авторы компании
Хитов:
4724
Теория и педагогика
Хитов:
43
Медиадизайн
Хитов:
681
Арт дизайн

 


ГРАФИЧЕСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ И ШРИФТ

Веб-резиденция профессионального дизайна
27.02.2010

Кабинет графического дизайна объявляет новый веселый и занимательный практический курс «Графическая археология и шрифт». Вести его будет Митя Харшак, автор-составитель и издатель книги «От психологии бытового шрифта к графической археологии», дизайнер, краевед и многолетний исследователь графической археологии.

{multithumb
 enable_thumbs=0}
    
Курс «Графическая археология и шрифт» был впервые опробован Митей на кафедре Графики Северо-Западного института Печати. Работы студентов Мити Харшака принимали участие в международных дизайнерских выставках, среди которых «Шрифт’2005», «ATypI 2008» и других. Курс «Графическая археология и шрифт» был признан Джеймсом Крейгом (James Craig) автором множества книг по шрифту и графическому дизайну (http://www.designingwithtype.com/resources_booksByJC.html) и ресурсом www.designingwithtype.com одним интересных творческих учебных курсов по шрифту. Публикация состоялась в 2009 году: http://www.designingwithtype.com/st-petersburg/index.html

Расписание и наполнение занятий:
    1. Лекции Мити Харшака «Графическая археология» и «Анатомия буквы»
    2. Лекция Ольги Флоренской «Психология бытового шрифта»
    3. Фотографирование и обсуждение результатов фотографических экспедиций (2 занятия + домашние задания)
    4. Наброски и обсуждение основных форм будущего шрифта (2 занятия + домашние задания)
    5. Проработка основных форм будущего шрифта (2 занятия + домашние задания)
    6. Построение всех знаков алфавита (2 занятия + домашние задания)
    7. Шрифтовой плакат (2 занятия + домашние задания)
    8. Лекция Юрия Ярмолы (www.fontlab.com) по программным инструментам создания шрифта.

В течение 12 занятий слушателям курса предстоит создать знаки кириллического и латинского алфавитов на основе собственных фотографических экспедиций по Санкт-Петербургу. Курс предполагает активную самостоятельную работу над домашними заданиями.

Митя Харшак о курсе «Графическая археология и шрифт» из книги «От психологии бытового шрифта к графической археологии» (СПб., 2006)

«Самое милое дело — ходить по улицам с фотоаппаратом. Порой можно найти такие волшебные графические артефакты, что... кажется, место им не в унылой подворотне, а в залах музея современного искусства. Неравнодушный взгляд на стены домов и парадных вычленяет из визуальной картины мира подлинные высокие достижения в сфере графического дизайна и шрифта. Графическая составляющая городской среды непостоянна, в отличие от архитектуры. Срок жизни вывески или таблички, объявления или надписи в десятки, а то и сотни раз меньше, чем у дома, на стене которого они размещаются. Графический дизайн применительно к городским объектам подвержен стилевым, технологическим и смысловым изменениям и как нельзя лучше фиксирует и передает динамику развития городской среды в ее исторической эволюции. Визуальная графическая среда города — неисчерпаемый источник свежих дизайнерских идей. Важно только уметь разглядеть острую актуальную графику за неказистой на первый взгляд надписью на стене лифта или в подворотне. Огромную роль в формировании образа «бытового шрифта» играет диктующая его графический облик вещественность: металл, дерево, пластик — каждый из материалов подсказывает свой пластический ход.

Один из основополагающих принципов графической археологии заключается в постмодернистском заимствовании ready-made объектов из городской среды и их переосмыслении в контексте современного дизайна, переносе утилитарно-информационной функции в искусствоведческий дискурс. Именно специальная внимательная настройка глаза в ходе краеведческих прогулок по городу может зачастую подсказать неординарное и острое дизайнерское решение в ежедневной практической работе. Учебное задание в рамках курса состоит из двух частей — исследовательской и проектной. Вначале студенты отправляются в фотографические экспедиции, выискивая в городской среде достойные проявления бытового шрифта и собирая наиболее интересные его проявления. Большую роль в процессе работы играет коллегиальность обсуждений: все члены рабочей группы — и студенты и преподаватель в равной степени — участвуют в обсуждениях и выборе тех образцов, которые впоследствии лягут в основу акцидентного шрифта. В надписях, которые становятся отправной точкой разработки начертания, всегдаприсутствуют лишь несколько знаков — литер или цифр (подчас не более трех). И основной проектной задачей становится нахождение графики всего алфавита, не только опирающегося идейно на выбранный шрифтовой артефакт, но и представляющий собой единое целое. Ценность задания я вижу в том, что студенты приобретают опыт неравнодушного «cмотрения и видения», понимания того, что отправной точкой творчества может служить и вполне неказистая на первый взгляд графическая история, подсмотренная в подворотне.» 


А вот что пишут о курсе «Графическая археология и шрифт» наши авторитеты (мнения авторитетов расставлены в бесстрастном алфавитном порядке):

Юрий Гордон:

«Народный шрифт — странное явление. Надписи на наших заборах и стенах редко бывают эстетичными и даже старательными. Как правило, это или спонтанное выражение сильных чувств, или страшно неумелые, но почему- то небрежные попытки «сделать красиво». Даже «Я люблю тебя, Наташка!» не может старательно вывести на асфальте большая мужественная кисть маляра Вовы. Он торопится, волнуется, и буквы выходят кривые и неопрятные. Видимо, красота — не то, чего ищет народ, берясь за гвоздь, аэрозольный баллончик, трафарет или флейц. Народ ищет правду, и видит ее грубой и страшной. Таковы наши настенные надписи: жесткие, корявые, беспощадные к поверхности и к глазу зрителя. Но, помимо желаний слепорожденных авторов-правдорезов, в этих надписях тоже есть эстетика. Потому что от красоты никуда не деться, и она не менее беспощадна, чем твердый штырь в мозолистых пальцах. Так давайте пройдем по грязным улицам, свернем в загаженные подворотни, зайдем в пахнущие вчерашним пивом лифты, прислонимся к дверям, к которым опасно прислоняться — словом, заглянем в самые интимные места наших городов — и вынесем оттуда всю Правду, как она есть, и переплавим ее в Красоту — чтобы тем самым обезвредить, как сапер обезвреживает бомбу террориста, как писатель, страшно матерясь на пяти страницах, снимает заклятое табу с самых правдивых слов нашего несчастного, могучего языка.»

