасадов, так и интерьеров, включая мебель, светильники и элементы декора. На наш московский взгляд – чуть «суховато», но вполне объяснимо с позиции хорошего дизайнерского вкуса и привязанности к периоду «функционализма», принёсшему славу европейскому дизайну.



Первый визит следующего, моего первого рабочего дня мы совершили в гавань на рыбный рынок в компании Mikko Leisti, представителя оргкомитета «World Design Capital’2012». Чашка горячего чая вместе с творожной ватрушкой была как нельзя кстати. Микко вручил мне объемную папку с материалами «World Design Capital’2012», и что особенно приятно – фирменную майку и значок, приуроченные к грядущему дизайнерскому событию.
Далее был мебельный магазин Artek, одним из основателей которого является великий финский архитектор Алвар Аалто. В этом мебельном бутике представлена роскошная коллекция мебели и аксессуаров, мало известная российской публике. Под одной крышей собраны торговые марки трёх мировых брендов: «Artek», «Vitra» и «Tonet». Было приятно узнавать произведения мэтров мирового дизайна: Алвара Аалто, Марселя Брайера, Арне Якобсена, Ле Корбюзье, Людвига Мисс Ван Дер Роэ, Чарльза Имса, Вернера Пантона, Джорджа Нельсона и других звёзд. Итогом нашего визита стал милый снимок с гостеприимной хозяйкой бутика по имени Minna Tullila и заботливым представителем муниципалитета, очаровательной Aino Vepsäläinen. Я предложил компании «Artek» направить свою экспозицию в Курск на Фестиваль «Столица российского дизайна’2010».



Следующий сюрприз, преподнесённый Хельсинки — знакомство с обширным Дизайн-Кварталом, организованным в центре города и наполненным гостиницами, бутиками, кафе и ресторанами и, конечно, музеями и дизайн-галереями. Мы заглянули лишь в один из бутиков «Jvana Helsinki», представлявшего коллекцию летней одежды домашнего производства. Лично меня привлёк деревянный конь, стоявший в центре торгового зала.

Подробнее с уникальной программой «Design District Helsinki» меня познакомил Mikko Kalhama - директор Дизайн-Форума Хельсинки.

Само помещение Дизайн-Форума переместилось со знакомого мне места на Etelaesplanadi в дом на Mannerheiminaukio 3.

Теперь здесь большой магазин и выставка финского дизайна.

В экспозиции хотелось бы отметить архитектуру и интерьеры павильона Финляндии на Всемирной выставке EXPO’2010 в Шанхае, выгодно отличающегося своим изысканным скандинавским минимализмом от других участников EXPO. Архитекторы JKMM выиграли конкурс создания Финского павильона для «Экспо 2010».

Много места в экспозиции Дизайн-Форума отводится творческой молодёжи Финляндии, смело пробивающей себе дорогу на мировой дизайнерской арене. Небольшая экскурсия в дизайн-форум завершилась сменой эстафеты, и меня «подхватила» Saila Machere, менеджер из команды мэрии Хельсинки. Сайла немного знает русский, поскольку работала с российским фирмами по поставке финской бумаги.

После ленча мы направились на русскую радиостанцию «Спутник» в новый район Хельсинки. Дом, в который мы вошли, до недавнего времени считался самым высоким в Хельсинки и составлял 17 этажей. Ныне невдалеке от этого «небоскрёба» построено здание в 25 этажей, и это своеобразный рекорд для невысокой финской столицы. Хозяева радиостанции пояснили мне, что в Хельсинки живёт около 50 тыс. человек, говорящих по русски. Добавьте к этому автотуристов и водителей российских трайлеров —  получится внушительная цифра, на которых и вещает радио «Спутник FM». Разговор в интервью зашёл о дизайне городской среды Хельсинки, о грядущей «World Design Capital’2012». Вёл интервью сам директор радиостанции – Александр Разумовский, неплохо ориентирующийся в вопросах дизайна. Помогала ему Екатерина Швецова – менеджер по продажам. Эта встреча с соотечественниками дала мне много в плане понимания реальных взаимоотношений русских и финнов в нынешней ситуации.

Далее мы проследовали через большой гипермаркет на станцию метро. Это была моя первая поезда на хельсинской «подземке». Впечатления самые положительные: чисто, понятно, удобно и быстро, без пробок.



