авторы компании
Хитов:
379
Хитов:
2461
Графический дизайн
Хитов:
420

 


КОМПЕТЕНЦИИ МЕДИАДИЗАЙНЕРА

Илья Григорьевич ЕЛИНЕР
26.12.2012

Современное состояние медиаиндустрии и сам процесс создания интерактивных мультимедийных проектов требуют появления новых специалистов - медиадизайнеров, способных в своем творчестве объединить все специфические особенности мультимедиа.

alt
 
Профессиональные медиадизайнер должен обладать обширными знаниями в области технологий мультимедиа, художественных средств выразительности, а также, что чрезвычайно важно, знания психологии восприятия нового интерактивного мультимедийного произведения. Именно умение режиссировать, управлять зрительским, пользовательским вниманием за счет самых различных средств и приемов, имеющихся в арсенале профессионального медиадизайнера, а также знания и умения в области создания интерактивных мультимедиа, делают эту специальность уникальной. В ней сплетаются профессиональные навыки художника-дизайнера, режиссера-постановщика, сценариста и, что немаловажно, организатора, способного объединить в сотворчестве самых различных специалистов. Последнее особенно важно, поскольку в процессе создания мультимедийного произведения требуется использовать большой спектр разнообразных специалистов. Так, в идеальном варианте (возьмем для примера web-сайт или мультимедийное локальное издание), необходимы следующие специалисты: менеджер, специалист по контенту, сценарист, режиссер, дизайнер, психолог, звукорежиссер, специалист по юзабилити, программист. При этом в связи со спецификой проекта могут понадобиться и другие специалисты – композитор, музыкант, фотограф, специалист по видео­монтажу, оператор и т.д. Со всеми этими специалистами необходимо найти общий язык, направить их творчество по пути оптимизации проектируемого мультимедийного произведения.
 
Медиадизайнеру как коммуникатору необходимо обладать такими личными качествами, которые позволят ему объединить всех этих разных специалистов в единую команду сотворцов. При этом нельзя забывать о том, что интерактивная природа мультимедиа дает возможность пользователю, как полноценному соавтору, выбирать как линейный, так и нелинейный вариант просмотра, выбирать темп, скорость, глубину взаимодействия с объектом, что в корне меняет сам принцип и приемы (кадр, монтаж, композиция, ритм, звук и т.д.) раскрытия смысла произведения. Пользователь своими интерактивными действиями видоизменяет все эти ключевые знаковые приемы, используемые как в киноискусстве, так и в других традиционных видах искусств. При этом профессиональный медиадизайнер должен, предугадывая самые различные пути развития, взаимодействия пользователя и мультимедийного проекта, учитывать все эти факторы и добиваться цельности, гармоничности восприятия образа произведения, независящего от пользовательского сценария. В этом ему должны помочь возможности мультимедийных технологий, позволяющие структурировать материал таким образом, чтобы пользователь получал только необходимую ему информацию. При этом адаптивные технологии позволяют предоставить этот материал в той форме (визуальной, в виде фото, видеоряда, мультипликации 2D или 3D; вербальной в виде текстового блока, устной речи и т.д.), которая ему наиболее удобна и соответствует его психологическим особенностям.
 
alt
 
Медиадизайнер должен владеть специальными средствами художественной выразительности, в его компетенции находятся средства на стыке динамических (кино, театр, мультипликация, телевидение и т.д.) и статических (живопись, графика, иллюстрация, плакат и т.д.) видов искусств. Он должен грамотно, гармонично совмещать в своих работах статическую и динамическую информацию, которые являются квинтэссенцией его профессии. Из графического дизайна ему необходимо использовать яркость, образность отдельного кадра, выразительность шрифтового, цветового решения, продуманность каждой детали, пластики отдельного кадра. Особенно это важно в области локальных мультимедийных изданий и web-дизайне, где статичных страниц ничуть не меньше динамичных, анимированных. В отрасли кино и телевидения статичных кадров не так уж много, хотя и тут в зависимости от жанра телепрограмм, количество их различно. Для связанных воедино цепочкой кадров важна не просто выразительность, а образная согласованность, монтажная последовательность, темпоритм, динамика их чередования. Выразительность подобных кадров, их образное восприятие во многом зависят от крупности плана, ракурса съемки, правильного освещения, светотонального решения, цветовой гаммы. При этом одним из самых сильных способов передать образ и характер происходящего является динамика, скорость движения, которые очень обогащают палитру медиадизайнера. Движение внутри отдельного кадра является не просто одним из самых эффективных приемов привлечения внимания зрителя, потребителя, но и выразительным средством художника. Этот прием способен многое рассказать зрителю, раскрыть перед ним характер происходящего. Чередование ритма, скорости, характера движения являются одной из важнейших задач медиадизайнера при создании цельного образного произведения. Все это диктует необходимость обучения, выработки у медиадизайнера навыков работы со временем.
 
