авторы компании
Хитов:
8582
Графический дизайн
Хитов:
5522
Графический дизайн
Хитов:
5796
Дизайн интерьеров

 


МАРК ДЕМИДОВЦЕВ - НАШ ВЫДАЮЩИЙСЯ СОВРЕМЕННИК

Веб-резиденция профессионального дизайна
24.09.2010

demidovcev3СРЕДИ ныне живущих наших земляков немало людей по-настоящему талантливых, есть даже довольно известные, но определение «выдающийся человек» мы смогли применить только по отношению к одному лицу – Марку Васильевичу Демидовцеву - за его заслуги в области художественного конструирования средств транспорта. Они отмечены многими государственными и общественными наградами, премией Президента РФ в области литературы и искусства за 2002 год (а в составе группы коллег с ВАЗа он представлялся на соискание Госпремии РФ в 1992г.).

В ЕГО родном Павлове не всякий о нем знает, может быть, и потому, что Марк Васильевич почти четыре десятилетия живет довольно далеко - на самарской земле, в Тольятти и, изредка бывая в нашем городе, по скромности не старается афишировать здесь свое присутствие. Однако именно с М.В.Демидовцевым связано становление и выведение на международный уровень автодизайна на Павловском автобусном и Волжском автомобильном заводах.
В мае нашему легендарному земляку исполнится 80 лет, причем он по-прежнему очень деятелен и авторитетен среди коллег, и его нынешняя должность помощника исполнительного директора по техническому развитию ВАЗа вовсе не символическая. В конце минувшего года представители Павловского исторического музея и редакции газеты «Павловский металлист» побывали у Марка Васильевича в гостях.
Это была замечательная во всех отношениях поездка. Очень красив и необычен сам город Тольятти, он строился вместе с автогигантом, составляет с ним единое целое. Демидовцев встретил нас у входа в великолепное здание возведенного по его проекту дизайн-центра ВАЗа. Этот своего рода храм промышленного, социального искусства – один из самых крупных в Европе – 23 тысячи квадратных метров. Но главное его достоинство - высочайшая техническая оснащенность (есть даже аэродинамическая труба, ведь улучшение аэродинамики автомобиля позволяет экономить топливо, снижать материалоемкость, даже повышать комфорт в салоне).
Мы осмотрели в сопровождении Демидовцева многие подразделения дизайн-центра: ряд просторных проектных мастерских и отделов, например, отдел цвета (!), экспериментальный цех, в котором любой элемент модели можно воплотить в заданном материале в условиях и по технологиям, максимально приближенным к заводским, огромный демонстрационный зал, вазовскую школу будущих дизайнеров и т.д.
Интерьеры, отделка помещений везде выполнены по самому высшему разряду, в общем, там так красиво и уютно, что просто не хочется уходить. «Наш дизайн-центр посетили практически все высшие руководители страны», - говорит Демидовцев.
Марк Васильевич признался, что появился этот необыкновенный дизайн-центр (предыдущий был площадью 4,5 тыс. кв. м, и это тоже его разработка) благодаря посещению завода супругами Горбачевыми. Началось с того, что Раиса Максимовна попеняла на тесноту у дизайнеров, а в ответ Михаил Сергеевич предложил Демидовцеву срочно, еще до окончания их визита на завод, набросать эскиз проекта нового здания и вынести его к президентской машине. Он успел…
Во время экскурсии по дизайн-центру нас еще поразило, с каким уважением относятся люди к Демидовцеву, и сколько он о каждом знает, неважно, рабочий это или ИТР. Впрочем, как он сам говорит, тут такие мастера своего дела собраны!
Бывает, тот же модельщик форму чувствует лучше иного дипломированного конструктора. «И какая разница – рабочий или дизайнер? – говорил в одном из интервью Марк Васильевич. - Не дай Бог расчленить социально то равенство, то взаимопонимание и взаимоуважение, которое у нас сложилось. Я противник, что дизайнер - это звезда, а все остальные – черные или там серые. Не дай Бог. Это один из самых трудных вопросов – обеспечить нормальную работу творческого коллектива. С минимумом обид, стычек, самолюбий. Хотя от этого тоже никуда не уйдешь: по каждой новой модели устраивается конкурс и выбирается лучшая».
