авторы компании
Хитов:
6226
Дизайн интерьеров
Хитов:
6360
Дизайн моды
Хитов:
0
Теория и педагогика

 


ПЛОДЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА. УРОЖАЙ 2009 ГОДА

Валерий Георгиевич Бандорин
30.11.2009
Университеты, академии, институты — суть высшие учебные заведения. Здесь учат, то есть дают знания, прививают навыки, обучают умению применять то и другое в будущей профессии. Есть такая сентенция: учение — это постижение определённых правил, закономерностей, а опыт — знакомство с исключением из правил. Но учёба, учение это база, фундамент, если хотите, без которого профессиональная деятельность не возможна. В том числе в дизайне. Вернее деятельность возможна, но на непрофессиональном уровне. Художественные откровения так называемого арт-дизайна — это несколько из другой области.
 
 
Споры о том: дизайн — искусство или не искусство, когда красиво или когда удобно, когда экономично или когда раскупаемо и модно для профессионалов бессмысленны. Дизайн —это профессиональная работа, от результатов которой людям становиться жить лучше и интересней. Часто встречающийся сегодня термин «инновация» имеет прямое отношение к дизайну. Инновация (от англ. innovation) —создание, использование и распространение нового средства, продукта, процесса (технического, экономического, организационного, культурного и др.). Различают радикальные инновации и инновации, совершенствующие способы и средства деятельности, продукты. Как отмечают словари, инновации встречают различную общественную реакцию — от одобрения до противодействия и сопротивления. Так ведь сама сущность дизайна инновационна. Дизайн-продукт аккумулирует в себе и новый подход в проектировании с использованием новых технологий, получение новых потребительских качеств, выражаемых в новых формах и вызывающих новые эмоциональные ощущения.
 
В конечном же итоге результат деятельности дизайнера воспринимается через особый отличительный образ. Это образ обязан, в том числе, и эстетическим параметрам. Не случайно, сегодня факультет дизайна СПГХПА им. А.Л. Штиглица — это прежде всего школа художественно-проектного творчества, цель которой — постоянный поиск органичного соединения дизайна, педагогики и науки. Соседствуя с факультетами декоративно-прикладного искусства и монументального искусства, факультет дизайна развивается в атмосфере полихудожественного пространства. И это является той благодатной обстановкой, позволяющей готовить высококлассных специалистов, имеющих свой отличительный почерк в отечественном дизайне. Это же заставляет задуматься о настойчивом желании наших чиновников от образования об унификации системы подготовки по всем направлениям высшей школы. Включая, в том числе, и творческие вузы. Бакалавриат и магистратура. Система, принятая в Европе, оправдана и рассчитана на особенность, прежде всего, социально-экономического обустройства стран во многом зависимых друг от друга.
 
Система же подготовки специалистов-дизайнеров (5-6 лет обучения), принятая в нашей стране оказалась важна и нужна не только в отечестве, но и зарубежом. Востребованность и результаты творческой деятельности наших выпускников за границей — тому пример. Специалист отечественной формации (мухинско-штиглицинской, во всяком случае) — специалист широкого профиля, вооружённый серьезным арсеналом художественно-проектных средств и обладающей той культурно-эстетической базой, которая присуща российским художественным вузам. Эти специалисты нужны прежде всего нашей стране, проблема лишь в том, чтобы их талант и полученные знания не только были воплощены в дипломные работы и конкурсные разработки, но были бы использованы в полной мере в промышленности, строительстве, полиграфии. Использовались как реализация необходимых культурных потребностей человека через окружающий его предметный мир.
 
* Пять примеров выпускных квалификационных работ пяти кафедр факультета дизайна академии. Каждая из них по-своему раскрывает многообразие форм и возможностей дизайна как творческой деятельности, результат который ориентирован как на индивидуальные потребности человека, так и на его социальные запросы. Кафедра промышленного дизайна представлена коллективным проектом сверхзвукового самолёта бизнесс-класса — ближайшая перспектива деловых авиаперевозок — тенденция современного авиастроения.
 
 
Проблемы современного мегаполиса, транспорт в историческом центре города, массовый туризм и достойное сохранение культурного достояния Санкт-Петребурга  стали предметом и объектом дипломных работ выпускников кафедры средового дизайна. Проект автотерминала для туристов города яркий тому пример.
 
 
 
Оставаясь мерой, физической мерой, всех вещей, человек, является мерой ответственности за природную и социальную среду его окружающую. Работа выпускницы кафедры программного дизайна посвящена проблеме обеспечения безопасности жизнедеятельности людей «серебряного века». Автором была разработана организационная структура социальной службы «ВИТА+», её функции, фирменный стиль и необходимое предметное оснащение.
Гуманистический вектор в реализации профессиональных интересов прослеживается и в дипломных работах выпускников кафедры коммуникативного дизайна. Ортопедический центр, его структура, функции, особенности лечения получили наглядную, оригинально представленную форму коммуникативного обеспечения.
 
 
Из множества ярких, разнообразных работ молодых дизайнеров-графиков трудно выбрать одну, которая бы могла дать полное представление о творчестве выпускников кафедры графического дизайна 2009 года. Здесь представлена одна из отмечённых государственной аттестационной комиссией —«Силуэты времени — визуализация арт-проекта ВИНТАЖ». Очень стильная, виртуозно исполненная шрифтовая графика и фотографика с ретромотивами.
 
Защита дипломных работ на факультете дизайна СПГХПА им. А.Л. Штиглица проходила в начале лета. Тогда же государственная аттестационная комиссия дала путёвку в жизнь выпускникам пяти кафедр факультета, по достоинству оценив плоды их дарования и усердия. Ценность же снятого «урожая», возможно будет оценить уже в начале зимы. Это время, когда молодые специалисты представляют свои работы широкой общественности наряду с достижениями профессионалов-дизайнеров. В декабре открывается очередная биеннале дизайна «МОДУЛОР-2009».
  
* Пояснение к иллюстративному материалу. Название дипломных работ и авторство.
 
1. Сверхзвуковой самолёт бизнесс-класса.
Авторы: Голиков О., Шибанова К., Федоровских А.
Руководители: проф. Мирзоян С.В., ст. преп. Хельмянов С.П.
 
2. Андеграунд: подземный паркинг, портал молодёжного творчества в историко-туристическом пространстве Санкт-Петербурга.
Автор: Фот О.
Руководители: проф. Стрельцова В.К., доц. Файзрахманов М.Р.
 
3. Дизайн-программа «ОБЖ людей серебряного возраста»
Автор: Захарьина И.
Руководитель: проф. Валькова Н.П.
 
4. Коммуникативное обеспечение Санкт-Петербургского центра травматологии и ортопедии.
Автор: Пермякова К.
Руководитель: проф. Федосеев В.М., проф. Журавская Т.М., ст. преп. Куликов И.И.
 
5. Силуэты времени. Визуализация арт-проекта «ВИНТАЖ».
Автор: Кармазина С.
Руководитель: проф. Канайкин П.С.

 
 
Бандорин В.Г. —  декан факультета «Дизайн»
СПГХПА им. А.Л. Штиглица,
зав. кафедрой промышленного дизайна,
кандидат искусствоведения, профессор


 




Вы здесь: ПРОЦЕСС образование вузы ПЛОДЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА. УРОЖАЙ 2009 ГОДА

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!