авторы компании
Хитов:
7221
Теория и педагогика
Хитов:
4400
Хитов:
16780
Дизайн интерьеров

 


НОРДИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН. STOCKHOLM DESIGN WEEK 2013

Елена Михайловна Юрченко
06.03.2013
В последние годы Стокгольм стал важным центром мирового дизайна, вплотную приблизившись к таким традиционным дизайнерским монополиям, как Лондон и Милан. Ежегодно в начале февраля самые известные архитекторы, дизайнеры, блоггеры, журналисты ведущих журналов и просто интересующиеся дизайном съезжаются в Стокгольм на одно из важных событий Западной Европы – Stockholm Design Week, чтобы увидеть самые свежие идеи скандинавского дизайна.


 
На самом деле Стокгольмская Неделя Дизайна объединяет в себе несколько крупных и самостоятельных ранее событий – это, прежде всего, Stockholm Furniture Fair, Northern Light Fair, Stockholm Fashion Week, а также большой ряд мероприятий, разбросанных по галереям, музеям и шоу-румам города.
Stockholm Furniture Fair - ключевое  событие Недели, крупнейшая ежегодная мебельная ярмарка в скандинавском регионе, своего рода смотр-конкурс, на котором проходит оценку скандинавский дизайн, но участие принимают сотни компаний из разных стран мира. Впервые выставка состоялась в 1951 году. В этом году – это ее 62-я вариация. Традиционно свои новые разработки представляют и именитые дизайнеры, и студенты дизайнерских школ, и торговые компании. Помимо мебели на ярмарке представлено освещение, текстиль, решения для жилых помещений, офисов и публичных пространств. Ярмарка не ограничивается только стендами, а включает в себя ряд параллельных мероприятий - кураторских выставок, дискуссий и премий.
Задача участников не только продемонстрировать свою продукцию, но и оформить сам выставочный комплекс так, чтобы он превратился в предмет современного искусства.
По традиции каждый год в качестве почетного гостя выбирается дизайнер, создающий одно пространство ярмарки, обычно это дизайн-холл. В разное время почетными гостями были: Инга Семпе, Патриция Уркиола, Ронан и Эрван Буруллеки, Наото Фукасава, Константин Грчик, Джулио Каппеллини, Инек Ганс, Пол Смит и Арик Леви.
Почетным гостем  Stockholm Furniture & Light Fair 2013 стал Оки Сато, основатель студии дизайна Nendo. Оки Сато называют самым неординарным дизайнером XXI века, в его работах отмечают новаторские решения и эксперименты, сдержанный юмор и постоянное желание рассказать новую историю. Философию дизайна, которую он и Nendo представляют, можно выразить как минимализм, который скромен и грандиозен в равной степени. Родился в Торонто, но большую часть своей юности провел в Японии, где и получил профессию архитектора.
 

 
Для Стокгольмской выставки Nendo  была создана крупномасштабная инсталляция «Snow-Capped Mountains» – место для отдыха и общения в главном холле выставочного комплекса Stockholmsmässa. Пространство, имитирующее белоснежный пейзаж заснеженных горных цепей, выглядело необыкновенно легким, ажурным и умиротворяющим. Эта конструкция была изготовлена из 80 листов 3 мм толщины пенопласта с помощью лазерной резки, которые затем были вытянуты в высокие петли,  составившие ряды мягко изогнутых перегородок и границы небольших уютных внутренних лаунжей, дополненных белыми фонарями и белыми алюминиевыми стульями. Когда ты находишься внутри этой конструкции, все эти полосы кажутся подвижными, и, несмотря на прозрачность и просматриваемость, возникает чувство уединения, спокойствия и отдохновения. Визуальный эффект получился внушительным, можно быть уверенным, что каждый посетитель оценил по достоинству  творческие усилия дизайнера.



Идеей для инсталляции, по словам Оки Сато, послужил способ дизайна расширяться, демонстрируя превращение одной небольшой идеи в грандиозный проект, или, говоря профессиональным языком, процесс проектирования от разработки концепции до полного его завершения. «Это -метод, который иллюстрирует нашу философию дизайна,” - объясняет Оки Сато.
 

 
Для дизайнера было важно сделать максимальный объем из минимального количества материала, а также свести к минимуму воздействие на окружающую среду. Инсталляция легко разбирается, ее можно перевезти всего на одном грузовике, а также при желании пластик легко переработать и пустить на другие нужды.
 