Кстати, заходил у нас разговор и об особенностях дизайнерской профессии, о качестве подготовки. Демидовцев подчеркнул при этом, что хороший специалист обязательно должен обладать обширными знаниями и широким кругозором. «В любом человеке, а особенно одаренном, возможности неисчерпаемы. Их только нельзя прятать». Да и учить дизайнеров, воспитывать их надо куда серьезнее.
«У нас в Тольятти сейчас целых три академии и пять университетов, и в каждом из этих вузов среди прочих специальностей готовят дизайнеров. Но так легковесно, что выпускники, по большому счету, и понятия не имеют, что же это такое. Они ничего не могут толком делать и занимаются в основном дизайном интерьеров квартир, но столько при этом пафоса, показухи, пустой, вредной для дела. Да, гламурно расставлять мебель тоже надо уметь, но ведь хочется видеть ребят, способных на прорывные творческие решения в серьезнейших отраслях».
Мы расспрашивали патриарха отечественного автодизайна об особенностях его метода. «Я главным дизайнером ВАЗа был 27 лет, потом пришел другой и его быстро убрали, потом еще был один, и вдруг московское руководство пригласило француза главным дизайнером нашего завода (а чего бы и к Калашникову в Ижевск не пригласить главным конструктором француза? – прим. авт.). Я с ним познакомился, привел его сюда и говорю: вы знаете, что рядом с вами будет находиться противник цивилизации? Ему перевели, и он, конечно, не понял. Тогда я сел за свой стол и показал ему, что на моем рабочем месте не должно быть ни одного компьютера, разве что ксерокс для копирования. Просто самому надо уметь думать и рисовать. Он согласился, что это правильно, а потом передал на совещании эти мои слова и уже как его рекомендацию всем работающим. В общем, не надо излишне полагаться на технику, человек все равно сильнее и мудрее».
Это размышления того, кто руководил проектами создания моделей: ВАЗ-2121, 21213, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 2110, 2111, 2112, 2115, 2120, 2122, 2123, микролитражки «Ока», семейства автомобилей «Калина», имеет свыше 40 авторских свидетельств на промышленные образцы автомобилей.
При всем размахе работ на ВАЗе Марк Васильевич признается, что поначалу в творческом отношении был свободнее на ПАЗе. В Тольятти же мешало и давление со стороны итальянских партнеров (особенно на первых порах), и недостаточная гибкость советского планового производства.
Но если не рассчитывать на развертывание собственных конструкций, то зачем было уезжать из Павлова, где востребован, получил признание. Ведь уговаривая Демидовцева упорно и долго, тольяттинцы взяли именно тем, что обещали построить большой дизайн-центр с невиданными условиями для творчества, проявления и развития его способностей в полной мере.
Начал там с освоения зарубежного опыта автостроения, в частности, автомобильного дизайна. Непросто было и вообще переключиться с автобусов на легковые автомобили. Занимался отработкой методов, этому же ни один институт тогда в Союзе, да и до недавних пор, не учил. Постепенно его коллектив вышел на разработку «Нивы», это уже был ответ на вопрос, способен ли завод своими силами создать достойный автомобиль без участия итальянцев.
Кстати, Марк Васильевич познакомил нас с Валерием Павловичем Семушкиным, основным автором проекта ВАЗ-2121 «Нива». Демидовцев отмечает: «Машина эта была абсолютно новая, что признал весь мир. Это стало огромной удачей компоновщиков, двигателистов, шассистов, кузовщиков, испытателей – всех специалистов сравнительно небольшого тогда коллектива, причастного к рождению «Нивы».
Одобрительно была встречена автомобильным рынком «пятерка», потом появилась «четверка» - универсал ВАЗ-2104. Затем «семерка». Это была радостная работа, но нередко она затягивалась до глубокой ночи.
- Очень часто замысел дизайнера, - говорит Демидовцев, - наталкивается на проблемы с его реальным воплощением. Особенно консервативно производство, оно тяготеет к стабильности, любая конструктивная новинка влечет за собой неминуемые многомиллионные затраты, перестройку отлаженных процессов. Далеко не всегда мы выходили победителями из таких извечно неминуемых конфликтов. Вот «восьмерка» - ВАЗ-2108. Столько в нее удачных находок вложили. Однако то, что пошло на конвейер, оказалось лишь подобием. Завод не смог конструктивно и технологически осилить предложенный нами интерьер. Я очень жалел об этом. Даже в «десятку» - ВАЗ-2110 - многое из тех находок так и не смогли протиснуть.
