|
ШВЕДСКИЙ ДИЗАЙН НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ
Многообразие – вот ключевое слово шведского дизайна. Художественная ценность предметов шведских ремесел и дизайна не менее важна, чем их функциональность. Всё – и эстетические критерии, и традиционные приемы работы – подвергается перепроверке и переоценке. Сегодня шведское декоративноприкладное искусство как никогда полно жизни, а спектр его выразительных средств как никогда широк. В нем уживается все – от традиционных ремесел, среди которых особенно популярны шведское стекло и предметы саамских народных промыслов, до дизайнерских экспериментов с новейшими материалами и техниками. Такое разнообразие объясняется совокупностью факторов, и в частности, критическим подходом к традиционным нормам декоративноприкладного искусства, сложившимся в шведских художественных училищах.
Современные дизайнеры Лет десять назад среди студентов и вчерашних выпускников возникла все более усиливавшаяся тенденция к отходу от глубоко укоренившихся традиционных установок на технику, материал и функцию. Началось движение в сторону нарративности, родившееся из желания дизайнеров рассказывать своими вещами о времени и о себе. Благодаря этому процессу коммерческая культура в ее различных проявлениях оказалась поднятой до уровня более традиционной эстетики шведского декоративно-прикладного искусства, вобрав в себя стремление к подлинности и безыскусности. Границы между дизайном, изобразительным искусством, модой и прикладным искусством становятся все более размытыми. Знаменитые мастера Швеция богата талантливыми дизайнерами, многие из которых работают в шведских международных концернах, таких как IKEA, H&M и Sony Ericsson. Другие развивают свой собственный бренд. В их числе архитекторы и дизайнеры Клаессон Койвисто Руне и Томас Сандель, художник по стеклу и дизайнер Ульрика Хюдман-Валлин, чье творчество охватывает керамику, акварель, ткани, а также роспись по стеклу и акриловую живопись. Ей принадлежит красочный дизайн одной из моделей сотовых телефонов Sony Ericsson и декоративная роспись хвостового оперения самолетов British Airways. Дизайнеры нового призыва Новое поколение с успехом следует ныне по стопам известных дизайнеров. Например, группа Front, которую образовали молодые дизайнеры София Лагерквист, Шарлотт фон дер Ланкен и Анна Линдгрен. Опыт, творческий спор, эксперимент - вот что лежит в основе дизайна их изделий, самыми известными из которых стали поднос со скульптурным основанием в виде свиньи и торшер в виде лошади в натуральную величину с абажуром на голове, выпускаемые фирмой Moooi. В 2007 г. группа Front получила престижную премию Designer of the Future («Дизайнер будущего») на выставке «Дизайн Майами/Базель», а в 2010 г. – премию «Дизайнер года» шведского Elle Deco, премию того же названия журнала A&W и приз Торстена и Ваньи Сёдерберг достоинством в 1 млн крон (113100 евро, 155800 доллара США). Эргономика и функциональность Группа Ergonomidesign, основанная еще в 1969 г., разрабатывает и конструирует изделия, исходя из реальных потребностей и возможностей людей. Разработки группы весьма разнообразны – от медицинского оборудования до прогулочных колясок и сотовых телефонов. В 2010 г. группа Ergomidesign и Baby Björn были удостоены дизайнерской премии Red Dot Product за их инновативный и функциональный дизайн кроватки для новорожденного Harmony. В этой кроватке ребенок защищен от солнца и насекомых, она легко складывается и ее удобно брать с собой в поездку. На выставке Why design now? в национальном музее дизайна Купера-Хьюитта в Нью-Йорке группа Ergonomidesign представила Spot – новшество, заменяющее слабовидящим трость. Spot – это приспособление с искусственным интеллектом, позволяющим ему ориентироваться в окружающей обстановке и тем самым служить слабовидящим в качестве поводыря. Прикосновение, оживляющее обыденность TAF, студия архитектуры и дизайна Габриэллы Густафсон и Маттиаса Стольбума в Стокгольме, существует с 2002 г. Их цель – сделать повседневный быт менее обыденным при помощи субтильных, но эффективных изменений в архитектурных решениях и форме и функции бытовых предметов, таких как столы, лампы и цветочные вазы. Устойчивое развитие Многие дизайнеры всерьез озабочены сегодня решением задач, которые выдвигает устойчивое развитие, а шведские производители все более ориентируются на продуманные экологические стратегии. Шведские дизайнеры все больше руководствуются в своей работе соображениями