|
SHIGEO FUKUDA
Шигео Фукуда (Shigeo Fukuda) – наиболее известный японский график, снискавший себе всемирную известность своими антивоенными плакатами, мастер, умевший в лаконичных, на уровне знака, образах передавать сложнейшие проблемы современности, умер 11 января 2009 года в Токио, ровно 2 года назад. Ему было 76.
Несмотря на то, что творчество Фукуды, безусловно, имеет корни в японской культуре, его Fukuda родился 14 февраля 1932 в Токио. Семейным бизнесом было производство игрушек. После окончания Второй мировой войны он обучается в токийском Национальном Университете Искусств и Музыки (National University of Fine Arts & Music), который закончил в 1956 году. В этот период он увлекается минимализмом швейцарского стиля графического дизайна. Первую широкую известность творчество Фукуды получило благодаря выставке в Токио в 1965 году, которая демонстрировала 120 игрушек. Выставка имела большой резонанс и спустя несколько лет с успехом прошла в Нью-Йорке.
В 1966 году его работы громко прозвучали на конкурсе графического дизайна в Чехии, а через год в Канаде на Expo '67 в Монреале. В этом же году открылась его первая американская выставка в галерее IBM в Нью-Йорке. Этим знаменательным событием он украсил свой медовый месяц. Выставка представила публике подобные головоломкам деревянные скульптуры, первоначально созданные как игрушки для его маленькой дочери. Выставка принесла Фукуде ещё более широкое признание, в результате чего с ним было записано интервью на телевидении. Позже Шигео Фукуда стал работать фрилансером.
Shigeo Fukuda, Logo National Cultural Festiva,Tokyo,1986
Наиболее важные области деятельности японского маэстро —
Творчество Шигео Фукуды, оказавшее большое влияние на умы и сердца многих графиков по всему миру, в свою очередь также формировалось под влиянием работ одного из основателей современного японского графического дизайна Такаши Коно (Takashi Kohno), чьи работы всегда были острыми и вдохновляющими.
Плакат «Victory 1945» сделал имя Шигео Фукуды всемирно известным. Лаконичная фукудовская визуальная метафора превращает снаряд, выпущенный из пушки в пробку, которая вот-вот закупорит жерло войны навеки. Этот плакат принес ему Гран-при конкурса плакатов в Варшаве в 1975 году. Свой денежный приз Шигео Фукуда перевел в Peace Fund Movement (Фонд защиты мира).
В своих работах Фукуда обращался к крупным вопросам, присущим человеческой природе: о ненависти и любви, о страхе и предательстве, о жизни и смерти. Всю свою творческую жизнь Фукуда разрабатывал тему иллюзорности окружающего мира, пытаясь найти грань между зрительным восприятием и философским пониманием изображенного. Создавая оптические иллюзии он работал с психологией восприятия зрителя, продолжая поиски Дали и Эшера.
«Эмоции одинаковы во всем мире, а традиции — нет», — говорил Шигео. В интервью Idea Magazine Шигео Фукуда объяснил мотивы своей неповторимой техники таким образом: «Я полагаю, что в дизайне должно быть 30% достоинства, 20% — красоты и 50% — абсурда. Вместо того, чтобы потакать вкусам широкой публики, миссия дизайнера — завлекая человека визуальной иллюзией, оставить его с ощущением удовлетворённости от собственного превосходства...»
В начале 70-х годов в работе «Сто улыбок Моны Лизы» Шигео Фукуда совместно с Манокото Накамурой составили портрет Моны Лизы из ста различных изображений. Фукуда еще не раз возвратится к разным интерпретациям этого образа. При создании коллажа "Японская Джоконда", он использовал всего несколько почтовых марок. В другом случае исходным материалом послужили 50 различных флагов мира.
Жизнь Шигео Фукуда была очень тесно связана с образованием. С 1972 по 2002 год Фукуда преподавал в своей Alma Mater — National University of Arts and Music. Параллельно, с 1982 по1984 год он преподает в Графическом Департаменте Йельского университета. Он старался создать для студентов спокойную дружелюбную атмосферу и считал, что обязательная, слишком регламентированная программа обучения может препятствовать развитию творческого начала.
В своем творчестве, Шигео Фукуда активно пользовался техниками оптических иллюзий не полько на плоскости, но и в скульптуре. В его знаменитой скульптурной композиции «Ланч в мотоциклетном шлеме» («Lunch With a Helmet On»), Шигео из сотен ложек, вилок и ножей спаял конструкцию, которая отбрасывает тень в форме мотоцикла.
Традиционно японские дизайнеры равнялись на новые инновационные достижения Запада. Но со временем ветер изменился в восточном направлении. Шигео Фукуда, будучи флагманом японского дизайна , стал причиной изменения направления этого ветра на Восток. Шигео Фукуда был Президентом Ассоциации Графических дизайнеров Японии и членом JADC, а в1986 году, в Великобритании он был избран Royal Designer for Industry . И сегодня его имя стоит в ряду таких известных плакатистов, как: Авадзу, Нагаи, Кадзима, Сайто, Танака и других.
Премии и награды:
Персональные выставки:
Памяти Шигео Фукуда |