|
ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЕ(Н)Д ДЛЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
![]() Знаки, вывешенные для голосования на АКТ ПЕРВЫЙ. ЗАКАЗНОЙ Инициатива создания символики Петербурга была выдвинута туристско-информационным бюро, которое подчиняется комитету по туризму Санкт-Петербурга. Бюро обратились в Artlebedev studio, которая до этого осчастливила Пермь, Москву, Саратов и Одессу. Назначение этой работы не до конца понятно. По заявлению ИД «Турбизнес»: — «…в комитете нам дали этот вариант. Это было еще в конце августа. Мы его использовали как логотип не города, а проекта Road Show». Проект с незамысловатым русским названием Роад Шоу — это серия презентаций туристических программ и услуг индустрии гостеприимства Санкт-Петербурга в регионах России «Добро пожаловать в Санкт-Петербург». Возможно такое обилие вариантов знака связано с производственной необходимостью проведения этого самого Road Show, но типологический ряд символов Петербурга был предложен более чем странный. ![]() В одном ряду корона, как символ имперской столицы и, например, бабл из комиксов. Если первый символ может претендовать на роль уникального идентификатора, то второй — ни в коей мере. Вероятно, бабл предложен как символ общения (высказывания, мысли), нов таком случае, он подходит абсолютно любому городу, деревне или посёлку городского типа. Если взять символ ангела с Александровской колонны, держащего крест , то сразу возникает вопрос, а чем Медный всадник не угодил? В «овальную» концепцию не уместился? ![]() Идея со сквозным использованием овала понятна — это могло бы пластически объединить разнокалиберные знаки в единую систему. Но увы! Использование столь жёсткого приёма не только бесполезно, но и вредно: например, якорь получил столь специфическую геометрию, что перестал быть якорем. Это скорее похоже на пиктограмму двунаправленного вращения. Знаки имеют разную визуальную массу, возможность уменьшения (батон и труба), разную семантику Неясно до конца, как именно может быть использовать этот продукт. С одной стороны, идёт вялое голосование на официальном городском туристическом портале, с целью выбрать 3 знака из 15, с другой — на сайте студии висит блок из 20-ти знаков под общим слоганом «полная коллекция впечатлений». Даже если предположить, что этот полный… набор знаков не предложение выбрать лучший из двадцати, а коллекция пиктограмм для использования на местности (предположим для удобства навигации), то всё равно остаются вопросы. Если овал с лучиками (вероятно, сияющий нимб) ещё как-то рифмуется с названием Saint (святой)-Petersburg, то при чём здесь стаканчик для кофе — абсолютно унифицированный объект, существующий в городах по всему миру, совершенно не ясно. Да и не многовато ли посуды? Аж две единицы. Деревьев — тоже две шт. (а как же, у нас тут город-сад), а вот с театрами — недобор будет. Всё ж таки культурная столица: Александринка, БДТ, Мариинка, Малый драматический, Молодёжка — всех не перечислишь, каждый из которых слава и гордость и бренд-амбассадор города за границей. Одну бы на всех маску комедии/трагедии со ртом-овалом. Если переиначить детский стишок, то выйдет так: «Я с детства полюбил овал, я с детства Питер рисовал!» АКТ ВТОРОЙ. КОНКУРСНЫЙ 11 июля 2014 года Молодежная коллегия Санкт-Петербурга объявила общегородской конкурс на разработку туристического бренда города. То-ли лето выдалось жарким, то-ли анонс конкурса прозвучал негромко, но организаторы собрали всего 42 работы и вынуждены были объявить второй тур. О достижениях первого — можно прочесть здесь: Финал второго тура состоялся незадолго до Нового Года. Результаты объявили в Торгово-промышленной палате 15 декабря В экспертной комиссии конкурса поработали известные жители Санкт-Петербурга: Николай Буров, Михаил Боярский, Альберт Чаркин, Валерий Фридман и другие. Что можно сказать о выборе в рамках второго тура? К великому сожалению, ничего позитивного. Четыре из пяти вариантов не несут в себе никакой внятной идеи, которая могла бы послужить увеличению привлекательности и узнаваемости бренда «Санкт-Петербург». ![]() Протасова Светлана ![]() Табуренко Валерия ![]() Гаврилик Дмитрий ![]() Задорожный Алексей Пожалуй, единственный логотип, который можно было бы рассматривать всерьез — тот, который с сердечком. Сообщение здесь присутствует. Оно не связано ни с одним из многочисленных архитектурных памятников города, оно читаемо и понятно. «Любимый город!». То, что и нужно для основы территориального брендинга: простая позитивная мысль, понимаемая ЦА (целевой аудиторией) — гостями города без всякого перевода. Но на этом плюсы заканчиваются. SPb — это аббревиатура для внутреннего употребления. Никто из потенциальных гостей со всего мира её не знает и не идентифицирует с Saint-Petersburg или St.Petersburg. Единственное трех-буквенное сокращение города, известное туристам — LED (название аэропорта). Кроме того, есть некая неточность в том, что именно b была избрана для трансформации в сердечко. Все же b — вспомогательная буква. ![]() Андреев Алексей Но самая большая неприятность в том, что эту шутку с буквой В уже шутили. И намного раньше. Бренд города BELFAST использует этот символ с весны 2011 года. И, в данном случае, это не какая-то там приставная буква, а самая, что ни на есть, заглавная. Сам факт попадания этого варианта (наиболее адекватного задаче из всех десяти) в шорт-лист недвусмысленно показывает, насколько «профессиональна» экспертная оценка данного конкурса. При всём уважении к членам экспертной комиссии, я вынужден сказать, что люди просто не в теме. ![]()
Ситуация тяжелая. Организаторы, тем не менее, ликуют: «По словам члена экспертной комиссии - вице-президента Союза дизайнеров России Виктории Семеновой: «Подобная работа по созданию городского туристического бренда, проводимая Молодежной коллегией, беспрецедентна по своим масштабам и не имеет аналогий в России. Молодежная коллегия уже проделала огромную работу, с чем я вас и поздравляю»
В довершение картины желающие могут посмотреть видео, где один из организаторов рассказывает на камеру что такое логотип и чем он отличается от бренда: — «Бренд и логотип это разные вещи, и если бренд транслируется в коммуникации, логотип больше используется в рекламе. То, что мы, собственно, видели по работе Артемия Лебедева — это работа представлена в рекламе в международных аэропортах, а бренд делается для иных целей».
АКТ ТРЕТИЙ. БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ «Узнаваемый инвестиционный бренд станет визитной карточкой Петербурга как внутри страны, так и за рубежом. Город станет центром притяжения инвестиций, новых технологий и идей, - расписала перспективы развития города председатель Комитета по инвестициям. - Новый визуальный образ объединит эмоциональную и функциональную стороны позиционирования инвестиционного бренда Петербурга. Он должен стать частью четырех областей: городского бизнес-пространства, бизнес-культуры, инфраструктуры и управления» ![]() ![]() Это было бы феерически смешно, если бы не было так печально. |