Хозяева предоставили мне время для отдыха, и в 19:00 я впервые вошёл под своды City Hall of Helsinki. Надо отметить, что фасад здания мэрии выдержан в классических архитектурных традициях XIX века. Первое, что поразило – отсутствие эшелонированной охраны при входе, как в московской мэрии. Я понимаю, борьба с терроризмом и прочие соображения безопасности, но в Хельсинки такой свободный пропускной режим выглядел просто беспечностью по стандартам московских чиновников. Но что особенно приятно – перед мэрией на пяти флагштоках развевались стяги «World Design Capital’2012».

Вся наша компания встретилась в вестибюле City Hall of Helsinki минута в минуту. С финской стороны мэрию представлял Eero Holstila – директор экономического департамента мэрии Хельсинки.

Во встрече принимали участие и двое американцев - architect Travis Price and Kathleen Lane from Washington, DC. Я встретился с американскими коллегами впервые.

Cреди приглашённых был мой давнишний знакомый – дизайнер из Турку, член бюро ICSID Tapani Hyvönen. Вместе с ним этой весной мы работали в жюри конкурса Red Dot  design product в Эссене. Затем хозяева пригласили всех на балкон мэрии, откуда открывался великолепный вид на гавань и президентский дворец.

По пути на балкон мне попалась интересная многоярусная скульптура, собранная из множества человеческих пальцев.

Сами интерьеры City Hall в отличие от фасада здания были выполнены в духе «конструктивизма». А перед обеденным залом появилась ещё одна многофигурная композиция, явно формалистического направления. Такого рода художественных произведений в московской мэрии мне встречать не приходилось.



За столом преобладала протокольная атмосфера, вышколенные официанты бесшумно сменяли блюда за столом.

У меня завязалась задушевная беседа с Тревисом, чередовались тосты, общее настроение улучшилось, все повеселели и разговорились.

После ужина мы переместились в кафе на Esplanadi, где дружеское общение продолжилось.

Следующий день начался с визита в музей дизайна. Эта была, наверное, моя четвёртая экскурсия в это оригинальное здание на Korkeavuorenkatu 23. Я пришёл заранее, чтобы пофографировать соседние здания и присел на скамейку у входа в музей. Через несколько минут наружная дверь приоткрылась, и меня встретила Merja Vilhunen, acting Director музея дизайна.

В самом музее в эти дни проходила выставка известного финского дизайнера по стеклу Oiva Toikka. Я впервые видел работы этого мастера в таком количестве, и был потрясён увиденным.

В беседе с руководством музея (к нам присоединился Jukka Savolainen – куратор выставок) выяснилось, что с Россией связи не очень крепкие, в постоянной экспозиции практически нет работ российских дизайнеров. Впрочем, никто не запрещает нам наладить двустороннее сотрудничество. Побродив по экспозиции самостоятельно, я направился назад в отель, где у меня была назначена следующая встреча с профессором Aalto University’s School of Art And Design and Design studios - Timo Salli. Мой финский коллега оказался человеком общительным, усадил меня в такси, и мы поехали на Design Factory в Университет им. Алвара Аалто.

Университет встретил нас летним дождём, и мы поспешили внутрь здания. Вестибюль поразил своим дизайнерским обликом и объёмом.

Занятия уже закончились, и в здании остались только педагоги и ассистенты.

Особую зависть у меня как педагога вызывали производственные мастерские, где студенты имели возможность изготавливать прототипы будущих изделий.


 
Во время экскурсии к нам присоединились коллеги Timo, рассказавшие о некоторых особенностях учебного процесса в Университете. Жаль, что не удалось увидеть «кухню» процесса обучения, но сами дипломные работы студентов я увидел позже.

Мы попрощались с хозяевами и поехали в мастерскую дизайнера Illka Suppanen, расположенную в бывшем банковском офисе. Illka показал интересную презентацию своих дизайнерских работ, среди которых были мебель, телефоны, светильники и другие промышленные изделия.


   
На этом деловая часть дня была завершена, и после небольшого отдыха Timo пригласил меня в ресторан в компанию к своим друзьям – дизайнерам. Ужин выдался на славу, было много тостов, шуток и знакомств.

Короткая июньская ночь быстро сменилась солнечным утром. Это был не простой день – это был Helsinki Day. Для меня это вновь был сюрприз, поскольку за рубежом мне ещё не приходилось принимать участие в Дне Города. Несколько удивило отсутствие на улицах и площадях «мягкого» оформления – флагов, перетяжек, транспарантов, но праздничная атмосфера ощущалась. Отовсюду была слышна музыка, в основном латиноамериканская.

