авторы компании

 


ПОСЛЕСЛОВИЕ К БЕНЕФИСУ. ВИЖУ! ГУЛИТОВ!

Веб-резиденция профессионального дизайна
30.03.2009

Набирает обороты программа «ВИЖУ!» в Лофт Проекте ЭТАЖИ. Вот, в прошедший вторник, 24-го марта в Питер приезжал и первый московский гость. Им оказался Юрий Гулитов. После того, как смолкли аплодисменты на пятом этаже, где в располагающей к общению атмосфере ЛофтВайнБара и происходил показ работ Юрия, мы спустились этажом ниже. Здесь в редакции можно было спокойно пообщаться и задать Юрию несколько вопросов.

gulitov_port

Митя Харшак — После показа хочется спросить, много ли было таких изначально некоммерческих работ, которые потом превращались в проекты, находили себя в заказных работах? Насколько часто происходит так, что вещи, которые изначально не были коммерческими, превращаются в тираж, упаковку, плакат, макет многостраничника?
Юрий Гулитов — Нечасто, но когда делаешь какой-то некоммерческий проект, понимаешь что в дальнейшем это может лечь в основу чего- то еще. Например, шрифт с каплями, который я показывал сегодня, вошел в книгу московского ресторана «Марио» в качестве декоративных входящих элементов на шмуц-титулах. Потом этот шрифт появился в «конфетном» проекте…

М.Х. А во взаимоотношениях с заказчиками, часто ли приходиться идти на компромисс с собственными соображениями, мнениями в рамках коммерческих заказов. Или просто в таких случаях отношения прерываются или, может быть, не начинаются вовсе? Как это строится?
Ю.Г. Когда напрямую с людьми работаешь, устанавливаются определенные партнерские отношения, поэтому всегда находятся моменты или точки соприкосновения. Проще работать с руководителем, общение через менеджеров — беда большая, стараюсь так не работать.

М.Х. Неделю назад, Александр Фалдин как раз то же само говорил: «Призываю вас! Всегда общайтесь с людьми, которые принимают решения, потому что любые менеджеры превращают процесс обмена информацией в испорченный телефон». Для вас это тоже актуально?
Ю.Г. Конечно. И Виньелли, выступая на «Золотой пчеле», то же самое говорил.. Конечно, при общении бывает, что-то не сходится, не получается. Не  понимают чего-то или ты их не понимаешь — что тоже может быть. Поэтому изначально нужно внимательно выслушать заказчика. Т.е. я понимаю так: Клиент задумал какое-то дело. Он его как-то  себе представляет. Потом он приглашает дизайнера, чтобы он что-то сделал. Но все равно у него в голове есть его собственное идеальное представление о проекте.  Правда, иногда заказчик не может выразить собственные ожидания. Задача дизайнера — не просто сделать, что просят, а переосмыслить на профессиональном уровне и создать красивый продукт.

М.Х. А студентов своих привлекаете к заказам? Вообще что для вас преподавание, не для зарабатывания же денег?
Ю.Г. Нет, конечно. Вместе со студентами реализуешь какие-то свои творческие идеи, экспериментируешь. Некоторых из своих учеников привлекаю к работе над проектами.

М.Х. То есть получается такое дизайн-продюссирование — вы своих учеников продвигаете в профессиональный мир.
Ю.Г. Если это и продюссирование, то в своих целях. В то же время это важно и для самих студентов, которые таким образом входят в профессию.

М.Х. Мне самому всегда казалось, что когда человек сам практикует и преподает, то для студентов процесс получается интереснее и живее. А есть какой-то любимый жанр? Шрифты, логотипы, книжные макеты, журналы — что из этого самое радостное?
Ю.Г. Как ни странно, любимых жанров то и нет. Все что касается графического дизайна — все интересно. Просто есть жанры, которые я еще не осваивал. Вот, допустим, я никогда не делал дизайн винных этикеток. Очень хотелось этим заняться. Было очень интересно работать. Также раньше никогда не делал журналы про яхты, очень нравилась эта тема, тем более что жил у моря. Потом так совпало — появился заказ. То есть всегда интересно то, что я еще не делал. Занимался упаковкой, но не для зарабатывания денег, как многие дизайн-студии. Просто всегда интересно открывать для себя что-то новое.

