авторы компании
Хитов:
6051
Теория и педагогика
Хитов:
21813
Арт дизайн
Хитов:
8256
Дизайн моды

 


ДИЗАЙН-ФОРУМ В СОЧИ. ПИТЕР ВЕРНУЛСЯ С ПОБЕДОЙ!

Веб-резиденция профессионального дизайна
22.06.2009
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Каждый год в начале высокого туристического сезона в Сочи съезжаются главные художники и главные дизайнеры городов России. Маститые и начинающие, имеющие непосредственное отношение и знающие по-наслышке, болеющие душой и читающие по диагонали — все они стремятся на мероприятие под названием «Дизайн-форум в Сочи»

dscn1454

Александр Линецкий: Ну что, я начну на правах ведущего. Итак, что же такое Дизайн-форум в Сочи?

Ксения Данилова: Это — ежегодное мероприятие, которое проводится уже в 12-й раз. На форуме собираются главные художники и главные дизайнеры городов России и обмениваются опытом. Каждый год выбирается определенная тема для этих встреч, в этом году была тема "Память в городе" и, соответственно, каждый из выступавших представлял эту тему в рамках вопросов, которые особенно актуальны и которые приходится решать в силу служебных обязанностей. "Память в городе" — тема достаточно обширная, ее можно трактовать по-разному, но большинство сообщений представляло именно памятники. А выступление нашей делегации было более разносторонним. С одной стороны, мы представили скульптурные композиции, как элементы памяти в городском ландшафте (причем все объекты не фигуративные, а скорее концептуальные). С другой стороны, мой доклад касался праздничного оформления города в контексте упомянутой темы. Выбраны были праздники, такие, как День Победы, День Снятия Блокады, День Военно-Морского Флота и День Города. То есть делегация  продемонстрировали свое видение темы, которое отличалось от общего подхода. Основная часть выступлений других участников была посвящена тому, как реализуется установка памятников в том или ином городе. Ростов-на-Дону, например, поразил своей нескончаемой адресной программой, она удивила своей обширностью. Особенно запомнились, поэтому — доклад, посвященный этикеткам с портретами городов, и фильм, который показал Юрий Владимирович Назаров про мемориал в Берлине, посвященный Холокосту. Тема та же, но была представлена необычно.

dscn1624

Алексей Сухов: Ростов-на-Дону поставил это дело на конвейер. Видимо там в городе мощная скульптурная секция, вот и ставят без устали. Началось все с роденовских "Граждан города Кале", которых скульптор снял с постамента. И понеслось! Бесконечные памятники городовым, дворникам, фотографам, собачкам, кошечкам (и Питер поучаствовал в этой скульптурно-пространственной карусели, правда есть и симпатичные фольклорные произведения, типа Чижика-Пыжика на Фонтанке). Дальше это превратилось уже в какое-то моровое поветрие: у редакции сажают железного человека, читающего газету, у цирка Никулина ставят клоуна-Никулина - скульптура широко шагнула в народ, на детские площадки в виде слоников-каруселек. Только теперь этих слоников маститые дядьки лепят из бронзы. Ваятели сидят в позе роденовского "Мыслителя" и думают, чем бы еще удивить народ...

К.Д.: К сожалению, удивления-то как раз и не происходит. Я вспоминаю видеоряд ростовского и московского докладов, там где и никулинский памятник был и памятник горожанину, читающему меню (мужчина в котелке на краю тротуара, у опоры освещения, читающий что-то, что должно изображать меню) и ловлю себя на мысли, что это напоминает и нашего фотографа на Малой Садовой и нашего Остапа Бендера... Получается, что это направление уже настолько стало широко растиражированным приемом, что переходит всякие разумные пределы. Судя по показам на дизайн-форуме, в России - это наиболее распространенный ход для городской скульптуры и пора бы уже подумать, как это останавливать.

А.Л.: А давайте попробуем сформулировать, что именно в этом плохого (или напротив, хорошего). Только ли заезженность приема?

А.С.: Откуда это взялось? Мы все, все равно существуем в одной парадигме. Постмодернизм. Это сплошные цитаты, вырванные из контекста. Ты знаешь и я знаю - мы с тобой братья! А по сути — это создание ложных воспоминаний.