alt
 
Именно длительность, протяженность временной композиции является отличительной чертой любого мультимедийного продукта. «До появления мультимедийного дизайна этот ряд композиционных задач практически отсутствовал в дизайне. Мышление дизайнера было целиком заключено в капсулу застывших форм» (1). Знание принципов формирования пространственно-временного восприятия пользователя и возможностей передачи, за счет этого, особой атмосферы, является неотъемлемой частью профессии медиадизайнера. При этом нельзя не отметить, что для овладения средствами и приемами временной композиции необходимо воспитывать тонкое восприятие эстетики, характера движения, прививать знание законов динамического восприятия, чувство темпоритма произведения. Все эти правила и законы веками вырабатывались в различных видах искусств (танец, театр и, конечно, кинематограф). Необходимо использовать накопленный опыт, преобразовывать его в связи с особенностями мультимедийных технологий. Нельзя не учитывать тот факт, что в мультимедийной, виртуальной среде временная составляющая более сжата, ее скорость во много раз больше, чем в константной реальности. Это происходит за счет быстрой, постоянной смены образов, нелинейного монтажа, игры с ритмом и темпом повествования. Также стоит отметить отсутствие четкой ориентации во времени и пространстве в мультимедийной среде. Пользователь постоянно телепортируется из одного пространства в другое (телевидение с одного канала на другой, в Интернет-среде – между различными web-сайтами. Это приводит к сложности восприятия, к рассеянности внимания, и порой к невозможности сконцентрироваться на чем-то одном. При этом интерактивность вносит в этот процесс временной композиции свою специфику, поскольку пользователь имеет возможность самостоятельно оперировать временем и пространством - этими ключевым для медиадизайнера понятиями.
 
alt
 
Именно интерактивность, подвижность виртуального мультимедийного пространства, управление им пользователем отличает его от всех других формировавшихся ранее видов искусств. Ведь в телевизионном или кинопроизведении зритель пассивно воспринимает предложенную авторами произведения информацию, лишь эмоционально сопереживая увиденному. Он своими действиями никак не может повлиять на происходящие на экране события, не может видоизменить темп, скорость повествования, не может повлиять на композицию кадра и т.д. Именно поэтому невозможно простое заимствование, перенесение средств и приемов киноискусства в область медиадизайна, необходимо их переосмысление и трансформация. Сам этот процесс интерактивного взаимодействия с мультимедийным произведением пока мало изучен, не выработаны основные приемы режиссуры интерактивного взаимодействия пользователя с объектом медиадизайна.
 
alt
 
Еще одним из важнейших приемов, имеющихся у медиадизайнера, является работа со звуком и музыкой. К сожалению, данный компонент в мультимедийной среде явно недооценен. В индустрии кино он используется довольно эффективно, сюда привлекаются высококвалифицированные специалисты. Но в области web-дизайна он практически отсутствует (конечно, это отчасти связано с тем что пользователь зачастую просматривает сразу несколько сайтов). В области мультимедийных локальных изданий музыка используется, как правило, в виде фонового сопровождения, да и в телеиндустрии звук, зачастую, является просто неким голосовым сопровождением. Не стоит забывать, что индустрия кино довольно давно выработала множество эффективных приемов работы со звуковым сопровождением, которое оказывает никак не меньшее эмоциональное воздействие на пользователя, зрителя, чем визуальная составляющая. Ведь, как совершенно верно заметил Я. Харон, «драматурги и режиссеры, которые отводят музыке и звуку в своей системе выражения идеи ничтожную роль, обкрадывают себя».(2) Это, как правило, происходит в связи с отсутствием продуманного плана этапов разработки мультимедийного произведения, а также неверного определения места и роли музыкального сопровождения, что порой приводит к обеднению образной составляющей проекта, а иногда и к полному разрушению ее. Специалисты в области звукорежиссуры давно доказали, что «если звукозрительные образы не были записаны в сценарии, не появились в режиссерской разработке, вряд ли дальнейшие усилия позволят достигнуть гармонии экранного произведения – единства формы и содержания, стройности, согласованности элементов».(3) При этом выявление гармонии между визуальным рядом и музыкальным сопровождением, стыковка акцентов, расставленных с помощью композиции кадра, размера и цвета изображения, динамики и характера движения с акцентами, расставленными в музыкальном ряде, является одной из важнейших задач. Звуковое сопровождение может быть как подчинено визуальному композиционному решению, но случается и другое: визуально-композиционное решение подчинено звуковому. Выбор этих соотношений напрямую зависит от тех задач, которые стоят перед создателями мультимедийного произведения. Так, например, с помощью синхронности (выделяется два типа – естественная и художественная) или асинхронности (также естественная и художественная) звукового и визуального ряда можно добиваться различных эмоциональных реакций зрителя, пользователя. Можно подготавливать его к тем или иным предстоящим событиям, подчеркивать или нивелировать серьезность происходящего и т.д. Звуковой ряд играет чрезвычайно важную роль в формировании законченного цельного образа мультимедийного произведения, и является одним из его важнейших, системообразующих компонентов.
 
alt
 
Широта решаемых в процессе творчества задач и ответственность, возложенная на медиадизайнера при создании мультимедийного произведения, требуют его разносторонней подготовки. Для этого необходимы современные методики обучения этой новой специальности, четкая классификация по направлениям деятельности внутри данной специализации – медиадизайнер локальных и сетевых изданий (образовательных, развлекательных, познавательных и т.д.), медиадизайнер игровых взаимодействий (различные компьютерные игры), медиадизайнер интерактивных телевизионных программ и т.д.
 
1. Мещанинов, А.А. Дизайн. Точка над й: теорет. обсуждение природы дизайна в общедоступ. изложении. — СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2008. — С. 161.
2. Харон, Я. Е. Музыка документального фильма. — М.: Искусство, 1974. — С. 23
3. Дворко, Н.И. Профессия – режиссер мультимедиа. — СПб.: СПбГУП, 2004. — С. 56.




Вы здесь: АВТОРЫ теория КОМПЕТЕНЦИИ МЕДИАДИЗАЙНЕРА

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!