авторы компании

 


ТЮМЕНЬ — СТОЛИЦА ДИЗАЙНА ИЛИ ДЕРЕВЕНЬ? ДИСКУССИЯ ОТКРЫТА...

Веб-резиденция профессионального дизайна
17.03.2009
tumen-capital

Автор: Ирина Пермякова

В 2008 году Тюмень стала первым городом, который по итогам конкурса получил право быть центром фестиваля "Столица российского дизайна". О том, чем для Тюмени этот год будет отличаться от других, организаторы фестиваля рассказали на пресс-конференции 20 февраля.

Во-первых, в новом году региональное отделение Союза дизайнеров будет действовать под руководством нового председателя. Геннадия Вершинина на этом посту сменила молодой дизайнер и педагог Наталья Крамская. Надо сказать, не лучшее время выбрал Геннадий Васильевич, чтобы удалиться от общественных дел и свесить фестивальные и представительские дела на коллег. Мало того, что "Cтолица дизайна" требует опытного и предельно собранного организатора, так еще постоянный партнер дизайнерских фестивалей — музей изобразительных искусств — несколько утратил "пиаровскую" хватку, после ухода с поста директора Надежды Васьковой.

Иллюстрация "роли личностей в истории" не заставила себя ждать: на пресс-конференции в честь открытия фестиваля было два журналиста и восемь организаторов. И все стали судить-рядить, как же так вышло и кто виноват. Зато двум корреспондентам повезло больше часа провести в весьма неформальной обстановке с художниками и дизайнерами Михаилом Гардубеем, Натальей Крамской, Ольгой Трофимовой, Николаем Пискулиным, модельерами Аленой Дубровиной и Анжеликой Белозеровой, с куратором дизайнерских выставок в музее изобразительных искусств Верой Субботиной и нынешним директором музея Людмилой Овсянкиной.

Не сказать, чтобы в итоге создалось хоть сколько-нибудь стройное представление о ходе фестиваля (участники встречи то и дело отсылали к распечатке годовой программы фестиваля), зато удалось обсудить некоторые принципиальные позиции организаторов "Столицы дизайна" в Тюмени. Ключевой вопрос задолго до пресс-конференции задал на страницах журнала "Большой город" поэт, профессор кафедры политологии ТюмГУ Владимир Богомяков:

"С удивлением узнал, что в 2008 году Тюмень будет носить титул "Столица российского дизайна", — пишет он. — Я рад за Тюмень, однако возникает ряд вопросов… Может ли быть столицей дизайна город, в котором на протяжении многих лет упорно и методично вырубаются деревья, а освободившееся пространство закатывают под асфальт?.. город, в котором стремительно исчезает старая архитектура, а ее место занимают современные безликие здания?.. Тюмень утрачивает свое "я"… И это очень печально. Каждый день я еду по неудобным узким дорогам… Захожу во дворы "элитной застройки".., куда с трудом помещается детская песочница. Каждый день взгляд натыкается на безобразные, разномастные, безвкусные вывески, гопницкие названия… И это — столица российского дизайна? Какова же в таком случае провинция отечественного дизайна?".

С одной стороны, дизайнеры с такой постановкой вопроса согласны — для профессионалов, призванных усовершенствовать среду человеческого обитания, несовершенство Тюмени более чем очевидно. С другой — непросто удержаться от оправданий любимого города. Тюмень часто воспринимают как "столицу нефти", но нефти тут нет, да и столичному статусу город по многим параметрам не соответствует, соглашается Вера Субботина. Но в том и заключается одна из глобальных целей этого фестиваля — обратить внимание не столько жителей, сколько властей на то, что у нас есть дизайнеры и их можно использовать для формирования лица города. Не случайно Геннадий Вершинин так любит приводить в пример Японию: сегодня она один из флагманов мирового дизайна только благодаря тому, что после Второй мировой войны государство оказало мощнейшую поддержку дизайнерским лабораториям.

Быть может, громкое звание "Столицы дизайна", гости со всех концов России, которые соберутся на Совет союза дизайнеров во главе с президентом Юрием Назаровым, помогут обратить внимание властимущих на проблемы дизайна, убедят в необходимости поддержки и развития этой сферы, надеется Вера Александровна. "Ну а если власти не хотят следовать примеру Японии, — добавляет Гардубей, — мы хоть внимание бизнеса привлечем". По мнению художника, облик города во многом формирует именно бизнес, к нему, а не к дизайнерам прислушиваются на градсоветах. "В чем-то Богомяков прав, — признает Михаил Михайлович, — и мне жаль, ведь я сам когда-то предпочел Тюмень родным Карпатам именно из-за старого города".

