описание:
|
Российские музейные магазины сегодня выглядят блекло и скучно. Хотя в любом отделе игрушек вы увидите куда более привлекательную продукцию.Она основана на ярких локальных цветах, контрасте объёмов, модных стилистиках,оригинальных идеях и привлекательных персонажах.
Именно такие сувениры можно найти в магазинах при зарубежных художественных
музеях. Например, в парижском Центре Помпиду и в лондонской Тейт-модерн.Или в Москве — в сети магазинов «Республика», в «Гараже» и на Винзаводе.
Однако у музеев иная специфика.
Да и изготавливать сувениры каждому музею в отдельности тоже нерентабельно.
Для новаторских подходов необходимы художники, дизайнеры и прочие специалисты.
Только им по силам разработать серии сувениров, подходящие нескольким музеям сразу.
Аналог решения поставленной задачи можно найти, например, в Праге. Всю сувенирную продукцию там обрисовал один художник — Вотруба. У нас чем-то подобным занимались: Юрий Гордон, Андрей Бильжо, Леонид Тишков, Ольга и Александр Флоренские. Конечно, оригинальность должна быть адекватна визуальной среде. А привычная нам визуальная среда покрыта нафталином: сплошные полутона и завитушки. Оттого покупатель сувениров может посоревноваться в консерватизме с музеями.
Обновленная эстетика должна задавать новое содержание.
Существующая историческая мифология, набор героев и достопримечательностей тоже устарел. Пора составлять новый. Выработать более дистанцированное, уважительное и даже ироничное отношение к собственным историческим мифам.
Это мы и предлагаем вам сделать.
Вычленить самую важную на сегодня информацию и выразить её самым лёгким с точки зрения восприятия способом. А затем спроектировать цепочку сувениров, где господствующую роль будет занимать символика каждого конкретного музея, но общероссийские и региональные образы тоже должны присутствовать.
Организаторы конкурса провели опрос музеев и составили предварительный реестр образов отечественной исторической мифологии.
Получились следующие группы:
Ø место (общеизвестные символы, явления и феномены — в Туле, например, это тульский пряник),
Ø люди (знаменитые исторические и фольклорные персонажи),
Ø виды (самые известные архитектурные сооружения и памятники),
Ø события (ожидающиеся юбилеи и ежегодные праздники, проводимые в музее),
Ø анекдоты (интересные и необычные факты, имеющие отношение к музею, а также
местные исторические байки),
Ø экспонаты (самые известные реликвии музея).
И сформировали три сувенирных линии:
«Русские истории»
«Русский космос»
«Русские победы»
Например:
«Русские истории»:Ясная поляна,
Толстой, Дом-музей Толстого, уход в Остапово, 200 лет победы в Отечественной войне 1812 года (2012), Фестиваль крапивы, Первый бал Наташи Ростовой, Анна Каренина бросается под паровоз, «Барин, пахать подано!», толстовка, сапоги, кожаный диван, на котором родился Толстой.
«Русские победы»: Бородино,
Кутузов, Наполеон (с больной ногой на барабане), Денис Давыдов, Лев Толстой, обелиск, повязка Кутузова, 200 лет Бородинской битве и победы России в Отечественной войне 1812 года, ранение Багратиона, «генерал Мороз», «дубина народной войны», «шантрапа», «Не замай, дай подойти!».
«Русский космос»: Политехнический музей
Левша, Прометей, Гагарин, Королёв, Циолковский, Терешкова, Белка и Стрелка,спутник, «Восход», луноход, 140 лет музею (2012), Корнелюк расчитывает возможность
пилотируемого полёта на Луну (который совершили американцы), Игоря Северянина
избирают «королём поэтов», «Поехали!», «И на Марсе будут яблони цвести», «физики»
и «лирики», Евтушенко и Вознесенский, волшебный фонарь, автомобиль «Руссо-Балт», атомная бомба, скафандр «Кречет» (для выхода опять же на Луну), робот «Сепулька», невесомость, стыковка, космическая пища.
|