М.Х. Вот пришлось встретится с упаковкой — это такой выход из плоскости в объем , а были какие-то предложения заняться интерьерами? Возможно, как продолжение фирменного стиля?
Ю.Г. Нет, я такого не делал. Но я бы мог попробовать. Если бы поступило такое предложение, я был бы рад.

М.Х. Вот вы сейчас сказали: «…по сравнению с другими дизайн-студиями…». А как вы себя позиционируете — более как как дизайнер-одиночка, или как творческая мастерская Юрия Гулитова?
Ю.Г. Творческая мастерская. Вот как раз сейчас сайт скоро выходит «Гулитов Дизайн». Будет студия «Гулитов Дизайн». Будут сотрудники. Правда они и сейчас существуют, но больше в «виртуальном» режиме.

М.Х. То есть будет разрастание, офис, новые сотрудники? Это как-то само собой разрастается в студию, получается, что стало сложно существовать в режиме дизайнера-одиночки?
Ю.Г. Я думаю, что да. На самом деле, как одиночка я и не существовал никогда. Всегда была небольшая команда — верстальщик, пара дизайнеров, которые периодически подключались к тому или иному проекту.

М.Х. Сложно не коснуться темы… Не страшновато затевать сейчас студию? Кризис как то влияет, коснулся?
Ю.Г. Сначала, вроде, думал, что, слава богу, нет. А потом как-то раз и ужаснулся — у меня была куча проектов до нового года, и они все резко взяли и закончились. Я их сдал в самом конце декабря. И я так, немножко заволновался. А теперь думаю, что ничего страшного. Сейчас назрело время собраться. Посмотрим.

М.Х. А такой вот деликатный вопрос ценообразования. Очень закрытый вопрос в нашем деле — очень мало кто светит свои цены, это всегда остается такой тайной за семью печатями. Вот, на как.ру ребята выложили недавно анкетирование с целью прояснить вопрос ценообразования на основные виды работ по графическому дизайну. А как вы себя позиционируете по цене в рынке? Выше среднего или очень дорогой, или какой то средний московский уровень относительно ваших коллег?
Ю.Г. Сложно сказать. Я анализ не делал, кто за сколько работает…так просто общаемся, но я думаю, что все-таки делаю проекты в среднем ценовом сегменте, может, немного выше среднего. Так получается, что если маленькая сумма, просто нет смысла браться за заказ.

М.Х. А существует какой либо фиксированный прайс, или зависит от заказчика?
Ю.Г. Примерно, да, существует. Но он корректируется в зависимости от конкретной ситуации.

М.Х. А заграничные заказчики есть, или только российские?
Ю.Г. Пока только российские. Думаю, что у тех дизайнеров, кто будет здесь выступать в программе «ВИЖУ!», тоже заграничных заказчиков нет.

М.Х. А с чем это связано? Наши-то действительно есть звезды, в мире набравшие достаточно очков.
Ю.Г. Я не знаю точно, может отношение к России на Западе. Или сами россияне пока не понимают, что можно работать еще и с тем рынком. Я не знаю, с чем это связано. Хотя в Европе принято свободное перемещение заказов на дизайн вне зависимости от национальных границ. Японцы, я знаю, заказывают дизайнерам из Европы. Так что, скорее Россия заказывает дизайн у англичан или еще у кого- то. Те же МТС,  БиЛайн.

М.Х. Это связано с тем, что наши студии и дизайнеры не известны или не зарекомендовали себя за границей?
Ю.Г. Студии как таковые не очень известны, скорее, известны имена. Личности, которые работают активно в области плаката. Все, кого мы знаем: Чайка, Логвин, Сурков, Гурович и все остальные. Их плакаты участвуют на выставках и биеннале, собирают призы. И получается, что их знают за границей в основном именно как мастеров этого жанра. Как мы знаем того же Шрайфогеля, Трокслера, Уве Леша. Но зачастую совсем неизвестно, чем еще помимо плакатов они занимаются.  Поэтому тут все сложно, особенно с Россией. Я не знаю, в чем здесь причина, но по крайней мере крупных западных заказчиков у россиян нет.