"И все-таки хочу заступиться за Тюмень, — не выдержала Людмила Овсянкина. — Да, старую архитектуру жалко, но город не узнать, это уже не столица деревень. Порой едешь по Тюмени и вдруг видишь такой уютный уголок — ну просто кусочек Европы. И на Архитектурной премии мы видим не только проекты на будущее, но и осуществленные". Интересно, есть в городе новые здания, которые дизайнеры и искусствоведы могут смело назвать гордостью и украшением Тюмени? Людмила Владимировна навскидку ничего не припомнила, но заметила, что когда у серых коробок советских зданий украшают фасады и обновляют кровли, это уже радует глаз. Гардубей назвал здание на пересечении улиц Герцена и Первомайской. Это произведение архитектора Светланы Смирновой дизайнеры приводят как образец уже несколько лет подряд. Как сговорились! Или как будто нет больше столь очевидных примеров хорошей современной архитектуры…

Впрочем, краткий мозговой штурм показал, что примеров дизайнерской работы в Тюмени действительно много. Новый имидж ЦУМа делал студент тюменского Тюменского филиала УралГАХА "Институт дизайна", за имиджевые проекты и оформление постоянной экспозиции музея изобразительных искусств отвечает "Дизайн-лаборатория" во главе с недавним выпускником института дизайна Дмитрием Парфеновым. Интерьер "Запсибкомбанка" проектировал Александр Прудников, интерьер Дома приемов Тюменской области (бывшего Народного дома) проектировали Вершинин и Прудников. Ольга Трофимова известна тюменским театралам как автор сценографии ко многим спектаклям театра "Ангажемент", кукольного театра, студии "ТеатриК" Татьяны Тарасовой. В области графического дизайна, оформлении издательских проектов преуспели Николай Пискулин и Андрей Мелентьев…

"Может быть, мы привыкаем к хорошему дизайну и перестаем его замечать, предположила Вера Субботина. — Например, коллеги, приезжающие из других городов сразу обращают внимание на нашу уличную рекламу. А уж при виде музейных афиш, буклетов, альбомов, изданных при поддержке тюменских дизайнеров, у сотрудников других музеев просто слюнки текут. Казалось бы, это мелочи, но присутствие дизайна в городе заметно. Однако хотелось бы, конечно, более основательного внимания властей".

Кстати, несмотря на то, что фестиваль уже стартовал — в январе была "ангельская" акция студентов-дизайнеров, в феврале открыта выставка Елены Улькиной, на 6 марта намечена презентация выставки Гардубея — программа его находится в постоянном движении. Несколько ярких мероприятий, таких, как лазерное архитектурно-дизайнерское шоу в духе лионского фестиваля света или издание фотоальбома "Прекрасная Тюмень", остаются под вопросом, поскольку источники финансирования до сих пор не определены. Но дизайнеры не унывают. Ни один их проект не был отложен в долгий ящик — рано или поздно все удается реализовать.

В конце концов, звание "Столицы дизайна" повышает статус и без того проводимых ежегодно фестивалей дизайна в Тюмени. "Глядишь и на статус Турина замахнемся", — шутит Михаил Гардубей, имея в виду, что в 2008 году впервые избрана "Столица мирового дизайна", и ею стал Турин. На сайте "Искусство и дизайн Тюмени" сказано, что тюменские дизайнеры обменялись с Турином промо-роликами. Безусловно, для тюменцев профессионально сделанное видео из Турина стало приятным приобретением. Но обладает ли тюменский ролик хоть сотой долей обаяния туринского? Понятно, масштабы финансирования, да и удельного веса в мировой культуре несопоставимые, но разве художник не должен всегда стремиться к лучшему, разве, создавая представительский ролик, не должен дизайнер быть перфекционистом?

Создается впечатление, что тюменский ролик сляпали за одну ночь — было не до оригинальной концепции: виды Тюмени, кое-какие статистические данные и слайдшоу из истории тюменских фестивалей дизайна. Ретроспектива незаметно перетекает в программу грядущего фестиваля, названия акций и выставок стремительно улетают от зрителя на цветных кружочках. Кружочки — часть фирменного стиля фестиваля, придуманного второкурсником института дизайна Никитой Елфимовым. Дизайнерам, конечно, виднее, но с точки зрения обывателя — довольно скучное произведение, такими в 1980-е годы украшали журнал "Юный техник".

Но это мелкая попытка брюзжать — лишь ответ на призыв Николая Пискулина, мол, не только сиропные статьи давайте, но и критику, чтобы была дискуссия, общественный интерес. На самом деле, очень хочется, чтобы красивые идеи дизайнеров сбылись и приблизили Тюмень к идеальному образу столицы российского дизайна.

Источник: www.vsluh.ru

В преддверии проведения очередного фестиваля "Столица российского дизайна", который состоится в текущем году в Калиниграде ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ не грех вспомнить, как это было в других городах...




Вы здесь: ПРОЦЕСС проекты столица российского дизайна ТЮМЕНЬ — СТОЛИЦА ДИЗАЙНА ИЛИ ДЕРЕВЕНЬ? ДИСКУССИЯ ОТКРЫТА...

Яндекс.Метрика

Консоль отладки Joomla!