авторы компании
Хитов:
6120
Хитов:
2310
Графический дизайн
Хитов:
9503
Арт дизайн

 


РАЗНЫЕ ПРАВДЫ

Веб-резиденция профессионального дизайна
01.12.2013
Поскольку этот текст был написан буквально накануне публикации А.Тимофеева, его не стали вывешивать, прежде я хотел познакомиться с долгожданным посланием. Самое грустное, но характерное при этом - полное отсутствие за неделю какой-либо серьезной реакции на него - ни восторгов, ни проклятий. Даже Ю.Молодковец не отреагировал на эту «правду», неужели мало. В итоге, я практически нечего не изменил, добавив некоторые уточнения и ощущение от прочитанного.


Фото: Александр Линецкий

Все-таки, именно обращение Юрия Молодковца первым прорвало ситуацию тягостного молчания, возникшую после майских событий в петербургской организации Союза Дизайнеров России (СДР). Боюсь, только, что узнать абсолютную правду ему не удастся. Существуют события и факты, которые каждый трактует по-своему, формируя свою собственную «правду». Когда несколько частных «правд» совпадают, возникает коллективная «правда», которая правдивее от этого не становится, потому что это субъективная трактовка фактов отдельно взятой группой товарищей.

Из опубликованных на портале текстов Е.Монгайта и С.Дужникова (комментарий к статье) ясно, что для первого правда в чьих-то попытках загнать «взбрыкнувшееся стадо в хлев» за отказ платить «дань». Для второго, в желании центра «затянуть финансовую удавку на шее заслуженной организации». Это очень удобная популистская тема, на которой можно строить страшную «правду» про козни Москвы и манипулировать настроением людей. Как-то не поворачивается язык назвать хлевом организацию в несколько тысяч человек по всей России. Как-то не было раньше такой терминологии, как не было озлобленности и отчуждения, высокомерной нравоучительности и неуважения к другому мнению.

Зная, как, при подготовке «конференции», проходили секционные собрания, как подгонялась, под нужную для кворума, численность организации и формировался коллектив участников-единомышленников, не очень веришь в «правду» о легитимности этого мероприятия. А вот то, что вопрос о новой редакции устава СПб Союза дизайнеров нашим сообществом не обсуждался и был снят с повестки дня - это правда. И, что тогда можно регистрировать, непонятно. И кто разваливает наш союз - это еще вопрос.

К сожалению, правда и то, что, после произошедшего, почти полгода промолчал А.Тимофеев. Это был не лучший способ объяснить свою позицию, убедить в том, что другого пути нет и, главное, предложить всем новую, реальную программу свободного от «финансовой удавки» развития, если он ее знает. Думаю, что Тимофееву было непросто, и шаг, на который он решился под напором других членов правления, скорее результат кажущейся безвыходности положения и некоторых свойств его натуры. При том, что подавляющее большинство членов почти ничего не знало о происходящем или довольствовалось слухами, это давало повод для всего: от создания инициативных групп до нелестных сплетен в ту и другую сторону.

Теперь мы узнали и «правду» Тимофеева. Исторический экскурс полезен всем, особенно тем, кто начинает отсчет истории с момента собственного появления в союзном круге, не ведая, что до этого что-то уже было.