устойчивого развития, что повышает как ценность их изделий, так и конкурентоспособность на международном рынке. Дизайнер сегодня – это естественное связующее звено между производителем и потребителем. Вот почему доброкачественные дизайнерские решения могут в долговременной перспективе способствовать устойчивому развитию. Пакет Peeрoo создал Андерс Вильхельмсон, архитектор и профессор архитектурного факультета Королевского технологического института в Стокгольме. Peepoo – это одноразовый туалет, который можно носить при себе. Он представляет собой пакет из биологически разлагаемого пластика, выложенного изнутри тонким слоем мочевины. Это вещество вызывает процесс разложения, повышая pH и убивая бактерии, вирусы и паразитов, которые могли бы стать причиной заболеваний. Идея Peepoo состоит в том, чтобы предотвратить эпидемии и загрязнение вод экскрементами в трущобах огромных городов развивающихся стран. Dem Collective основан Анникой Аксельссон и Карин Стенмар в 2004 г. с целью соединить экологию, этику, качество и хороший дизайн. Сегодня это самостоятельный модный бренд, чьи условия производства одежды удовлеМебель творяют требованиям устойчивости, предъявляемым сегодня компаниями, организациями и промышленностью моды в целом. Шведский модный лейбл Camilla Norrback основан финско-шведским дизайнером Камиллой Норрбак в 1999 г. Она создает экологическую одежду, не жертвуя при этом своей артистической свободой. Компания Norrgavel основана в 1993 г. Нирваном Рихтером на принципах гуманистического, экологического и экзистенциального подхода к дизайну. Компания предлагает мебель и принадлежности интерьера, создаваемые Рихтером. В том, чтó она делает, отчетливо прослеживается философия устойчивости, и ей – первой из шведских компаний, производящих домашнюю мебель – была присвоена скандинавская экологическая маркировка «Лебедь» (Svanen). В 1999 г. она получила экологическую премию Объединения шведской мебельной промышленности, присуждаемую ею в сотрудничестве с WWF, Всемирным фондом дикой природы. Школы дизайна любого профиля В Швеции целый ряд школ дизайна и изобразительных искусств, пользующихся заслуженной репутацией. Предлагаемые ими программы популярны, и конкурс при поступлении высок.
«Констфак»
Кафедра дизайна университета Умео Основанная в 1989 г., эта школа стала одним из ведущих и международно признанных учебных заведений в этой области, привлекающим студентов со всего мира.
Школа дизайна Бекмана В школе Бекмана студентов учат доверять собственному воображению и творческому потенциалу, вырабатывать свой собственный стиль в тесном сотрудничестве с другими студентами, и не только из своей группы, но и с других специальностей. Большой ежегодный выпуск школы пополняет креативные кадры самых разных отраслей. Многие из ее выпускников становятся арт-директорами, дизайнерами, модельерами, иллюстраторами, художниками, стилистами.
Школа прикладного искусства
Текстильный институт Основные дизайнерские организации Svensk Form, Шведское объединение художественных промыслов и дизайна – старейшая в мире дизайнерская организация, основанная в 1845 г. Издает журнал FORM. Объединение Svensk Form сотрудничает с Государственным архитектурным музеем Швеции, пропагандируя вместе с ним роль и значение архитектуры и дизайна в современном обществе. SVID, Шведский фонд промышленного дизайна. Повысить осознание частным и общественным секторами важности дизайна как конкурентного инструмента и стимулировать включение ими дизайнерских методов в свою деятельность – такова задача фонда. Деятельность фонда обращена на торгово-промышленный сектор, органы местного самоуправления, дизайнеров, университеты и другие высшие учебные заведения. SVI D действует по всей стране на базе собственных региональных бюро и партнерских офисов местного уровня. Шведские премии для дизайнеров Среди множества дизайнеров важно выделить тех, кто заслуживает особого внимания. Считается также, что конкурсы и награждения имеют существенное значение для развития шведского дизайна.
Премия Design S Цель премии состоит и в том, чтобы довести до сознания деятелей делового и общественного секторов важность использования дизайна для повышения экономического роста, конкурентоспособности и общественного благосостояния.
Большая дизайнерская премия
Приз Торстена и Ваньи Сёдерберг
Ung – Молодой шведский дизайн Сопродюсерами выставки являются объединение Svensk Form, Стокгольмская мебельная ярмарка и Центр формы и дизайна (Мальмё).
Источник: |