авторы компании

 


ШВЕДСКИЙ ДИЗАЙН НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ

Веб-резиденция профессионального дизайна
26.10.2011
Многообразие – вот ключевое слово шведского дизайна. Художественная ценность предметов шведских ремесел и дизайна не менее важна, чем их функциональность. Всё – и эстетические критерии, и традиционные приемы работы – подвергается перепроверке и переоценке. Сегодня шведское декоративноприкладное искусство как никогда полно жизни, а спектр его выразительных средств как никогда широк. В нем уживается все – от традиционных ремесел, среди которых особенно популярны шведское стекло и предметы саамских народных промыслов, до дизайнерских экспериментов с новейшими материалами и техниками. Такое разнообразие объясняется совокупностью факторов, и в частности, критическим подходом к традиционным нормам декоративноприкладного искусства, сложившимся в шведских художественных училищах.
 
 

Современные дизайнеры

Лет десять назад среди студентов и вчерашних выпускников возникла все более усиливавшаяся тенденция к отходу от глубоко укоренившихся традиционных установок на технику, материал и функцию. Началось движение в сторону нарративности, родившееся из желания дизайнеров рассказывать своими вещами о времени и о себе.

Благодаря этому процессу коммерческая культура в ее различных проявлениях оказалась поднятой до уровня более традиционной эстетики шведского декоративно-прикладного искусства, вобрав в себя стремление к подлинности и безыскусности. Границы между дизайном, изобразительным искусством, модой и прикладным искусством становятся все более размытыми.

Знаменитые мастера

Швеция богата талантливыми дизайнерами, многие из которых работают в шведских международных концернах, таких как IKEA, H&M и Sony Ericsson.

Другие развивают свой собственный бренд. В их числе архитекторы и дизайнеры Клаессон Койвисто Руне и Томас Сандель, художник по стеклу и дизайнер Ульрика Хюдман-Валлин, чье творчество охватывает керамику, акварель, ткани, а также роспись по стеклу и акриловую живопись. Ей принадлежит красочный дизайн одной из моделей сотовых телефонов Sony Ericsson и декоративная роспись хвостового оперения самолетов British Airways.

Дизайнеры нового призыва

Новое поколение с успехом следует ныне по стопам известных дизайнеров. Например, группа Front, которую образовали молодые дизайнеры София Лагерквист, Шарлотт фон дер Ланкен и Анна Линдгрен. Опыт, творческий спор, эксперимент - вот что лежит в основе дизайна их изделий, самыми известными из которых стали поднос со скульптурным основанием в виде свиньи и торшер в виде лошади в натуральную величину с абажуром на голове, выпускаемые фирмой Moooi.

В 2007 г. группа Front получила престижную премию Designer of the Future («Дизайнер будущего») на выставке «Дизайн Майами/Базель», а в 2010 г. – премию «Дизайнер года» шведского Elle Deco, премию того же названия журнала A&W и приз Торстена и Ваньи Сёдерберг достоинством в 1 млн крон (113100 евро, 155800 доллара США).

Эргономика и функциональность

Группа Ergonomidesign, основанная еще в 1969 г., разрабатывает и конструирует изделия, исходя из реальных потребностей и возможностей людей.

Разработки группы весьма разнообразны – от медицинского оборудования до прогулочных колясок и сотовых телефонов. В 2010 г. группа Ergomidesign и Baby Björn были удостоены дизайнерской премии Red Dot Product за их инновативный и функциональный дизайн кроватки для новорожденного Harmony. В этой кроватке ребенок защищен от солнца и насекомых, она легко складывается и ее удобно брать с собой в поездку.

На выставке Why design now? в национальном музее дизайна Купера-Хьюитта в Нью-Йорке группа Ergonomidesign представила Spot – новшество, заменяющее слабовидящим трость. Spot – это приспособление с искусственным интеллектом, позволяющим ему ориентироваться в окружающей обстановке и тем самым служить слабовидящим в качестве поводыря.