К.Д.: Кстати, одной из возможных тем следующего дизайн-форума в Сочи может быть "Фирменный стиль города" Те скульптуры, что мы обсуждали, могут стоять в любом из российских городов, т.е. у них нет своей индивидуальности и контекстной привязки к этому конкретному месту.

А.Л.: Можно ли сформулировать следующим образом: основная претензия к подобной скульптуре заключается в том, что ее сняли с пъедестала, сделали одномасштабной любому прохожему и тем самым, как бы, низвели до обыденной жизни?

А.С.: Нет, дело в том, что это все превратилось в стеб. Постебаться, поерничать... Наш язык и так весь пропитан ерничеством, мы редко говорим серъезно. Вспоминая Чехова: "Его речь носила следы длительных упражнений в остроумии" (Смех)

А.Л.: Едко! Пожалуй, лучше не сформулируешь!

А.С.: Вот это все и есть некие упражнения в остроумии: как бы еще что-то этакое отчебучить!

К.Д.: Может быть нужны новые подходы в самом дизайне памятников?

А.Л.: Что имеется ввиду? Архитектурная привязка к месту? Постамент? Что?

К.Д.: Нет. Сама концепция. Кстати, был очень интересный доклад бывшего главного художника Москвы (Ефимова?), который проанализировал поиск формы в творчестве художников всех времен и народов. И речь шла о том, что памятники не обязаны быть только фигуративными. И еще выступал действующий главный художник Москвы (Воскресенский) с изучением американского опыта, который использует ассоциативный подход. Как пример — военный мемориал, посвященный Второй Мировой Войне, где на граните высечены имена всех погибших военнослужащих.

А.С.: Так это что, они придумали? В 1911 году в Петербурге ставят храм Спаса на Водах по проекту инженера Перетятковича. По совету адмирала Григоровича его возвели при впадении в Неву Ново-Адмиралтейского канала, рядом с эллингами одноименного завода, где сходили на воду боевые корабли. На стенах храма укрепили памятные доски со «списком офицеров флота, корпусов, медицинских и гражданских чинов Морского ведомства, погибших, убитых, умерших от ран и болезней во время войны с Японией 1904-1905 годов». Доски были вывешены так, что каждое имя можно было прочитать.

А.Л.: Так, в свою очередь, и это было сделано не впервые. Давайте вспомним о ветхозаветных каменных скрижалях, на которых Моисей высекал десять заповедей. Это ведь тоже определенный символ — запись на века вперед. Правда, камень не такой уж и твердый материал...

А.С.: Там хороший художник работал. В смысле в Америке. Гениальность в том, что гранитные плиты, на которых высечены имена погибших, отполированы до зеркального блеска и каждый зритель, который читает эти имена, одновременно видит и свое отражение. И кроме того, все вынесено из контекста религии разных конфессий и символизирует просто общечеловеческую память. Такая проекция "Стены плача".

А.Л.: Но у меня еще есть вопрос о самом городе Сочи. Раньше при этом слове в голове возникали "В городе Сочи темные ночи", юг, море, лето, пляж, граждане отдыхающие и пр. Теперь к этому ряду прибавилась "Олимпиада 2014" Что-то заметно уже в связи с олимпийским строительством? Что изменилось в городском облике?

dscn1653

К.Д.: Пока ехали из аэропорта, водитель рассказывал, что будут сносить все хрущевки в центре, которые стоят вдоль реки Сочи. Город будет очень серьезно перестраиваться. Вероятно новые высотные здания, которые мы видим на фотографиях не будут трогать, а все остальное, включая и постройки 50-х исчезнет.

А.С.: Мое видение такое: планировочное решение, которое было разработано еще при отце народов, как костяк сохранится. Жолтовского никуда из Сочи тоже не вытравить. Его театр, морвокзал - лицо города, железнодорожный вокзал - все это останется и будет и дальше работать на образ города. Можно по-разному относиться к этому периоду, но это хорошая архитектура. А частный сектор вперемешку с общественными зданиями, беспорядочная застройка, каша что по этажности, что по стилю, как говорил Фамусов про Москву: "Пожар способствовал ей сильно к украшенью" Дай Бог, чтобы с учетом всех обстоятельств, построили бы что-то приличное.

А.Л.: Другими словами, Олимпиада приравнивается к пожару?

А.С.: Очистительному пожару, я надеюсь. Не дай Бог, чтобы здесь стали сносить санатории 50-х годов постройки. Все-таки - это привычный образ города и именно они делают Сочи.