Владимир Ефимов:

«С изобретением фотоаппарата (особенно цифрового) идея собирания всяческих надписей и предметов материальной культуры, которые человек оставляет в местах своего обитания, стала доступной широкому кругу профессионалов и любителей. Кажется, нет графического дизайнера, который бы этим не занимался. Я тоже уже почти 20 лет фотографирую различные надписи, особенно «Машины не ставить» и им подобные. Вместе с тем иногда возникает желание применить собранный материал в основной работе. Вот Митя Харшак сделал этот процесс основой своего курса обучения для студентов, заставляя их разыскивать всякие занимательные надписи, фотографировать их и затем делать шрифт на их основе. С моей точки зрения, практический выход от этого курса очень небольшой. Однако постоянный поиск объектов шрифтовой графики невольно держит обладателя фотоаппарата в тонусе, заставляет вглядываться в подробности уличной каллиграфии и обращать внимание на мелкие детали букв. То есть этот процесс воспитывает качества, совершено необходимые хорошему графическому дизайнеру — внимание к подробностям, способность сравнивать и отделять мусор от интересных форм, а также умение интерпретации найденного. Поэтому это занятие мне кажется очень полезным.»

Максим Жуков:

«Задание на разработку проекта наборного шрифта с рудиментарным комплектом знаков — буквы русского алфавита (в одном регистре), плюс 10 арабских цифр — мне представляется чрезвычайно полезным.
Прежде всего, он помогает студентам понять и хорошо усвоить разницу между письмом, рисованными надписями и типографикой. В ходе выполнения задания студенты также знакомятся с основами методики проектирования шрифта. Они на собственном опыте убеждаются в необходимости выявления, анализа и обобщения графических особенностей надписей. Студенты учатся строгому отбору и последовательному отражению этих особенностей в рисунке знаков проектируемого шрифта. При этом во внимание принимаются все характерные признаки формы составляющих надпись шрифтовых знаков — как основные (их масштаб, пропорции, соотношение габаритов, внутри- и междубуквенных пробелов, основных и соединительных штрихов, характер кривых, насыщенность, влияние инструмента и материала), так и вторичные (завершения штрихов, засечки, декоративные элементы и т.п.). Важным и ответственным аспектом проектирования комплекта шрифтовых знаков является мера обобщения и регуляризации их рисунка — для достижения должной гармонии при сохранении необходимой живости и своеобразия. Особой — и очень непростой — задачей является проектирование комплекта цифр.
    Успех проектирования шрифта определяется на заключительном этапе выполнения задания — при оформлении текста, где буквы и цифры находятся в конкретных, характерных для русского языка сочетаниях, а не просто набраны в алфавитном порядке. Для тестирования спроектированного шрифта может быть использована как панграмма (текст, использующий все буквы алфавита), так и специально составленный текст — для проекта афиши, плаката, объявления, надписи, растяжки и т.п., т.е. шрифтовой композиции, близкой по масштабу надписи, выбранной за основу в начале работы.»

Тагир Сафаев:

«Ваш курс «Графическая археология и шрифт», исключительно интересная затея, мобилизующая понимание стиля в шрифте, что, конечно, немаловажное качество. Судя по результатам, задание выходит за рамки простой пропедевтики, но нужно потрудиться, чтобы обрести новый статус, т.е. можно бы подумать, что могло бы сопровождать этот курс, помогая углубить содержание основного задания и как продолжить этот курс, не свертывая его во «вкусный», но одинокий проект. Успехов вам и вашей затее!»

Сергей Серов:

«Уличная шрифтовая графика, которой Митя Харшак занимается со студентами в рамках курса «Графическая археология и шрифт», увлекала художников и дизайнеров, начиная со времен футуризма. Однако в дизайн-педагогику это увлечение начинает входить только в последние годы. Аналогичные учебные задания дают сегодня студентам ВАШГД Андрей Логвин, Юрий Гулитов, Борис Трофимов, а в Санкт-Петербургском университете Константин Старцев. Визуальные впечатления, которые производит непрофессиональный уличный дизайн, сообщают профессиональному графическому дизайну жизненную силу, спонтанную энергию, доставляют удовольствие и непредсказуемые возможности для творческого развития.»

{multithumb
 enable_thumbs=1}

Информация для участников

Для участия в курсе необходимо знание Фотошопа и любого из векторных графических редакторов — без этого никуда. Пожалуйста, предусмотрите время на выполнение домашних заданий. Курс является единым и неделимым. По итогам курса состоится выставка и будем стараться издать каталог работ. Стоимость курса составляет 8000 рублей. Назовите пароль «я узнал о курсе из ЖЖ» и получите скидку.  Занятия по четвергам в 19:00 (обсуждаемо). Начало занятий — 4 марта 2010 года. Записаться в группу и узнать подробности можно по телефону: +7 (812) 943 3368





Вы здесь: ПРОЦЕСС образование семинар ГРАФИЧЕСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ И ШРИФТ

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!