Он показывал нам совсем новые, еще и не предполагающиеся к выпуску модели и с гордостью говорил, что у вазовцев имеются такие перспективные разработки, где они не равняются ни на немцев с японцами, ни на кого-то еще. Эти образцы демонстрировались за рубежом и вызывали восхищение, хотя и в них есть только минимум того, что должно бы сейчас быть и что могут дать наши специалисты.
- Но почему-то вдруг мы, получив это, останавливаемся и говорим, что это пока нереально для производства и надо отложить. Почему иногда русский человек как бы спит? Ерунду будем выпускать, а тем моделям, о которых говорил, пока ходу нет.
Марк Васильевич подарил нам с автографом экземпляры оригинального каталога его персональной выставки, прошедшей в 2003 году в Москве в выставочном комплексе на Крымском валу. «В этой книжке, конечно, многого нет, чем я занимался, но кое-что показано».
Отчитывался он на престижной творческой выставке как член Союза дизайнеров РФ, причем даже входящий в его «сенат» из пяти человек, обладатель знака «За заслуги в развитии дизайна» (показывалась его дизайнерская работа и на ВАЗе, и на ПАЗе), а также и как член Союза архитекторов РФ.
Дело в том, что в последние годы в содружестве с руководителем вазовской студии декоративно-прикладного искусства М.А.Исаевой и другими единомышленниками М.В.Демидовцев занимается архитектурным проектированием, как гражданским, так и церковным, причем многие проекты его зданий уже осуществлены или находятся в стадии возведения.
Среди них комплекс павильонов Технического музея ОАО «АвтоВАЗ» в Тольятти, замечательного по своим коллекциям, к примеру, он самый большой в России по собранию образцов военной техники. Ждет своего воплощения необычный по решению проект Автомобильного музея ОАО «АвтоВАЗ».
Очень интересны осуществленные церковные проекты Демидовцева в Тольятти: Преображенский храм Автозаводского района, Православная классическая гимназия с собственной церковью Всех святых в земле российской просиявших, а также принадлежащая ОАО «АвтоВАЗ» церковь Михаила Архангела, она великолепно украшает площадь перед зданием дирекции по техническому развитию. За них Марк Васильевич удостоился личной похвалы Патриарха Алексия II и высокой награды Русской Православной Церкви.
Мы долго беседовали с М.В.Демидовцевым в его большой мастерской. Выглядит она по-настоящему творчески: масса документов, эскизов, чертежей и различных инструментов гармонично сочетается с красивыми вещицами, сувенирами. Еще здесь чувствуется, что хозяин не забыл о своем родном городе: на стенах развешаны виды старого Павлова (усадьба Гомулина, дом Щеткина), широко известная гравюра «Село Павлово» А.Н.Михалени, этюд А.А.Маврычева, а также фотографии дизайн-центра ПАЗа, автобуса «Турист люкс».
Оказалось, что и к архитектурному проектированию Марк Васильевич приобщился отчасти под влиянием своих детских впечатлений от руин уничтоженных церквей в Павлове. Хотелось пусть на новом месте, в Тольятти, но как-то компенсировать ту разрушенную красоту.
Просматривая подаренный нами комплект недавно переизданных дореволюционных открыток старого Павлова, грустно говорит: «Почему-то на Западе те же немцы, чехи, поляки все это любовно и бережно реставрируют и возрождают, а мы в России столько посносили и продолжаем уничтожать… Неужели не найдется богатый земляк, который отдаст все до копейки, только чтобы это восстановить?».
С удовольствием листает буклеты о Павлове, вспоминает (например, как сам видел надомную работу кустарей), расспрашивает и уточняет (по вечерам уже не прогуливаются толпами по Почтовке павловчане?).

Виктор ЛЕБЕДКОВ,
Николай ФЕДОТОВ.
Фото авторов.





Вы здесь: ПОРТАЛ дайджест города МАРК ДЕМИДОВЦЕВ - НАШ ВЫДАЮЩИЙСЯ СОВРЕМЕННИК

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!