Оказывается, ко Дню Города был приурочен Фестиваль Самбо – темпераментного бразильского танца. Колонна школ самбо опоясала центр города и приковала к себе внимание публики.


 


 
Налюбовавшись на красочное шествие, я переместился в гостиницу, где меня ожидал Mikko Leisti на своём Volvo. С ним мы объехали район порта, встретили там российский четырёхмачтовый парусник Георгий Седов.

    
За тем последовала поездка в район фабрики Arabia и знакомство с жилым районом, где поселились в основном архитекторы и дизайнеры.


 
Микрорайон показался мне с точки зрения дизайна очень привлекательным и уютным. Поражала чистота и ухоженность территории, малые архитектурные формы.

Проезжая вдоль квартала я обнаружил в названии одной из улиц упоминание о дизайнерах.

Вечер завершился в уютном кафе Allatria, где нас сытно и вкусно накормили.

Мы имели возможность наслаждаться «живой» музыкой солистки Reetta Ristimaki в сопровождении аккордеона и контрабаса.


 
Завершающий день моего пребывания в Хельсинки я провёл на экскурсиях по музеям. По рекомендации Timo Salli я начал с посещения выставки дипломных работ магистров дизайна. Организаторы выбрали для экспозиции историческое место Elefantti-korttelli (Elephant Block). На небольшой площади разместилось несколько десятков дипломных проектов, выполненных в стенах Aalto University School of Art & Design.

Для меня эта выставка была весьма поучительна, поскольку в России не часто выпускники дизайнерских вузов имеют возможность экспонировать свои работы в престижных выставочных залах.

Предпочтительно выглядели работы промышленных дизайнеров, выполненные в материале при поддержке фирм-производителей. Несмотря на выходной день в залах дежурили студенты-волонтёры, приветливо встречавшие посетителей.

Выйдя из выставочного зала, я осмотрел Сенатскую площадь, на которой в честь Дня Города были возведены выставочные павильоны и сцена. Судя по количеству зрителей – праздник продолжался и в воскресенье.

Финальный визит по традиции я нанёс в музей Kiasma. Лично мне это постмодернистское здание, спроектированное американским архитектором Стивеном Холлом, очень нравится.

Правда, я знаю, что в Хельсинки отношение к этому объекту неоднозначное. Было приятно увидеть в стенах Kiasma экспозицию российского живописца, академика Ильи Глазунова. Среди его работ наиболее значимым произведением является портрет президента Финляндии Урхо Кекконена.

После музея в сопровождении двух провожатых Susanna Torvinen и Saila Mashere я совершил прогулку вдоль озера Toololahti Toloviken, мимо дворца Финляндия. Это произведение великого Аалто не перестаёт меня восхищать.


 
Дневной променад закончился ланчем в компании с Saila Mashere в ресторане Elite, который так любит творческая интеллигенция Хельсинки. На обратном пути в гостиницу я не смог отказать себе в удовольствии заглянуть в церковь в скале, построенная по проекту финских архитекторов Тимо и Туомо Суомалайнен. Такого величественного интерьера я не встречал нигде в мире.

Что ж, до отъезда оставалось совсем немного времени, внимательная Сайла позаботилась о такси, и я отправился в обратную дорогу в Москву.

Здесь уместно подвести итоги и сделать некоторые выводы. Во-первых, эта поездка придала мне уверенности, что «World Design Capital’2012» пройдёт успешно. Второе, российским и финским дизайнерам надо укреплять двусторонние связи, в том числе и в сфере дизайн-образования. И здесь немалую роль должен сыграть Союз Дизайнеров России и учреждённый им Национальный Институт Дизайна. Третье, мы должны помочь провести Дни Хельсинки в Москве в октябре 2010 года на высшем уровне и пригласить представителей Оргкомитета «World Design Capital’2012» в Курск на Фестиваль «Столица российского дизайна’2010».
Самолёт уверенно набирал высоту, внизу клубились балтийские облака, а у меня в ушах продолжала звучать лирическая мелодия в исполнении Reetta Ristimaki, напоминающая народную песню. В этой нежной музыке как бы воплотилась душа финского народа – талантливого и трудолюбивого.
Спасибо тебе – Хельсинки и до встречи в 2012 году!


 





Вы здесь: президент ХЕЛЬСИНКИ – ГОРОД ДИЗАЙНА

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!