|
ГЕННАДИЙ ВЕРШИНИН. ВОСЬМОЙ МОДУЛОР
Выставка – обычное и радостное дело для тех, кто попробовал их делать. Выставка – праздник и работа: можно «кинуть» не только ноги, но и взгляды, поразмышлять о тенденциях и людях, о «нашем» и «чужом». Потому выставок все больше во всем мире – это специфический тренинг головы, души, тела и – амбиций.
Может быть, больше здесь имею в виду своих коллег, но так получилось, что мы (в Тюмени) с небольшим мобильным кругом коллег – и не с одним поколением – делаем в год от 3 до 10 дизайнерских и художественных выставок, больших и разных, всего их больше сотни. В том числе – по 2 – 3 персональных выставки дизайнеров. И уже другие люди – студенты, молодые дизайнеры, художники погружаются в выставочные авантюры – есть в этих ночных «монтажах», головоломках с выставлениями экспонатов, в экстремумах экспозиций, коллективной бессоннице магия, которой нет в обыденности. А когда проект получается – то главным разочарованием становится финал, выход в прозу дней.
Интересно наблюдать за эволюцией выставок – например,
В жюри раньше были знакомые лица – теперь и малознакомые, целых три иноземных гостя – погруженные в профессию люди. Жюри – отдельная тема. Хоть Владимир Благодаря председателю Раймо Ряйсенену и его олимпийскому спокойствию (по крайней мере внешнему) обсуждения не превращались в кровопролития.
Восьмой Чего нет? Поддержки чиновников и бизнеса. Жаль. Именно они – чиновники и бизнес – участвовали с дизайнерами в создании английского, немецкого и японского дизайна, дизайна Италии. Нет – культурной привычки профессионалов заявлять о себе выставками и работами. В этом также наше отличие, национальная особенность – ведь любой мировой дизайнер или архитектор сделал себя не в прихожих богачей (что немаловажно), но в инициативных проектах для выставок. Последнюю свою выставку (на которой были одни слова) великий Соттсасс сделал накануне 90-летия. Зачем-то. Много ли мы насчитаем успешных «наших», которые бы унижались до персональной или корпоративной выставки?
Скажу больше: много ли у нас пишущих, теоретизирующих архитекторов и дизайнеров? А ведь любой мало-мальски раскрученный мировой мастер кроме творческих вещей имеет статьи книги. Вербализация – ключ к взаимопониманию с обществом, не случайно мировое Жаль, что в Питере, как и повсюду в России, подвижны только молодые, или люди, увлеченные коммерцией. Ощущение, что с возрастом производственно-семейные-общественные заботы парализуют поиск людей, прежде ярко заявлявших о себе – распространенный сюжет, если перебирать талантливых и многообещающих по молодости лет.
Студенческая среда остается наиболее креативной, но не будем забывать, что Было маловато промдизайна и, как обычно, многовато дизайн-арта (что это такое, не знает толком никто, а теория, как было сказано, хромает) с отдельными выдающимися работами, именно выдающимися (студенческий арт-объект Ксении Векшиной, рук. В.П. Гусаров).
Плоховато с интерьером: кризис кончился, интерьерщики ушли на фронт, фронт заработков. Маловатенько среды, и, пожалуй, только две-три работы в строгом смысле являются средовыми, но лишь одна единодушно принята международным жюри. Ощущение, что Питер открылся Западу, но закрылся от России. Я ни разу не видел питерских студентов и педагогов – дизайнеров – на конкурсах МООСАО (кроме ландшафтников и архитекторов) – а меж тем, на этих конкурсах просматриваются молодые амбиционные школы, интересно экспериментирующие в среде и интерьере… Есть такая банальность – кто притормозил, успокоился – тот отстал. После одного из
Потому мое пожелание – всем – движения!
Г. |