А.Л.: Сколько дней длилось все это удовольствие (дизайн-форум)

А.С.: Пять

А.Л.: А помимо пленарных заседаний и прочего официоза удалось отдохнуть? Есть такая сторона жизни, все-таки город-курорт? Этот вопрос я задаю специально для тех, кто собирается ан следующмй год. Можно ли совместить полезное с приятным?

А.С.: Ну, у некоторых была культурная программа, типа, посещение дендрария, посмотреть на Сочи сверху. А кто-то участвовал в спортивных мероприятиях.

dscn1671

К.Д.: Мой совет – нужно планировать свою поездку таким образом, чтобы было хотя-бы пару дней сверх программы форума, тогда можно успеть немного отдохнуть. Потому что, если задаться целью побывать на всех мероприятиях, то получается довольно напряженный график.

А.Л.: Вопрос по количеству людей. Народу много было?

А.С.: По спискам — 145, а на фотографии этого количества нет.

А.Л.: А вообще, как я понимаю есть тенденция к расширению мероприяти как по географии, так и по составу?

К.Д.: Да, только наша делегация из Питера насчитывала 8 человек, но есть города, которые и вовсе не были представлены. Да и приезжали все по-разному. Мы, например, были направлены в командировку от КГА, а вот  главный художник Воронежа приехал за свой счет. То есть люди настолько ценят это мероприятие, что готовы приезжать самостоятельно. Надо сказать, что Союз Дизайнеров России планомерно проводит работу по внедрению должности главного художника или главного дизайнера, взаимодействуя с властными структурами российских городов. Далеко не в каждом городе такая должность существует. Профессиональное сообщество подыскивает достойную кандидатуру и представляет ее на обсуждение комиссии, состоящей из главных художников, на форуме, а затем - городскому правительству. В этом году, перед введением в официальную должность, обсуждали кандидата от Махачкалы.

А.Л.: Ну и на сладкое, последний вопрос. Расскажите что вы там завоевали. Что за приз, как называется, за что. Страна должна знать своих героев.

А.С.: На Каменноостровском проспекте в Петербурге, год назад был открыт сквер памяти Андрея Петрова. Основой образного решения там выступает скульптурная композиция, представляющая собой разные ипостаси творческого процесса: скрипка-женщина, скрипка-лебедь. Неплохо решена входная группа со сфинксом, проистекающим формою из скрипки, выполненная в стиле модерн. В целом, вполне корректная такая для Петербурга вещь. Вот и было принято решение - представить на дизайн-форуме эту работу, как пример создания новых воспоминаний. Как город отреагировал на уход действительно любимого всеми композитора, нашего современника. В Сочи приехала, фактически, диарама этого парка: задник – панорамная фотография — предметный план сформировался постаментами с размещенными на них масштабными моделями скульптур в бронзе.

dscn1590

К.Д.: Справедливости ради, нужно упомянуть, что проект был представлен одним из соавторов — Ларисой Канунниковой, которая является главным ландшафтным архитектором Санкт-Петербурга. Она рассказала о том, как рождалась сама идея, о своем общении со вдовой Андрея Петрова, откуда вообще взялась тема скрипки и насколько сложно было прийти к такому условному пластическому решению.

А.С.: В каком-то смысле это — продукт пластического мышления, связанного с 3D-моделированием. Метаморфозы формы, запечатленные в разных фазах изменения, были воплощены в бронзе. Группа скульпторов "Студия креативной вещи" смогла добиться синтеза в этой работе, что и было оценено по достоинству. Этот проект получил четыре диплома. Скульпторы отдельно, Комитет по градостроитльству и архитектуре, как городская структура, представлявшая экспозицию, а также отдельные дипломы авторам — Л. В. Канунниковой и А. А. Трумму.

А.Л.: Ну что ж, я с удовольствием поздравляю и всю вашу команду и наш город с победой и признанием коллег - это дорогого стоит! И хочу пожелать подготовить на следующий год что-то не менее значимое и достойное призов и оваций. Спасибо!

Событие в лицах: фото Ксении Даниловой

 





Вы здесь: ПРОЦЕСС выставки дизайн-форум ДИЗАЙН-ФОРУМ В СОЧИ. ПИТЕР ВЕРНУЛСЯ С ПОБЕДОЙ!

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!