авторы компании

 


ИСКУССТВО БЕН ЦИОНА. ВЫСТАВКА В СМОЛЬНОМ

Жанна - ПАЖ
02.11.2012

Всего неделю, с 2-го по 9-е октября, в Петербурге будет работать выставка произведений потомственного израильского ювелира Бен Цион Давида, единственного продолжателя древних традиций йеменитских мастеров.

Мастерская Бен Циона находится в Старом Яффо. А рядом – его частный музей, так что турист, посмотрев традиционные украшения из серебра (такие же, какие делались еще во времена иерусалимского Храма), может наблюдать, как мастер создает эти изделия.
Бен Циона знают в Европе и США, его коллекции находятся в ряде музеев, изысканные подсвечники его работы были подарены британской королеве, его украшениями торгуют ювелирные фирмы Америки. А теперь известный ювелир приедет в Петербург, чтобы показать свои работы в выставочном зале «Смольный» и провести мастер-классы по обучению древней технике серебряной филиграни.
От замысла выставки до ее открытия не прошло и двух месяцев. Организацией экспозиции занималась профессиональный психолог Леа Веденски, живущая «на две страны» – в Израиле и России. Она и рассказала нам о Бен Ционе.
– Почему вы занялись подготовкой этой выставки? Что Бен Цион и его искусство значат для вас?
– Для меня это способ познакомить жителей России, Петербурга с изысканным Израилем – Израилем, который никогда не увидишь, будучи туристом, никогда не узнаешь, если ты там не живешь, не погружен в его жизнь.
Однажды я была в Старом Яффо и зашла в музей-мастерскую
Бен Циона. Увидела фотопортрет его дедушки – и все, уже не могла от него отойти. Этот снимок работники Сохнута сделали еще в Йемене, до того, как евреев вывезли оттуда. Такие светящиеся лица сейчас видишь редко. Начала расспрашивать – и стало понятно: это то, что я всегда искала.
Йеменские евреи интересны тем, что их традиция не прерывалась, она та же, что была в дни их выхода из Израиля в древности. Они сохранили эту культуру вплоть до малейших 
завитков в ювелирных украшениях и элементов вышивки на костюмах. Каждый крючочек, каждая буковка в писаниях передавались из поколения в поколение. 
– О йеменитской культуре в России известно очень мало…
– К сожалению. Вот Бен Цион делает эти украшения, вы смотрите на старинные – и видите, что они точно такие же, в основе те же пять серебряных нитей, каким бы замысловатым ни было изделие. Вы можете собственными глазами увидеть оживающую древность: те же инструменты, приемы и узоры.
В Йемене евреи жили в отрыве от остального мира. Только пустыня, ремесла и святые писания. В голове Тора, в руках – изделия. И в каждом изделии – то, что в голове: воплощенная, постигаемая красота. Есть украшения, которые повторяются полностью, и есть те, которые мастер создает сегодня. Сохраняются древние образы – и как кружево доплетаются новые. Эта связь поколений создает колоссальную силу.
– И Бен Цион продолжает те же традиции?
– Он выдающийся мастер, который связан с древними корнями и облачен в ауру йеменитской культуры. Но это исчезающее искусство. Он остался практически единственным мастером этого направления в Израиле.


Коллаж из книги Леи Веденски. Левое верхнее фото – Бен Цион в младенчестве. Правое верхнее фото – не красавица девочка, а… Бен Цион в пятилетнем возрасте, до первой стрижки. На двух нижних фото – бабушка, мать и отец мастера
Бен Цион родился в Израиле, в 1955 году. Его мать долго не могла родить ребенка – это буквально библейская история. Для йеменской еврейки это вообще конец света. Она рассказывала, как лежала после очередной неудачной беременности и обратилась с молитвой из самого сердца: «Г-ди, если у меня не будет детей, забери меня отсюда!» И вдруг, открыв глаза, заметила, что из комнаты кто-то вышел, а на столе лежит камия – пергаментный свиток с молитвой. Такие амулеты есть у йеменских евреев, их скручивают, помещают в герметичные коробочки и носят на себе. Камия была еще влажной, только что написанной. «Я поняла, что Б-г послал мне ангела, – рассказывала мне мать Бен Циона. – Муж сделал мне футляр для камии, я стала ее носить, и она чудесным образом помогла мне: буквально через месяц я забеременела».