 
Другим обязательным пунктом программы Stockholm Furniture & Light Fair является Greenhouse - специальная секция, где можно увидеть идеи молодых дизайнеров. Именно здесь, почти 10 лет назад дебютировал нынешний Почетный гость Стокгольмского фестиваля. Тогда, в 2004 году, вспоминает Оки Сато, у меня не было средств, чтобы отправить мою работу, мой деревянный стул прибыл вместе со мной в Стокгольм на борту авиалайнера.  В течение той недели я познакомился с компанией Swedese, которая выбрала мой стул и сделала его частью их коллекции. Это было моим первым предметом мебели, который был  произведен компанией! Поэтому Greenhouse – одно из самых незабываемых мест для меня! Вернуться на Stockholm Furniture & Light Fair  в качестве Почетного гостя, туда, где были открыты двери, и это позволило мне начать профессиональную карьеру, глубоко символично.
Участвовать в выставке на площадке Greenhouse  могут молодые независимые дизайнеры и школы искусств и дизайна. Представлять можно  только те проекты, которые еще не получили широкого освещения и не имеют заказчика-производителя. Ряд уже известных имен в дизайне, таких как Nendo, Front, Norway Says и Broberg Ridderstråle, впервые были открыты именно в рамках этой инициативы.
 

 
Молодые дизайнеры, участники Greenhouse считают, что эта выставка дает хорошие возможности показать себя и свою работу. Сюда приезжает много иностранной прессы и международных компаний, которые склонны считать Greenhouse одной из самых захватывающих и неожидаемых частей программы. К тому же, здесь есть хорошая возможность наладить контакты и с компаниями, и с соседями по стендам, что, несомненно, дает хорошие перспективы.
 
Экспонаты для экспозиции Greenhouse отбираются профессиональным жюри (experimental/interior designer Anna von Schewen, TAF architecture & design studio architect Gabriella Gustafson, design entrepreneur David Carlsson and interior and furniture designer Matti Klenell). Интерьер Greenhouse также создается  уже зарекомендовавшими себя компаниями. В этом году  он был разработан командой стокгольмской NOTE Design Studio, дизайнеры которой представили Greenhouse как выставку-оазис, где все растет и развивается в благоприятных условиях. Идеей для вдохновения послужили геометрические планировки, партеры и лабиринты  барочных садов. По словам разработчиков концепции интерьера Greenhouse, для них было важно, в первую очередь, наделить предлагаемое пространство ощущением живучести и открытости, где новым идеям открыты все двери, которые будут замечены и будут расти. Планировка такого пространства чрезвычайно важна, так как это должно быть местом, где можно собраться и обсудить что-либо, и в то же время, оно должно стать «рассадником» для новых знаний, идей и новых проектов, а также, в итоге, служить основной цели Greenhouse – увеличению связи между дизайнерами, производителями и потребителями.
Очень цельным и законченным в обширной экспозиции Greenhouse выглядел проект школы искусств Университета Аалто - «Формы стула». 15 стульев были спроектированы и изготовлены для Greenhouse студентами МА первого года обучения направления мебельный дизайн под руководством профессора  Jouko Järvisalo  и преподавателя Martin Relander. Такое, казалось бы, несложное задание: спроектировать и изготовить простой стул из массива березы, по мнению педагогов, дает возможность получить базовые знания о форме, композиции и конструкции мебели. Участники проекта – студенты из разных учебных заведений и стран (Финляндия, Эстония, США, России, Японии, Южной Кореи и Китая). Они подошли к решению поставленной задачи в очень индивидуальной манере, обладая  разными навыками  и опытом в дизайне мебели. Но, эта творческая поездка дала возможность студентам открыть много нового, почувствовать себя молодыми дизайнерами, найти свой собственный стиль и заявить о себе публично.
 

 
На что обращают внимание жюри при оценке представленных предметов дизайна? Дэвид Карлссон так отвечает на данный вопрос: «Как член жюри, я ищу кого-то, дизайн которого не только хорош, но и может быть прочтен на нескольких уровнях; дизайн, у которого есть гуманистическая перспектива, который эстетически приятен и который «честен», то есть «рассказывает» правдоподобную историю».
 

 
В этом году на площадке Greenhouse состоялась премьера передвижной выставки «Молодой Шведский Дизайн», которая носит конкурсный характер. Она была учреждена Шведским Обществом Ремесел и Дизайна в сотрудничестве  с  Stockholm Furniture & Light Fair. Экспозиция, отобранная жюри, имеет целью продвижение шведского дизайна и после своего дебюта на ярмарке отправится в международное турне.
 

 

 
Коммуникация в дизайне – одна из главных тем Stockholm Furniture & Light Fair этого года. Временный павильон для проекта «HELLO! Anatomy of Communication», под эгидой которого проходит серия круглых столов и дискуссий, было поручено спроектировать и выстроить творческому дуэту в составе шведского архитектора Герта Вингарда (GertWingardh) и финского иллюстратора Куста Сакси (Kustaa Saksi). Придуманная ими конструкция, отсылающая нас к церковной архитектуре, была собрана из 11 000 листов бумаги формата А3. Для того чтобы они превратились в павильон, потребовалось 44 000 соединений. Нижняя часть листов покрыта ярким растительным орнаментом. И опять же рачительные шведы подумали об утилизации: после выставки всю использованную для проекта бумагу планируется передать в детскую художественную школу.