Прикосновение, оживляющее обыденность

TAF, студия архитектуры и дизайна Габриэллы Густафсон и Маттиаса Стольбума в Стокгольме, существует с 2002 г. Их цель – сделать повседневный быт менее обыденным при помощи субтильных, но эффективных изменений в архитектурных решениях и форме и функции бытовых предметов, таких как столы, лампы и цветочные вазы.

Устойчивое развитие

Многие дизайнеры всерьез озабочены сегодня решением задач, которые выдвигает устойчивое развитие, а шведские производители все более ориентируются на продуманные экологические стратегии.

Шведские дизайнеры все больше руководствуются в своей работе соображениями устойчивого развития, что повышает как ценность их изделий, так и конкурентоспособность на международном рынке. Дизайнер сегодня – это естественное связующее звено между производителем и потребителем. Вот почему доброкачественные дизайнерские решения могут в долговременной перспективе способствовать устойчивому развитию.

Пакет Peeрoo создал Андерс Вильхельмсон, архитектор и профессор архитектурного факультета Королевского технологического института в Стокгольме. Peepoo – это одноразовый туалет, который можно носить при себе. Он представляет собой пакет из биологически разлагаемого пластика, выложенного изнутри тонким слоем мочевины. Это вещество вызывает процесс разложения, повышая pH и убивая бактерии, вирусы и паразитов, которые могли бы стать причиной заболеваний. Идея Peepoo состоит в том, чтобы предотвратить эпидемии и загрязнение вод экскрементами в трущобах огромных городов развивающихся стран.

Dem Collective основан Анникой Аксельссон и Карин Стенмар в 2004 г. с целью соединить экологию, этику, качество и хороший дизайн. Сегодня это самостоятельный модный бренд, чьи условия производства одежды удовлеМебель творяют требованиям устойчивости, предъявляемым сегодня компаниями, организациями и промышленностью моды в целом.

Шведский модный лейбл Camilla Norrback основан финско-шведским дизайнером Камиллой Норрбак в 1999 г. Она создает экологическую одежду, не жертвуя при этом своей артистической свободой.

Компания Norrgavel основана в 1993 г. Нирваном Рихтером на принципах гуманистического, экологического и экзистенциального подхода к дизайну. Компания предлагает мебель и принадлежности интерьера, создаваемые Рихтером. В том, чтó она делает, отчетливо прослеживается философия устойчивости, и ей – первой из шведских компаний, производящих домашнюю мебель – была присвоена скандинавская экологическая маркировка «Лебедь» (Svanen).

В 1999 г. она получила экологическую премию Объединения шведской мебельной промышленности, присуждаемую ею в сотрудничестве с WWF, Всемирным фондом дикой природы.

Школы дизайна любого профиля

В Швеции целый ряд школ дизайна и изобразительных искусств, пользующихся заслуженной репутацией. Предлагаемые ими программы популярны, и конкурс при поступлении высок.

«Констфак»
Институт искусств, художественных ремесел и дизайна (Konstfack) – одна из старейших школ этого рода в Швеции, основанная еще в 1844 г. Расположен в южном секторе центральной части Стокгольма. Персонал института составляет 200 человек, число студентов на программах бакалаврского и магистерского уровня – около 900.

www.konstfack.se

Кафедра дизайна университета Умео
Многие стремятся поступить в эту школу дизайна на севере Швеции. Все четыре предлагаемые здесь академические программы ориентированы исключительно на промышленный дизайн и связанные с этой областью специализации.

Основанная в 1989 г., эта школа стала одним из ведущих и международно признанных учебных заведений в этой области, привлекающим студентов со всего мира.

www.dh.umu.se

Школа дизайна Бекмана
Это еще одна стокгольмская школа, пользующаяся большой популярностью. Она основана в 1939 г. Андерсом Бекманом, пионером шведской рекламной отрасли.

В школе Бекмана студентов учат доверять собственному воображению и творческому потенциалу, вырабатывать свой собственный стиль в тесном сотрудничестве с другими студентами, и не только из своей группы, но и с других специальностей.

