авторы компании
Хитов:
6713
Хитов:
7878
Теория и педагогика
Хитов:
7372
Графический дизайн

 


ИТОГИ XI ТЮМЕНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ДИЗАЙНА

Веб-резиденция профессионального дизайна
23.11.2009

 Всего за 11 лет фестиваля состоялись 93 выставки в Ганновере (ФРГ), Екатеринбурге, Ишиме, Кургане, Москве, Райдерфеене (ФРГ), Сургуте, Тобольске, Тюмени, Ханты-Мансийске. На выставках и конкурсах представлялись в живой и виртуальной форме не менее 11 тысяч работ, авторами которых стали примерно 900 дизайнеров, а также художников из Барнаула, Волгодонска, Глазго (Великобритания), Екатеринбурга, Златоуста, Иваново, Ишима, Калининграда, Кемерово, Красноярска, Кургана, Милана (Италия), Москвы, Набережных Челнов, Нефтеюганска, Новосибирска, Нью-Йорка (США), Обнинска, Омска, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Сочи, Сургута, Твери, Тольятти, Тулы, Тюмени, Усть-Каменогорска (Казахстан), Ханты-Мансийска, Хаддерсфилда (Великобритания), Харькова (Украина), Чебоксар, Челябинска, Шадринска, Эйндховена (Нидерланды).

 
10 ноября в Тюменском музее искусств при большом стечении студентов, деятелей искусств, музейщиков и прессы открылась двойная выставка работ Николая Пискулина и Надежды Морозовой. Объединило дизайнера-графика и модельера судьба: в уходящем году им исполнилось по 50 лет (название выставки «50/50») и учились они лет сколько-то назад в одном классе.
Работы Николая Пискулина выставлены в трех залах, они показывают практически все аспекты творчества нашего талантливого земляка, ставшего после окончания колледжа искусств типографом мирового класса. Работы Надежды Морозовой представлены некоторыми коллекциями, выставленными в одном большом зале и отчасти рядом с работами Пискулина. Собрать модели одежды на выставку и даже конкурс всегда сложно – большая их часть уходит к заказчикам и через некоторое время не являются выставочными объектами. Морозова показала работы из льна, трикотажа, выполненные с использованием региональных традиций одежды (в ее творчестве были и другие коллекции).
 Если для Пискулина участие в выставках и конкурсах — привычный драйв, то выставка работ модельера — трудное испытание: на подиуме, в свете софитов или на теле — это не одно и то же, что в музейном пространстве, трудно и непривычно. Надежда Морозова рискнула — будем надеяться, ей досталось шампанское (на выставках дизайнеров фуршеты давно исключены по экологическим и культурным соображениям).
Дуплексным было и открытие выставок: часть гостей трепетно говорила о Морозовой, другая половина — о Пискулине. В сценарии автор открытия Алена Дубровина аккуратно перемешала две компоненты гостей. Не учла, впрочем, что директор музея уважаемый Павел Эдуардович Головин по причине занятости не смог посетить открытие и начать церемонию, так что вице-президенту российского дизайнерского союза Геннадию Вершинину, приготовившему «от дизайнеров» панегирик Пискулину, пришлось импровизировать другой текст. (Увы, культурное начальство нового призыва слишком занято судьбоносными делами, чтобы посещать выставки, концерты, спектакли — все то, чем они руководят). Дизайнеры разыграли пару перформансов: из инициалов Н и П изъяли два подарка — ручку Паркер с золотым пером и бумагу разных сортов, с намеком на то, что Пискулин — один из двух великих каллиграфов Земли Тюменской. Второй перформанс устроил наш другой великий каллиграф — Николай Макаров, что-то очень сложное по семантике из сигнальных знаков, веревки и какой-то умной логики, которую публика выслушала с тем большим трепетом, чем меньше она поняла, что ей полагалось.
Модельерская часть ответила на коммуникативные перформансы модным дефиле, главным событием которого было возвращение в ряды моделей после радостного личного события тюменской красавицы Светланы Шиллер, которой удалось сохранить свое обаяние и прелести.
Как обычно на акциях дизайнеров отсутствовало какое бы то ни было начальство (если не считать профессоров Виктора Станкевского и Бориса Жученко, гл. художника театра кукол Сергея Перепелкина, председателя союза театральных деятелей Владимира Орла — начальства творческого). Так что присутствующие легко и без предварительных условий обошлись без галстуков, пиджаков и атмосфера была как всегда товарищеской, доброй и естественной. Одной из фраз, прозвучавших из ораторов, была нижеследующая: «Произведения искусства — единственный ценный результат цивилизации» (Т. Уайлдер), эта фраза была обнаружена над шапкой газеты «Департамент культуры», анализировавшей региональную культуру и выпущенной к 50-летию Тюменской области (дизайн шапки — в 1994 г. нынешнего юбиляра — Николая Пискулина).
К выставкам на средства дизайнеров тиражом 500 экз. выпущен альбом, макет которого разработал ученик Пискулина Евгений Мелентьев. Текстовые авторы альбома — Алена Дубровина и Геннадий Вершинин дали небольшую аналитику творчества коллег и предложили им интервью. Альбом можно еще приобрести, выставки работают (говорят) до 23 ноября. Срок их сокращен в связи с внеплановым ремонтом залов.
 