Мелкие уточнения.
  • 1988 г.Место. В связи с образованием ЛО Союза дизайнеров СССР решением Горисполкома ей было предоставлено в аренду помещение на Мойке,8. Это было запущенное, слегка подвальное помещение, заселенное крысами. Его принимал первый председатель В.Трофимов. Процесс безвозмездной передачи подзатянулся. Он продолжился при втором Председателе – Л.Крыловой, которой предлагали в обмен осушить подвалы дома за счет Союза, а завершился уже при мне (т.е. после 1995 г.) после арбитража, который отказал Комитету по управлению имуществом в иске к нам на большую сумму рублей, за якобы неоплаченную аренду этого помещения. Вот так все начиналось.
  • 1991 – 1999 г.г. Колебания. С момента фактического прекращения деятельности СД СССР до 1999 года, наша организация, уже СПб СД, (даже после участия нескольких ее членов в учреждении СДР) существовала самостоятельно, имела собственный билет и думала, как жить дальше. Это раздумье и дало повод для более быстрого формирования в Петербурге другого отделения СДР, которое сначала мыслилось как областное, но было все-таки зарегистрировано в городе. Это произошло в ноябре 1999 года. Мы никогда не одобряли этот шаг руководства СДР, но, к сожалению, даже в общественных делах присутствует большая доля мелкой политики. В какой-то момент после ухода из жизни председателя отделения была сделана (с участием Ю.Назарова) попытка объединить две структуры на нашей основе, но мы попросили выполнить ряд формальностей, на которые противоположная сторона не согласилась. Так в Петербурге осталось две структуры СДР. В конце концов, конкуренция полезна и мы в ней, по моему мнению, всегда были впереди.
  • 1999г. Выбор. А летом 1999 г., был зарегистрирован новый устав СПб СД в качестве региональной организации СДР. Причем за статус «организации» пришлось побороться, так как Уставом СДР такая структурная единица не была предусмотрена. Все члены СПб СД (по заявлению) вступили в СДР, членство в СПб СД, как таковое перестало существовать. Тогда, это был совершенно логичный и осмысленный шаг, направленный на укрепление российского дизайн-сообщества. Войдя в состав СДР, мы приняли и финансовые условия его существования, когда каждый член союза участвует в его софинансировании, разделяя членский взнос на местный и общесоюзный. Это вполне возможная форма существования общественных организаций при персональном членстве. Она выросла из системы советских творческих объединений, а мы были еще слишком близко от СССР, чтобы сделать что-то другое.
  • 1999 – 2003 г.г.Укрепление. Положение петербургской организации на рубеже веков не было безбедным. К этому времени уже не было ТПО «Дизайн», которое частично финансировало союз. Тем не менее, именно в эти годы союз приобрел друзей, репутацию и признание, мы двигались вперед. У нас были свои победы и свои ошибки, но мы никогда не поминали лихом своих предшественников, понимая, что каждый из них работал в своих условиях, в пределах своих возможностей, выполняя задачи своего времени. После успеха Модулора-99 в Москве на «Виктории», еще более укрепился авторитет нашей организации среди коллег по общероссийскому Союзу.
  • 1999-2007 г.г. Отношения. Все эти годы отношения с центром выстраивались непросто. Приняв финансовые условия нахождения в общероссийском союзе, имея собственное хозяйство и массу неплательщиков взносов, мы постепенно накапливали долг перед бюджетом. Именно авторитет петербургской организации позволял нам философски относиться к этой проблеме. Это не значит, что мы сидели сложа руки. Некоторое время (два-три года) действовал предложенный нами и взаимно подписанный с Ю.Назаровым «Меморандум», который, на основании взаимного признания значимости и особенностей нашей организации, освобождал нас от уплаты общесоюзной доли взносов, оставляя только вступительный. Это тоже была политика. Искались компромиссные формы финансового участия СПб СД в общесоюзном бюджете. Но задолженность росла. Никто при этом не позволял себе «глумиться» над нашим союзом или добиваться чего-то непотребными способами. И если сейчас кого-то куда-то послали, то это очень плохо, но это не повод получать сатисфакцию, через изменение устава и перекраивание организации. При всем понимании несовершенства финансовой системы СДР, поскольку постепенно число организаций-должников увеличивается, понятно, что главной причиной беды являлись и являются не алчность центра, а наша низкая деловая компетентность и отсюда незаинтересованность многих в союзе, как таковом, будь он местным или общероссийским.