М.Х. Сейчас вы упомянули про выставки. А для вас лично в каком-то плане становления карьеры, в развитии и приобретении новых заказчиков выставки и награды сыграли какую-то роль? И особенно интересно, что дала книга, которую выпустил Сергей Иванович?
Ю.Г. Важен сам факт издания книги, это приятно… Пока еще новых клиентов она не принесла. А в продвижении, я думаю, всё важно — и участие во всевозможных выставках, и постоянное позиционирование себя как дизайнера, работающего в разных жанрах.

М.Х. На ваш взгляд, выставок на нашем пространстве достаточно для активной профессиональной жизни? Или их мало или очень мало?
Ю.Г. Трудно сказать, это надо с чем то сравнивать . Потому что есть Серов, например, с «Золотой Пчелой». Сейчас, благодаря Вам, появилась какая-то история в Питере, журнал появился, начали вести лекции — это очень хорошо. Некоторые регионы проявляют себя: Новосибирск, Красноярск…  Чем больше, тем лучше. Чем больше будет этой активной жизни и каких то перемещений и контактов , естественно тем лучше.

М.Х. По сути дела в Москве есть Золотая пчела, Серов. Хотя по сути дела Серов это и есть Золотая пчела по большому счету. Ну и всё. А то что там проходят выставки союза дизайнеров, где паволово-посадские платки получают первые призы за дизайн, это какая то совсем другая планета получается.
Ю.Г. Ну да, об этом вообще говорить не стоит.

М.Х. Но вот к сожалению, в СПб сейчас практически ничего не осталось. Выставка Знак, неважно какая она была плохая или хорошая, но она была как некое дизайнерское мероприятие, а сейчас Знак сдулся. Модулор превратился в смотр студенческих  дипломных проектов, тоже уже сложно сказать, что это профессиональная выставка. Так что, на мой взгляд, созрела необходимость.
Ю.Г. Мне кажется, что в СПб нужно что то делать. Потому что город замечательный, архитектурный, исторический, дизайнерский.

М.Х Будем стараться, спасибо

Событие в лицах. Фото: Александр Трофимов.

NB | комментарий design-union.ru | Понимая, и во многом принимая, отношение героев послебенефисной беседы к событиям, происходящим в общественно-профессиональной жизни, заметим все же, что любое крупное событие — это сумма усилий как организаторов/устроителей, так и (потенциальных) участников. Откуда рекрутировать участников? Ведь каждый раз, в мозгу агитируемого на очередное участие в чем бы то ни было дизайнера, репродуцируется один и тот же набор вопросов/ответов: "Зачем мне это надо?", "А судьи кто?", "У меня и так уже дипломы вешать некуда. А какой от них толк?", "Денег нет — и неизвестно...", "Я себе уже все доказал"  и т.д. и т.п. Мотивация для участия в конкурсе/биеннале/выставке настолько снижена у профессионалов, что основными участниками турниров и являются студенты. А если взять опыт профессиональных сообществ за рубежом, в частности Германии, то окажется, что участие дизайнера в профессиональном конкурсе железно мотивировано: обладатели призовых мест (особо отметим! национальных конкурсов) получают официальное право на увеличивающий коэффициент при расчете стоимости за дизайнерские услуги. И система эта признана всеми. И всеми же исполняется. А у нас гонорары — фигура умолчания. Пока мы стыдливо прячем эту тему и не выносим ее на всецеховое обсуждение, мы наносим профессии и всем, кто работает в ней огромный вред. Рынок дикий, с перепадами по предложению чуть не в сотню раз... В Спб Союзе Дизайнеров России, правда, сделаны первые шаги по интеграции нашей системы расчетов в общеевропейский контекст. Так что еще не вечер, господа! К слову, "Модулор" в этом году также несколько изменится. В скором времени начнутся регулярные публикации на design-union.ru о подготовке очередного биеннале и сателлитных проектах.

 

 





Вы здесь: ПРОЦЕСС проекты вижу ПОСЛЕСЛОВИЕ К БЕНЕФИСУ. ВИЖУ! ГУЛИТОВ!

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!