 
Разработанная архитектором конструкция павильона представляет собой купол из подвешенных листов бумаги, которые свисают с потолка. Каждый лист является частью гигантской иллюстрации, которая формирует выпуклый потолок. Для доступа внутрь сделаны арки с каждой стороны.


 
Очарование церковной архитектурой и сводами храмов вдохновили авторов на создание этой удивительной конструкции. Подготовительная работа продолжалась в течение многих месяцев, а фактический подъем купола – что-то вроде бесконечной задачи, вспоминает Gert Wingardh.
 

 
Как и в предыдущие годы в пространстве «HELLO!» проходили дебаты об и вокруг дизайна и коммуникации. Дискуссию о медиакоммуникации провели  главный редактор интернет-портала dezeen.com Маркус Фэйрз, писатель и критик Анна Нова Беатрис и директор "Strelka-Press" Джастин Макгирк. Участники этой международной группы обсуждения говорили о современной культуре дизайна, которая сегодня чрезвычайно сосредоточена на изображении, и чрезвычайно мало вкладывает в обсуждение предмета дизайна. Большая часть коммуникации дизайна идет через онлайн-картинку, вместо публицистических статей или анализа проекта.
Еще одно пространство, используемое в качестве функциональной инсталляции,   для представления студии или одного дизайнера – так называемый «Design Bar» - площадка, соединяющая в себе бар и зону отдыха, облик которой меняется каждый год.
 

 
И это еще не все. Параллельная программа включает в себя также ряд кураторских выставок. Серия тренд-инсталляций дизайнера Яна Рундгрена представляет тренды соответственно «Let there be light» в области освещения; «Let there be future» в сфере дизайна интерьеров общественных пространств; «Let there be style» - частных интерьеров.


 
Дизайнер обращает внимание на большую значимость общественных пространств в современном мире. «Мебель скандинавского дизайна, предназначенная для помещений такого рода, зарекомендовала себя с позиции высочайшего качества. Мы наблюдаем намного более смелый дизайн и подбор материалов в последние годы, и мы хотим уже большего от мебели, с которой мы сталкиваемся в общественных местах», отмечает Ян Рундгрен. Мир освещения сегодня вдохновляет все больше и больше. Поэтому, поместив источники света в надлежащий контекст, дизайнер стремится наилучшим образом  продемонстрировать их инновационные качества. Инсталляция Яна Рундгрена состоят из предметов, собранных со стендов компаний, участвующих в выставке.
В сфере интерьеров частных пространств, дизайнер считает, что в ближайшем будущем сосредоточенность на собственном доме еще более возрастет, если такое еще возможно. Ян прогнозирует, что потребители будут делать меньше покупок для дома, но будут выбирать более качественные и дорогие приобретения, то есть  проявлять более долгосрочный подход к товарам для дома. Основными покупками, продолжает дизайнер, будут диваны, кресла и кровати, также он отмечает тенденцию большего использования в интерьерах стеллажей не только для хранения книг, но и как элементов для функционального деления пространства.
 

 
Инсталляция «Да будет стиль» иллюстрирует тренды скандинавского стиля. Светлый, природный скандинавский стиль дополняется контрастной мебелью и ярким цветом текстиля. Натуральные материалы, такие как дерево, стекло и камень, будут и далее занимать одно из основных мест, как в интерьерном дизайне, так и в современном дизайне мебели. Следующая тема, которую поднимает Ян Рундгрен, звучит «Оттенки серого». Серая гамма 1990-х возвращается и служит дополнением к черным интерьерным акцентам, которые мы наблюдали в последнее время. Все станет более изощренным и элегантным, для контраста будет использоваться цвет и материалы. Более декоративный стиль, по мнению Яна, также предполагает развитие. Здесь большое будущее у мягкой мебели на изогнутых ножках, обитой текстилем с драматическими паттернами и романтическими флоральными мотивами. В современном дизайне мы играем с разными стилями, свободно комбинируя их друг с другом. Таблица используемых цветов в интерьере становится более насыщенной, будут выбираться более темные тона для стен и декоративных деталей.
 


Современные дома становятся все более «зелеными». Декорирование жилищ живыми растениями набирает все новые обороты. В будущем в интерьерах будет использоваться мебель, специально спроектированная для растений. Тема «Green grass of home» полностью демонстрирует инспирацию органической природой. Солнце, ветер и вода являются самыми популярными темами как внутри, так и снаружи жилища. Колористическая карта инспирирована природой: приглушенный зеленый, голубой, коричневый – цвета скандинавского дома в 2013 году.
 

 

 
Таким образом, нельзя не согласиться с существующим мнением, что шведский дизайн имеет глубоко идущие корни в изящный минимализм. Типичный шведский дизайн является достаточно доступным и функциональным. Творческие идеи, как правило, строятся на простых линиях, нейтральных материалах, но большинство продуктов вселяет в нас гармонию формы и материала, они красивы и функциональны одновременно.
 
 
 
 


Вы здесь: ПРОЦЕСС недели дизайна НОРДИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН. STOCKHOLM DESIGN WEEK 2013

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!