  • 2003 г. Обновление. Год 300-летия и очередного «Модулора». Наш город – «Столица российского дизайна». Уже работает новое Правление, в которое входит и А.Тимофеев. В 2007 должны были состояться очередные перевыборы (к тому времени я бы уже 12 лет был председателем) и, где-то за год до этого я попросил Александра стать моим преемником. Ну, кто как не он. Человек с большим профессиональным и комсомольским опытом, практически слетавший в космос, близкий к госслужбам и уже работающий в правлении, в том числе на первых ролях. И Тимофеев согласился, скажу честно, не без раздумий. Он председатель Правления с 2007 года. Я пишу об этом не потому, что это историческое событие, а потому что он знал, не мог не знать о положении Союза. Никаких тайн от него не было и не могло быть. А уж финансовые проблемы всегда были на повестке дня. А.Тимофеев взял дело в свои руки осознанно и ответственно. Это вселяло надежды. Но, когда сегодня он говорит, что потратил уже после избрания 4 года на выяснение обстановки, а потом еще почти три на понимание, что с ней делать, это уже не «нерадивость», а что-то другое. Я не пытаюсь оправдать себя или обвинить в чем-то нынешнего председателя, но на полу-знании и на полу-правде хорошего не построишь.
  • 2013. Вместе или врозь. То, что произошло или вернее происходит, потому что не все точки над «и» расставлены, имеет множество причин. Мы естественно обсуждали с А.Тимофеевым возможный путь развития ситуации, и моя позиция высказана в цитируемом им моем, более раннем, тексте. Не считаю себя идеологом, а тем более провокатором случившегося, потому что разрыв с СДР всегда был для меня крайней и нежелательной мерой. При том, что финансовый кризис в СДР охватывает все большее число региональных организаций, эта проблема, по моему мнению, может и должна решиться рано или поздно коллегиально и для всех, независимо от размеров организации. Это должно быть сделано, исходя из интересов сохранения целостности российского союза, который, конечно, необходимо реконструировать, а не разрушать. Списать все наши проблемы на Президента слишком легкое дело. Ю.Назаров разный человек, но его заслуги по формированию огромной (хотя бы географически) организации - Союза дизайнеров России, не может оспаривать никто. Это имело большое значение, не столько для столичных дизайнеров, сколько для тех, кто работает далеко от столиц и один на один с местными условиями. При этом существуют «якорные» организации, которые скрепляют Союз, определяют его силу и дееспособность. Это Екатеринбург, Нижний Новгород, Тула, Новосибирск, Тюмень и многие другие. Петербург один этих первых в этом ряду. Выход петербургской организации из СДР нанесет ему серьезный удар, не столько финансовый, сколько моральный. И отзовется на нас, поскольку, при всей любви к нашему городу, столичный снобизм - будь он московский или петербургский, не любят нигде.
  • …. и так далее. Действительно, с кем идти дальше это личный выбор каждого. Возможно, у нас в Петербурге будет три союза дизайнеров. Пусть у каждого останется своя правда, но при этом не надо рушить не тобой построенное, отбирать, не тебе данное, делить людей на «красных» и «белых» и звать людей в светлое будущее, нарисованное творческой фантазией и высокопарными словами. Мы это уже проходили. И вот еще одна «правда» недавно пришла из Томска с очередного заседания Совета СДР. Его решением все члены Правления и Ревизионной комиссии петербургской организации исключены из Союза дизайнеров России. Не самое мудрое и жесткое решение, но его можно было прогнозировать. Единственное, что к этому можно добавить - не дожидаясь такого шага, все, кто инициировал исход СПб СД из общероссийского союза, должны были бы сами и публично отказаться от членства в СДР. Это было бы логично, честно и своевременно. Эта последняя правда неприятней других. Вероятно, к ней отнесутся по-разному – с равнодушием, с обидой или с озлоблением. Это не начало гражданской войны, но по нашим человеческим отношениям может пройтись болезненно, а мне бы этого очень не хотелось. И это правда, несмотря на то, что я вышел из нынешнего состава Правления.

В.Санжаров


Вы здесь: регионы РАЗНЫЕ ПРАВДЫ

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!