А вскоре в доме появилась пожилая родственница и сказала: «Я видела во сне, что у тебя будет сын, но его нельзя будет стричь до пяти лет». Тут можно вспомнить о назореях… И Бен Циона не стригли, на всех детских фотографиях он с длинными волосами.Представьте Израиль тех лет: многие приехали еще с социалистическими взглядами, дети ходили чуть не с бритыми головами, а он выглядел совсем иначе. Когда Бен Цион достиг пятилетнего возраста, его повезли на север Израиля, на могилу рабби Шимона, автора «Зоара», и подстригли там. В йеменитских семьях продолжают жить отголоски древности, ее живые проявления…

 

Йеменские евреи известны своим долгожительством и позитивным отношением к жизни. Маме Бен Циона уже за 100, но она по-прежнему занимается семейным делом – изготовлением плетеной посуды
– Но на сегодняшних фотографиях Бен Цион выглядит как вполне современный мастер…
– С самого детства Бен Цион работал в мастерской с отцом и дедом, он потомственный ювелир в восьмом, а может быть и двенадцатом поколении. Все мужчины в этом роду занимались Торой и ювелирным искусством: в Йемене это был почетный удел равов и мудрецов. Бен Цион закончил Хайфский технион и уехал в Америку: видел себя инженером. Но и там стал заниматься ювелирным искусством и стал известен. Вернувшись в Израиль, собирался работать военным инженером, но так и остался в своей мастерской. Сейчас ему помогают двое сыновей.
Бен Цион говорит: «Каждое утро, открыв глаза, я благословляю новый день – вот я снова проснулся, руки-ноги целы, вот я опять могу творить красоту, и у меня есть еще один день». И еще: «Каждый человек видит некую собственную грань Вс-вышнего, ту грань бытия, которую может так увидеть только он. Обязательно нужно найти это свое видение и способ им делиться, в этом в принципе и заключается смысл жизни человека. Когда ты находишь эту грань, внутри возникает своего рода эталон совершенства, он диктует свою волю и не дает свернуть в сторону, “снизить планку”».
– Как рождаются идеи его произведений? Ведь это не только повторения тысячелетнего опыта?
– Он рассказывал, как ходил однажды по парку и нашел потерянную ребенком погремушку. Принес в мастерскую – и будто увидел ее иной. Она послужила идеей для подсвечников необыкновенной красоты в форме гранатов с лепестками, их Шимон Перес подарил Елизавете II.

Бен Цион не мог сделать их больше двух лет. Изготовить вручную идеальную форму лепестков не удавалось. Однажды он увидел объявление: престижное учебное заведение, колледж им. Шенкара, набирал слушателей на курсы по работе с новейшей космической технологией: сначала виртуальная конструкция моделируется в компьютере, а потом изготавливается в материале на специальной установке. Он окончил эти курсы, купил установку, запустил ее у себя в мастерской и смоделировал эти лепестки. Только тогда возникла эта форма, которую оставалось вручную заполнить филигранью.
«Это был знаковый для меня день, – сказал Бен Цион. – Потому что в моем ощущении произошло слияние новейшей технологии и древнего метода филиграни на основе пяти нитей, которому уже больше двух с половиной тысяч лет».
В свое время популярная певица Офра Хаза носила только украшения Бен Циона, на снимках она только в его браслетах и серьгах. Сейчас он большой популярностью пользуется у туристов из России и Штатов. Любой уважающий себя религиозный еврей приобретает его подсвечники для субботних свечей, футляры для мезуз и мегилот, ханукии, волчки… Это вещи, которые передаются в семьях из поколения в поколение. Но Бен Цион – человек мира, он хочет, чтобы с этой древней культурой, с этой красотой соприкоснулись все.

Часы работы выставки ежедневно с 11:00 до 20:00 
Выставочный зал «Смольный», Смольного ул., д. 3
Справки по тел. 579-6336; +7953-361-9021 (выставочный зал) 
+7921-8993171 (организаторы выставки) E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 





Вы здесь: [петербург] ИСКУССТВО БЕН ЦИОНА. ВЫСТАВКА В СМОЛЬНОМ

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!