Уже на следующий день — 11 ноября — в музее открылась еще одна выставка, связанная с 35-летием создания отделения дизайна в колледже искусств. Это важное для региона событие случилось в июле 1974 года. За годы существования отделение подготовило около 700 дизайнеров, еще 200 специалистов и бакалавров колледж выучил по договору с Уральской академией, а также в рамках начавшего деятельность в 2003 году Тюменского института дизайна. Конечно, 700 - 900 выпускников — мелочь по сравнению с тем, сколько народищу готовят обычные университеты. Одна деталь — художественные школы пестуют властителей душ и сердец, эти «учреждения» не бываю крупными, а образование в них — штучное. Когда из «учреждения образования» выходят какие-нибудь 13 передвижников, или даже один Рафаэль или Рембрандт, значение школы выходит за рамки обычного образовательного конвейера. Колледжу искусств удалось стать авторитетной творческой школой, некоторые из его выпускников стали классиками (работы Надежды Зубаревой — в постоянной экспозиции Русского музея, а Николая Макарова — в Современном музее каллиграфии), многие играют заметную роль в культуре — руководят коллективами, как Сергей Перепелкин, главный художник театра кукол и масок, Александр Новик или Наталья Крамская, возглавляющие союзы художников и дизайнеров и так далее…
 
На выставке представлены около 100 работ. Они показывают исторические (классические) работы художников и дизайнеров, но и свежие, приехавшие с VМеждународного конкурса архитектурного рисунка (к 79 дипломам лауреатов международных конкурсов, полученным школой, добавились 9 свеженьких, лауреатские работы по рисунку можно увидеть на выставке до 30 ноября).
Большая часть представленных на выставке работ выполнена студентами, некоторые из них — уникальны и сделаны на уровне большого искусства. Уже несколько лет многие дизайнерские школы обращают внимание на графику тюменских дипломных проектов, их изобразительную культуру и используют творческие приемы тюменской репрезентации. Часть лучших дипломных проектов представлены в экспозиции.
Примерно треть работ выставки — преподавателей: Михаила Гардубея, Елены Улькиной, Ольги Трофимовой, Андрея Ердякова или выпускников — Александра Новика, Татьяны Манухиной, Вячеслава Сухова, Александра Прудникова, Татьяны Вершининой.
На открытии выставки замечено, что если бы кто-то поставил задачу синхронно организовать персональные выставки известных выпускников и преподавателей вроде Николая Пискулина (в залах рядом), Александра Новика (только что закрылась), Михаила Гардубея и Елены Улькиной (работали в 2008 году), Андрея Ердякова и Ольги Трофимовой (были в 2005 — 2006 гг.), Николая Макарова, Вячеслава Сухова (запланированы на 2010 г), Татьяны Вершининой, Александра Прудникова и других, в том числе совсем новых выпускников — таких выставочных площадей не нашлось бы не только в Тюмени, но и во всем Уральском округе…
 На средства выпускников колледжа и преподавателей издан полноцветный альбом, тиражом в 1000 экз., объем - 150 стр., 200 ил. К сожалению, по плану типографии он появился на свет 12 ноября и представлен публике на следующий день, а не при открытии юбилейной экспозиции. Тюменская академия культуры и искусства, присоединившая к себе колледж в 2009 году своеобразно отреагировала на юбилейную выставку — отказала организаторам в помощи транспортом, звуковой аппаратурой. Вот уж поистине — «прости им, Господи, ибо не ведают, что творят».
 
13 ноября жюри главной выставки-конкурса XI Всероссийского фестиваля архитектуры, дизайна и искусства подвело итоги конкурсов работ в номинациях «Мода», «Коммуникативный дизайн», «Городская среда», «Интерьеры», «Индустриальный дизайн», «Дизайн-педагогика». Жюрили по обычным номинациям: «Лучшая воплощенная работа года», «Лучшая идея», Лучшая студенческая работа года». Результаты смотрите ниже: «Списки участников и победителей выставки-конкурса «Дизайн есть».
 
Несколько позже подведены итоги интернет-конкурса на сайте idva.info. Всего в осенних конкурсах фестиваля участвовали 177 работ 136 авторов из России и Казахстана: Екатеринбурга, Калининграда, Красноярска, Кургана, Новосибирска, Омска, С.-Петербурга, Тулы, Тюмени, Усть-Каменогорска, Ханты-Мансийска, Шадринска.
 
 
 





Вы здесь: ПОРТАЛ место действия Тюмень ИТОГИ XI ТЮМЕНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ДИЗАЙНА

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!