Большой ежегодный выпуск школы пополняет креативные кадры самых разных отраслей. Многие из ее выпускников становятся арт-директорами, дизайнерами, модельерами, иллюстраторами, художниками, стилистами.

www.beckmans.se

Школа прикладного искусства
Высшая школа дизайна и декоративноприкладного искусства Гётеборгского университета. Готовит мастеров ювелирного дела, художников по текстилю и керамистов.

www.hdk.gu.se

Текстильный институт
Шведский текстильный институт в Буросе пользуется большой популярностью у тех, кто хочет заниматься текстильным дизайном. Здесь обучают по всем направлениям текстильного дела – как художественным ремеслам и дизайну, так и технике и технологии производства, финансированию и маркетингу.

www.hb.se/wps/portal/ths

Основные дизайнерские организации

Svensk Form, Шведское объединение художественных промыслов и дизайна – старейшая в мире дизайнерская организация, основанная в 1845 г. Издает журнал FORM.

www.svenskform.se

Объединение Svensk Form сотрудничает с Государственным архитектурным музеем Швеции, пропагандируя вместе с ним роль и значение архитектуры и дизайна в современном обществе.

www.arkitekturmuseet.se

SVID, Шведский фонд промышленного дизайна. Повысить осознание частным и общественным секторами важности дизайна как конкурентного инструмента и стимулировать включение ими дизайнерских методов в свою деятельность – такова задача фонда.

Деятельность фонда обращена на торгово-промышленный сектор, органы местного самоуправления, дизайнеров, университеты и другие высшие учебные заведения. SVI D действует по всей стране на базе собственных региональных бюро и партнерских офисов местного уровня.

www.svid.se

Шведские премии для дизайнеров

Среди множества дизайнеров важно выделить тех, кто заслуживает особого внимания. Считается также, что конкурсы и награждения имеют существенное значение для развития шведского дизайна.

Премия Design S
Шведская национальная дизайнерская премия Design S присуждается за творческое, инновативное решение проблем применительно к самым различным видам продукции, сервиса и условиям среды вне зависимости от дизайнерской специализации. Особо подчеркивается «дизайн, способствующий решению проблем устойчивого развития, в частности, климата, окружающей среды, общественного благосостояния и долгосрочных показателей качества жизни». Премия Design S присуждается профессиональным дизайнерам и производителям объединением Svensk Form и фондом SVID раз в два года. Наградой победителям служит не денежная сумма, а долгосрочное экспонирование их достижений в Швеции и за рубежом, в частности, путем организации передвижных выставок, на которых их продукция и процессы демонстрируются во многих странах мира.

Цель премии состоит и в том, чтобы довести до сознания деятелей делового и общественного секторов важность использования дизайна для повышения экономического роста, конкурентоспособности и общественного благосостояния.

www.swedishdesignaward.se

Большая дизайнерская премия
Это еще одна престижная шведская премия. Она присуждается ежегодно успешным шведским компаниям и привлекаемым ими дизайнерам. Цель премии – привлечь внимание к той важной роли, которую играет промышленный дизайн в разработке продукции и повышении ее прибыльности. Премия присуждается Ассоциацией технических предприятий Швеции (Teknikföretagen) в сотрудничестве с фондом SVID и объединением Svensk Form.

www.storadesignpriset.se

Приз Торстена и Ваньи Сёдерберг
Эта награда вручается ежегодно Рёсским музеем дизайна и прикладного искусства в Гётеборге «за выдающееся новаторское достижение в области изобразительных искусств, декоративно-прикладного искусства и дизайна» в Северном регионе.

www.soderbergsstiftelser.se

Ung – Молодой шведский дизайн
Быть принятым жюри к участию в возобновляемой передвижной выставке Ung – Молодой шведский дизайн – это знак отличия. Ее цель – привлекать внимание к молодым дизайнерам и поощрять их. Особый упор делается на отражение направленности на долгосрочное устойчивое развитие и зеленый образ мысли на всех стадиях осущест- вления проектов.

Сопродюсерами выставки являются объединение Svensk Form, Стокгольмская мебельная ярмарка и Центр формы и дизайна (Мальмё).

www.ung8.se

Источник: sweden.se





Вы здесь: ПОРТАЛ место действия Мир ШВЕДСКИЙ ДИЗАЙН НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!